Это латинское изречение в переводе означает «в законах спасение». Так считали древнеримские юристы. Почему же закон, а не мораль и обычай является спасением? Правы ли древнеримские юристы? Попробуем разобраться.
4. Как вы думаете, была ли социальная функция в древних и средневековых государствах? ы1. Какие правила называет естественными законами?2. Почему люди не могут, по мнению а, добровольно соблюдать естественные законы?4. Каким образом в догосударственную эпоху люди пытались защититься от завоевателей? Как относится к этим способам и почему? Согласны ли вы с ним?1. Сформулируйте условия, которые, по мнению а, обеспечивают силу обществу.2. Какую оценку дает нравственным качествам людей? Согласны ли вы с ним?
Вспомним изученное
Когда и почему появилась мораль?
Чем мораль отличается от обычая?
Что общего между моралью и обычаем?
Почему понадобился закон. Вероятно, вы вспомнили, что нормы морали появились в период разложения первобытнообщинного строя. В нормах морали, как вы знаете, закрепились представления людей о добре и зле, о чести и бесчестии. Думается, вы вспомнили, что правила морали создаются обществом, за их нарушение следует общественное осуждение. Для того чтобы в условиях складывающейся государственности регулировать ставшую очень сложной общественную жизнь, правил морали, даже в совокупности с обычаем, явно было недостаточно.
Вожделенной мечтой многих людей становится богатство. Как же его достичь? Трудом? Но честный труд – далеко не самый легкий способ его достижения. В погоне за богатством появились такие качества, как подлость, ложь, воровство, корысть… Уместно вспомнить древнегреческого поэта Гесиода, на собственном опыте испытавшего предательство родного брата. Он разуверился в людях и предрекал им несчастья, порожденные их моральной нечистоплотностью:
…Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся. Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным. Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавный, Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет…
Нарушение правил морали осуждалось обществом. Однако нередко случалось, что плохой поступок удавалось скрыть и он оставался на совести человека, преступившего правила морали. Кстати, многочисленные языческие боги не вмешивались во взаимоотношения людей, лишь бы они почитали самих бессмертных, оказывали им почет и уважение. Позднее правила морали закрепляются во всех мировых религиях, и за их нарушение грозит страшный суд и геенна огненная в загробном мире. Но и эти жестокие мучения не страшат непорядочных людей.
Между тем нечестные, непорядочные люди – это одна сторона проблемы. Вторая связана с тем, что ни правила морали, ни обычаи не могли регулировать вопросы, связанные с отношениями собственности, трудом, налогами и т.д. Например, как с помощью норм морали распределить имущество умершего или определить, кто какой размер налога должен платить? Как с помощью норм морали лишить человека свободы за долги, а его детей продать в рабство? Кроме вышесказанного, нужно было регулировать отношения человека к власти (государства), общества и власти (государства). Понадобился еще один регулятор, который был необходим всем: и богатым, и бедным, и власти, и народу.
Что может закон. Законы, как и правила, закрепленные в морали, в обычае, призваны регулировать общественную жизнь. Любой закон устанавливает правила, которые в обязательном порядке должны соблюдать все: бедные и богатые, знатные и незнатные, наделенные властью и подвластные. Слово «должны» выделено не случайно, поскольку закон защищается силой самого государства. Милиция, полиция, суды, тюрьмы должны обеспечить неукоснительное соблюдение закона всеми жителями той или иной страны. Почему так? Да потому, что в отличие от норм морали и обычая законы созданы не обществом, а государством, т.е. властью. Вспомните: кто создавал законы в Древнем Вавилоне? Царь Хаммурапи. А кто создавал законы в Древних Афинах? Драконт, Солон, позднее народное собрание. Таким образом, защита законов государством и то, что они созданы государством, являются двумя очень важными отличиями закона от других общественных регуляторов.
Следующим столь же важным отличием является то, что законы всегда существуют в письменном виде. В далеком прошлом в древних государствах законы были запечатлены на камне и поставлены на всеобщее обозрение, чтобы никто не мог сказать: «Я не знал». Так, при раскопках Древнего Вавилона французские археологи обнаружили базальтовый столб, на котором были высечены уже известные вам древнейшие законы – законы царя Хаммурапи.
Зачем нужно знать законы? Оказывается, изучение законов дает людям знание их прав и обязанностей. Это очень важно. Ведь даже несправедливый закон устанавливает определенные правила игры, нарушать которые нельзя. Например, если крестьянин знал, что после сбора урожая он должен отдать долг и проценты по нему, то взять с него больше того заимодавец уже не мог. Знание закона вносит в жизнь определенность: люди могут продумывать, что они сделают, что им грозит в том или ином случае. Для того чтобы незнание законов не явилось причиной беззаконных поступков, грозный и мудрый Хаммурапи повелел по их текстам обучать подрастающее поколение грамоте.
