Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Великое дело, высокий дух. Урок литературы в 10-м классе на тему «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учительская газета, №8 от 24 февраля 2009. Читать номер
Автор:

Цели: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу; пояснить основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа; усвоить содержание основных эпизодов и сцен 3-го тома романа; развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; формировать умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач; учить использовать информационные технологии и интернет-технологии для достижения поставленных целей; воспитывать патриотические чувства, любовь к классической литературе, внимательное отношение к художественному слову, искусству.

Учитель: Каждый раз, когда кто-то берет книгу Л.Н.Толстого «Война и мир», жизнь этой книги начинается снова. И эта жизнь не та, которой жила книга до сих пор. Книга та же, тот же, но вот читатель другой.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети «Интернет»; мультимедиапроектор; ноутбук; экран проекционный; кроссворд; карточки с заданиями кроссворда; запись на доске «Знать. Уметь»; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; ученическая презентация; музыка Чайковского «Времена года», Вивальди «Fruhling Aus die Vier Jahreszeiten»; эпиграф на доске.

Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах… делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию.

Л.Н.Толстой

I. Вступительное слово учителя

Звучит музыка Петра Чайковского «Времена года».

Учитель: Каждый раз, когда кто-то берет книгу Л.Н.Толстого «Война и мир», жизнь этой книги начинается снова. И эта жизнь не та, которой жила книга до сих пор. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель другой.

II. Сообщение темы и целей

Учитель: Тема нашего урока – «Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», это первый урок по данной теме. Сегодня на уроке вы должны знать:

– содержание основных эпизодов и сцен 3-го тома;

– основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий;

– значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа;

уметь:

– прослеживать изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю;

– работать с текстом, выделять главное;

– использовать интернет-технологии для достижения поставленных целей.

III. Кроссворд на знание содержания романа

– Вначале проверим, насколько вы внимательные читатели. Вам предлагается разгадать кроссворд.

Раздаются карточки с кроссвордом и заданиями к нему. (См. кроссворд).

IV. Работа в группах

1-я группа – ответы на вопросы домашнего задания.

2-я группа – тестирование на компьютере (задания взяты из сборника заданий ЕГЭ по литературе и составлены в программе Microsoft Excel).

3-я группа – работа с ресурсами сети «Интернет». Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Л.Н.Толстого, расположенная на сайте http://tolstoy.niv.ru

Учитель: Дома вы составляли вопросы по некоторым сценам 3-го тома.

Кто составил вопросы по эпизоду «Переправа французов через Неман»?

Предположительные ответы: 1) Как показана армия Наполеона и ее дух? 2) Каково отношение солдат к своему императору? 3) Что общего между ними?

Учитель: Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к своему императору, «слепую любовь к Наполеону». Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов.

Задайте вопросы по эпизоду «Оставление Смоленска».

Предположительные ответы: 1) Как простой народ реагирует на происходящее? 2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.

Учитель: Сцена оставления Смоленска показывает реакцию народа на события: «В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне…», «всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска». И здесь же автор передает ощущение бесчеловечности войны, которая несет разорение и смерть. И в этих условиях проявляются скрытая теплота и патриотизм русских людей.

Следующий эпизод – «Оставление Москвы ее жителями».

Предположительные ответы: 1) Как ведут себя жители Москвы? 2) Как решают помочь Отечеству Пьер Безухов, Ростовы, Болконский? 3) Как ведут себя в момент опасности Родины представители чиновно-аристократического общества? 4) Как ведут себя французы в оставленной русскими Москве?

Учитель: Толстой делает вывод в 5-й главе 3-й части. «Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах… делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой».

Подводятся итоги тестирования.

V. Анализ эпизода «Бородинское сражение»

Учитель: Бородинское сражение – кульминация всего действия. Во-первых, это сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев.

Назовите причины и условия сражения при Бородине.

Как ведут себя штабные офицеры перед боем?

Выясним взгляды Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий. Для этого обратимся к статье самого автора.

Звучат сообщения учащихся, работавших с интернет-ресурсами (статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Л.Н.Толстого).

Основные тезисы

…Задача художника и историка совершенно различна, а разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя. Но художник не должен забывать, что представление об исторических лицах и событиях, составившееся в народе, основано не на фантазии, а на исторических документах, насколько могли их сгруппировать историки; а потому, иначе понимая и представляя эти лица и события, художник должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами. Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.

Изучая эпоху столь трагическую, столь богатую громадностью событий и столь близкую к нам, о которой живо столько разнороднейших преданий, я пришел к очевидности того, что нашему уму недоступны причины совершающихся исторических событий. Сказать (что кажется всем весьма простым), что причины событий 12-го года состоят в завоевательном духе Наполеона и в патриотической твердости императора Александра Павловича так же бессмысленно, как сказать, что причины падения Римской империи заключаются в том, что такой-то варвар повел свои народы на запад, а такой-то римский император дурно управлял.

Ошибочно или нет, но, вполне убедившись в этом в продолжение моей работы, я, естественно, описывая исторические события 1807 и особенно 1812 года, в котором наиболее выпукло выступает этот закон предопределения, я не мог приписывать значения деятельности тех людей, которым казалось, что они управляют событиями, но которые менее всех других участников событий вносили в него свободную человеческую деятельность. Деятельность этих людей была занимательна для меня только в смысле иллюстрации того закона предопределения, который, по моему убеждению, управляет историею, и того психологического закона, который заставляет человека, исполняющего самый несвободный поступок, подделывать в своем воображении целый ряд ретроспективных умозаключений, имеющих целью доказать ему самому его свободу.

VI. Инсценировка

Звучит музыка – Антонио Вивальди, «Fruhling Aus die Vier Jahreszeiten».

Учитель: А сейчас просмотрите инсценировку фрагмента «Посещение князем Василием салона Шерер» и подумайте, какую роль играет этот сюжет в романе?

Ребята-актеры показывают инсценировку, ребята-зрители смотрят.

VII. Демонстрация презентации «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Учитель: На протяжении изучения романа мы с вами работаем над проектом «Война или мир?». Результатом работы стали веб-страница «Герои мира» и презентация «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Посмотрите презентацию и оцените ее.

VIII. Итог урока

Звучит музыка – Петр Чайковский, «Времена года».

Учитель: Решающий момент в жизни страны и героев книги – Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух армии в Бородинской битве – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага. Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».

IX. Выставление оценок

X. Домашнее задание

Ответить письменно на вопросы:

– Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене – описании Бородинского боя?

– Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

– Зачем Толстой сравнивает Наполеона с игроком?

Вера КРАСНОВА, учитель русского языка и литературы Дубровской средней школы, учитель Оренбуржья-2008, с. Дубровка, Оренбургская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту