Михаил Андреевич Алексеев – Народный учитель СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени, заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР. В далеком 1966 году вместе со своими единомышленниками он открыл спецкласс с углубленным изучением физики и математики в сельской Верхневилюйской школе. А в 1974 году благодаря стараниям Михаила Андреевича и поддержке первого секретаря Верхневилюйского райкома КПСС М.Е.Николаева, впоследствии первого Президента Республики Саха (Якутия), открылась первая профильная школа с углубленным изучением предметов физико-математического цикла.
Взгляд биографа
Никита Архипов, доктор исторических наук, заведующей кафедрой культуры Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия):
Михаил Андреевич Алексеев родился в историческом 1917 году, во времена великих революционных потрясений в России. Рано стал круглым сиротой. Однако это не помешало ему отлично окончить учительский техникум и двадцатилетним юношей начать свою педагогическую деятельность в Родчевской школе Среднеколымского района. Здесь он проработал всего полтора года. Но за этот короткий отрезок времени под его руководством было достроено здание школы, налажено ее нормальное функционирование, открыт интернат для малообеспеченных детей Севера.
Начало Великой Отечественной войны застал Михаила Алексеева на западных рубежах страны в рядах Красной Армии. Честно выполнял свой солдатский долг рядовой Михаил Алексеев, пока вместе с остатками своей разбитой дивизии не попал в плен. Так началось «хождение по мукам» – немецкий плен, камера предварительного заключения НКВД, Туруханский, Унженский и Енисейский лагеря… Алексеев вышел из заключения в 1951 году морально несломленным и физически здоровым человеком. В 1955 году закончил физико-математическое отделение Якутского педагогического института, в 38 лет вновь стал учителем.
Село Далыр Верхневилюйского района, куда Михаил Андреевич Алексеев попал по распределению, представляло собой типичный якутский населенный пункт с отсталой социальной инфраструктурой. Здесь даже не было электричества. Жители в основном занимались скотоводством. Люди старшего и среднего поколения продолжали существовать тогда по традиционным законам уходящего якутского патриархального общества, неотъемлемой частью которых были уважение к старшим, взаимная выручка, кровно-родственная солидарность и абсолютная честность.
Алексеев проработал в Далырской школе с 1955 по 1958 годы. Как раз в этот период здесь открылась средняя школа, собиравшая учащихся 8-10-х классов из соседних наслегов. Большинство из них были рано повзрослевшие «дети войны», проявлявшие, как правило, большое усердие в учебе. Такая ученическая среда вполне благоприятствовала внедрению в обучение любого педагогического новшества.
Уже в начальный период своей деятельности Михаил Алексеев верно понял необходимость политехнизации средней школы. Он установил тесные контакты с научными учреждениями, передовыми школами Якутска, а также сельскохозяйственными предприятиями района. В школе возник замечательно оборудованный единственный в районе кабинет физики. В нем был открыт кружок физики, которым руководил сам Михаил Андреевич. Параллельно функционировали кружки мотористов, шоферов, трактористов, киномехаников, фотографов, молодых конструкторов и радиолюбителей. Их работой в основном руководили сами учащиеся, прослушавшие спецкурсы своего любимого учителя.
Рабочий день педагога обычно начинался в 7 часов утра в интернате, где он был на добровольных началах воспитателем. Здесь он установил четкий порядок. Дети в интернате впервые стали нормально питаться и прилично одеваться. Все свободное время, включая выходные дни, Михаил Андреевич работал в качестве инструктора по вождению мотоцикла, автомашины и трактора.
Новаторские идеи М.А.Алексеева воплотились в жизнь отчасти благодаря тому, что в Далырской средней школе тогда действовал педагогический коллектив с высоким творческим потенциалом. Костяк его составляли М.А.Алексеев, А.А.Миронов, Н.С.Еремисов, В.С.Ксенофонтов, В.П.Судинов, Г.А.Судинова, В.С.Иванова, Е.Е.Ермолина, А.Д.Прошина. Назначение в 1957 году директором Далырской школы талантливого К.С.Чиряева еще более оживило здешнюю творческую обстановку.
Именно в 1955-1958 годы в Верхневилюйском районе республике, благодаря творческой инициативе Михаила Алексеева, было положено начало многоплановой работе по профессиональной ориентации учащихся.