Кроме того, некоторые нормы закона и правила морали совпадали и совпадают сейчас. То, что представляется важным для сохранения устоев общества и государства, защищается как силой общественного мнения, так и силой государственной власти. Вместе с тем нормы морали не делят людей на бедных и богатых, наделенных властью и подвластных: они обращены ко всем. Всем нельзя убивать, грабить, бросать беспомощных на произвол судьбы. Все должны быть милосердными, добрыми, чуткими, уважать старших. Закон же в древности и в средние века устанавливал разные наказания и тем самым давал разные права в зависимости от места человека в обществе. Это расхождение между нормами морали и нормами законов породило идею справедливости.
Итак, законы далеко не всегда были справедливыми, более того, они устанавливали власть одного человека над другим, закрепляли неравенство. И все-таки установление единых твердых правил, сформулированных в законах, стало большим шагом вперед в культурном развитии человечества. Альтернативы законам нет: либо люди живут по единым законам, и тогда в обществе устанавливается порядок, либо при отсутствии законов в обществе царят произвол, хаос. Таким образом, сегодня, спустя две тысячи лет, можно утверждать: «В законах спасение». Мудрость древнеримских юристов оправдана столетиями.
Вопросы и задания
1. Когда и почему появились законы?
2. Почему с возникновением государства нормы морали и нормы обычая не могли справиться с новыми проблемами общественной жизни?
3. В чем отличия норм законов от норм морали?
4. Прочитайте вторую главу Конституции России и найдите нормы, которые совпадают с нормами морали. Чем вы можете объяснить, что эти нормы морали стали нормами самого главного закона нашей страны?
5. Как вы думаете, были ли заинтересованы в появлении законов бедные люди или законы нужны были лишь богатым для укрепления их власти? Аргументируйте свою точку зрения.
6. Докажите справедливость утверждения древнеримских юристов: «В законах спасение».
Из законов вавилонского царя Хаммурапи. (III тысячелетие до н.э.)
1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
7. Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек – вор, он должен быть убит.
10. Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель – вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.
22. Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину и в его плотине образовалась брешь и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
169. Если [сын] нанес своему отцу тяжкую обиду… то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
1. Найдите нормы закона, совпадающие с нормами морали. Чем вы можете объяснить, что данные нормы защищаются и общественным мнением, и государством?
2. По существующим законам можно определить, какие преступления совершались в том или ином государстве. Найдите преступления, которые совершались в древности и, увы, продолжают совершаться в наши дни. Как, по-вашему, можно ли на этом основании утверждать, что преступность вечна или общество найдет средства борьбы с ней? Если вы считаете, что преступность вечна, то приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Если вы считаете, что общество все-таки победит ее, то с помощью каких средств?
3. Как вы думаете, есть ли законы несправедливые? Почему вы считаете их таковыми, в чем их несправедливость?
Из законов шумерского царя Ур-Намму. (III тысячелетие до н.э.)
1. Если человек другому повредил оружием руку или ногу, он уплатит ему десять мер серебра.
2. Если человек другому человеку сломал орудием кость, он уплатит ему серебром.
3. Если человек другому человеку отрезал в драке нос, он уплатит ему двойную меру серебром.
4. Если пальцы он ему отрезал в драке, то уплатит за каждый палец по мере серебра.
5. Если зубы он ему выбил, он уплатит по две меры серебра за каждый зуб.
1. Сопоставьте законы 1 и 3. Чем можно объяснить, что цена ноги и руки выше цены носа?
2. Сравните законы Хаммурапи и Ур-Намму с точки зрения наказания. Как вы думаете, что на основании применяемых наказаний можно сказать о цене человеческой жизни в древности? Чем можно объяснить, что в те времена она была таковой?
Перелистаем страницы истории
Законодательная реформа и систематизация права
Из курса истории вы знаете, что общественное развитие постоянно выдвигает новые требования к законам. Главное в этом требовании – их соответствие времени. Именно поэтому любое государство вынуждено периодически проводить законодательную реформу и систематизацию права.