Но нет пророка в своем отечестве. В 1958 году Михаил Андреевич, безжалостно затравленный идеологизированными коллегами, вынужден был уехать из Далыра и два года работать в Горном районе. В 1960 году он вернулся в село Верхневилюйск и начал работать в одной из старейших школ Якутии – Верхневилюйской средней школе имени И.Н.Барахова, открытой еще в 1876 году. В ней тогда трудилось около 50 учителей и обучалось около 800 учащихся. Здесь прошел 14-летний, ничем не омраченный и наиболее счастливый период деятельности Михаила Алексеева. Его новаторские педагогические идеи поддержал директор школы, заслуженный учитель России и Якутии Д.С.Спиридонов, а также завуч, будущий заслуженный учитель России и Якутии, доктор педагогических наук В.С.Долгунова. Свой бесценный вклад внесли в благое дело учителя физики и математики, в будущем также ставшие заслуженными учителями республики, А.И.Семенов, А.А.Маччасынов, Н.Ф.Иванов, Н.П.Саввинов.
Свою деятельность на новом месте М.А.Алексеев начал с создания специализированных кабинетов, в которых функционировали кружки по физике, математике, электротехнике, фотографии, мото- и автоделу. Михаил Андреевич руководил работой трех кружков: автомобильного, электротехнического и физического. В них занималось около 70 учащихся 7-10 классов.
В 1960 году в газете «Правда» появилась статья «Дорогу талантам» академика М.А.Лаврентьева, основателя сибирского отделения АН СССР с центром в Новосибирском Академгородке. В ней патриарх советской науки указал на необходимость привлечения учащихся к науке, технике и изобретению машин в средней школе. По его мнению, высокоодаренные дети после окончания десятилетки, нигде не останавливаясь, должны получать высшее образование и незамедлительно вливаться в ряды творцов отечественной науки и техники. Именно эти люди, способные высказывать новые идеи в фундаментальных областях науки, станут «золотым фондом».
Эти призывы крепко запали в душу Михаила Андреевича, так как они точно совпадали с его собственными стремлениями. И он начал доказывать своим коллегам ограниченность одной только политехнизации в школе, необходимость глубокого изучения учащимися основ науки, выявления каждого одаренного ученика и индивидуальной работы с ним.
Работая в Верхневилюйской школе, М.А.Алексеев терпеливо приучал детей к напряженному умственному труду. Труд юных математиков и физиков приобретал подлинно «каторжный» характер в дни и месяцы перед олимпиадами. В это время дети часто ставили доски в коридоре, в школьном дворе, в интернате, продолжая и там решать наиболее сложные задачи.
Первого своего крупного успеха юные физматовцы Верхневилюйской школы добились в 1962 году на республиканской физико-математической олимпиаде. Тогда шесть учащихся этой школы, оставив позади себя участников из Якутска, Мирного и Алдана, завоевали все первые места.
Результатом напряженных духовных усилий М.А.Алексеева и его сподвижников стало открытие в 1966 году первого специализированного экспериментального физико-математического девятого класса в Верхневилюйской школе. Эта дата считается началом физико-математического образования в Якутии. Такие классы тогда были редкостью не только в Якутии, но и в СССР. Еще не было учебных пособий для них. Педагогов-энтузиастов из Верхневилюйска выручили ранее установленные творческие связи с центральными научными учреждениями и вузами. Но вскоре стала очевидной недостаточность двухлетнего углубленного изучения физики и математики. Так был открыт восьмой физико-математический класс.
Верхневилюйская средняя школа – вторая экспериментальная педагогическая площадка Михаила Алексеева – привлекла к себе внимание академической науки СССР. Он развенчал прежние представления о косности и инертности северного человека, о его неспособности быстро приобщаться к современному научно-техническому прогрессу.
Также велико было значение этого начального этапа физико-математического образования для развития региональной педагогики. И в других школах Якутии начали открываться физико-математические классы.
С каждым десятилетием становилось все более очевидной теснота и неприспособленность здания Верхневилюйской средней школы. Вскоре вышло постановление Совета Министров республики «Об открытии Верхневилюйской средней школы №2». В документе было отмечено, что в новой 320-местной школе, кроме обычных первых классов, будет набрано по два девятых и десятых класса для углубленного изучения физики и математики. Через несколько лет эта школа получила второй учебный корпус, двухэтажное здание пансионата и современный спортивный зал.
Директором школы был назначен В.С. Долгунов, который проработал на этой должности вплоть до 1990 года, т.е. до ее реорганизации в гимназию. Преподавателями физматклассов стали М.А.Алексеев, В.С.Долгунов, А.И.Семенов, А.А. Маччасынов, Н.Ф.Иванов и С.Н.Николаева. Затем к ним присоединились их ученики – бывшие физматовцы: В.Ф.Потапов, А.А.Егоров, Е.Н.Александров, Г.Г.Захаров, А.А.Семенов, А.А.Корякина, А.Н.Павлов, О.Е.Филиппов, Н.С.Дмитриев.
В результате Верхневилюйская средняя школа №2 стала первой специализированной профильной физико-математической школой Якутии. В учебном процессе этого уникального тогда учебного заведения применялся дифференцированный подход к обучению в соответствии с возможностями учащихся.
В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич Алексеев проработал всего 10 лет. Его кипучая педагогическая деятельность была прервана в 1984 году, когда он вновь стал жертвой интриги. После этого он прожил еще 11 лет, пока не ушел из жизни в 1995 году.
Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников. Так, в 1990 году была открыта Верхневилюйский лицей-интернат, которому впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. Эта единственная в Якутии республиканская гимназия. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.
Первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили больше двух тысяч учащихся. Это внушительный отряд национальной интеллигенции Якутии. Более 100 человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Физматовцы стали политиками, государственными служащими, руководителями крупных предприятий, экономистами, финансистами, медиками, педагогами… Многие из них испытали на себе влияние неповторимой и могучей личности Михаила Андреевича Алексеева.
Много бывших физматовцев сейчас работают в разных отраслях промышленности. И сегодня, когда промышленности требуются квалифицированные специалисты, особенно наглядно видно пророчество мудрого и великого гражданина земли якутской, который предвидел эту потребность в далекие 50-60 годы 20 века. А физико-математическое образование сейчас считается одним из самых передовых образовательных проектов прошлого столетия.
Взгляд ученика
Андрей Семенов, учитель физики Октемского научно-образовательного центра Хангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия):
Можно выделить четыре основных элемента системы обучения физике Михаила Андреевича Алексеева: гуманно-личностный подход; проблемно-развивающее обучение; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей; педагогика сотрудничества (коллективные способы обучения).
Михаил Андреевич обладал ценным для учителя даром – он был глубоким и чутким психологом. Можно привести много примеров, когда он моментально понимал внутреннее состояние ученика, был готов помочь, поддержать в трудные моменты жизни.
Когда я поступил в 8-й класс Верхневилюйской школы, для меня стало неприятным открытием, что многие мои новые одноклассники знают больше и учатся лучше меня. До поступления в этот класс я считался одним из первых учеников школы: занимался на «отлично», был активистом. А здесь в конце первой четверти я очутился почти в конце воображаемого рейтинга класса. Тогда Михаил Андреевич посоветовал мне самостоятельно заниматься во время каникул: «Андрей, ведь твои одноклассники сейчас отдыхают? А ты занимайся, обязательно надо их догнать!». И я вставал в 7 утра, завтракал и шел в школу заниматься. В конце восьмого класса я догнал одноклассников, а в 9-м классе занял первое место в республиканском туре физической олимпиады.
Вторым составным элементом было проблемно-развивающее обучение: учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному пониманию физики. На каждом уроке у него ставилась проблема. Эта могла быть задача, хитрая демонстрация, качественный вопрос. Здесь можно выделить два основных приема: генетический метод (показательный, демонстрационный метод, направленный на формирование новых понятий и закономерностей) и метод опоры на ошибки, основанный на эвристическом и алгоритмическом подходах при обучении решению задач.
Третий элемент – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей. Применение метода дидактического моделирования, способствующего активизации самостоятельной познавательной активности (метод целесообразных задач), имеет конечной целью ликвидацию пробелов, что достигается при помощи решения огромного числа задач. Также он часто использовал метод информационной накачки.
Четвертый необходимый элемент – педагогика сотрудничества, коллективные способы обучения. Михаил Андреевич всегда относился к ученику как к равному, мотивировал ребят к самоорганизации, самоуправлению. Именно тогда зародилась школьное самоуправление.
Благодаря деятельности Михаила Андреевича Алексеева и его единомышленников, Якутия ни на миг не остановилась в растерянности на историческом перепутье. Через полвека мы с удивлением видим актуальность основных направлений деятельности М.А.Алексеева для современных учителей: личностно-ориентированное и проблемное обучение, универсальные учебные действия и компетенции, развивающая образовательная среда и так далее. И снова перед всеми нами поставлена задачи построить инновационную экономику, основанную на творческом применении полученных знаний. Республиканские школы инновационного типа вспоминают историю физико-математического движения, используют опыт работы физико-математических классов в своих творческих поисках.
Счастлив тот, кто вопреки всем невзгодам, без громких слов, честным и упорным трудом торил свою тропу жизни, кого с благодарностью и признанием вспоминают бывшие ученики, родители, коллеги… Нас всех – учителей, учеников, жителей республики – объединяет и ведет по жизни незримый подвиг Учителя, его пример стойкости и мужества, неугасающей веры в силу добра, обретение утерянных ценностей, возрождение народа. Его любовь к детям, удивительная доброта и тепло души, скромность и трудолюбие, человеческое достоинство и истинная интеллигентность были и остаются для всех нас высочайшим образцом.
Михаил Алексеев – поистине Народный Учитель на все времена.
Комментарии