Законодательная реформа – это достаточно серьезное изменение юридических норм, как правило, всей системы права. Например, в 1861 году император России Александр II провел крестьянскую реформу. Было отменено крепостное право. Бывшие крепостные стали свободными людьми, изменилось их правовое положение в обществе. Кто-то из них уехал в город и стал рабочим, кто-то скупил земельные участки своих соседей и стал сельским предпринимателем, кто-то разорился и превратился в батрака. Вот и пришлось Александру II вслед за отменой крепостного права проводить судебную и военную реформу, издавать множество других законов, регулирующих отношения людей в новых социальных условиях.
Систематизация права связана с пересмотром законов. По прошествии времени некоторые законы устаревают и, следовательно, перестают выполнять функцию регулятора общественных отношений. Эти законы нужно отменить, чтобы не засорять законодательство. Например, во Франции до сих пор существует закон, согласно которому женщины не могут самостоятельно воспользоваться таким видом транспорта, как велосипед. А если какой-то даме вдруг понадобится это сделать, то ей необходимо подать прошение в полицейский участок. Забавно, не правда ли? Среди множества законов, существующих в любом современном государстве, есть и такие, которые устарели лишь частично. Разумеется, их нужно исправить. Есть законы, которые пришли в противоречие с вновь принятыми законами, – их надо привести в соответствие и так далее. Систематизация законодательной базы – это достаточно трудоемкая и кропотливая работа, требующая от ее исполнителей глубоких юридических знаний, высочайшего профессионализма и… честности. Почему? А вот познакомьтесь с одним из таких профессионалов по имени Трибониан из Памфилии, который жил в V веке в Римской империи.
Трибониан был высокообразованным человеком и вошел в историю как один из выдающихся юристов Римской империи. Если бы этот человек жил в наши дни, то заслужил бы чести быть представленным в Книге рекордов Гиннесса: под его руководством комиссия из 15 человек составила огромный свод законов римского права за небывало короткие сроки – всего 5 лет. Император Юстиниан уважал и ценил Трибониана, постоянно продвигал его по службе. После завершения работы по составлению свода законов Трибониан был назначен главным юристом империи. В его обязанности входило ведение государственного законодательства. И кто бы мог подумать, что человек, стоящий на страже законов, мог использовать свою должность в личных интересах? По свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского за немалую мзду этот законник уничтожал одни законы, а вместо них собственноручно писал другие, нужные тем, кто за эту услугу мог заплатить. Торговля законами позволила Трибониану стать самостоятельным человеком. Правда, после его смерти император Юстиниан конфисковал часть его имущества и передал его в казну.
1. Опираясь на знание истории, докажите, что в любом государстве необходима работа по систематизации законов. Приведите исторические примеры.
2. В тексте написано, что некоторые законы устарели и перестали выполнять функцию регулятора общественных отношений. Как вы думаете, все старые законы перестают выполнять функции регулятора общественных отношений? В каком смысле в данном случае употреблено понятие «устаревшие законы»?
3. Какие нормы нарушал Трибониан из Памфилии, уничтожая одни законы и издавая другие?
а) морали,
б) закона,
в) морали и закона.
Обоснуйте свою точку зрения.
Для тех, кто хочет знать больше
Вавилонское царство возникло в Месопотамии в начале II тысячелетия до н.э. и просуществовало до 539 года до н.э. (ныне территория Ирана). Период расцвета Вавилонского царства приходится на XVIII век до н.э. – время царствования Хаммурапи.
Геенна огненная. Геенна – название глубокого и узкого оврага в южной части Иерусалима, в котором сжигали детей в честь идола Молоха. Во время этого страшного жертвоприношения, чтобы заглушить плач малышей, играли на музыкальных инструментах. Царь Иосия, борясь с идолопоклонством, приказал выбрасывать в этот овраг городские нечистоты. Для уничтожения зловония и предохранения города от инфекции в овраге постоянно горел огонь, и поэтому впоследствии это место назвали геенной огненной. Этот овраг стал символом вечного мучения.
Драконт – афинский архонт, который в 621 году до н.э. составил свод законов, отличавшихся крайней жестокостью. Выражение «драконовские законы» стало нарицательным для обозначения жестоких законов.
Ур-Намму – один из правителей древнего города-государства Шумер в Южном Двуречье (юг современного Ирака).
Тема «Зачем нужно государство»
Задачи, или функции, государства. Подавляющее большинство философов считают, что возникновение государства – великий культурный прорыв человечества. Почему сложилось такое мнение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с тем, какие задачи должно решать любое государство: древнее или современное, монархия или республика – ведь все они, несмотря на различия, называются одним словом – государство.
Откроем словарь, составленный нашим замечательным соотечественником – академиком, филологом Сергеем Ивановичем Ожеговым, который дает три значения понятия «функция». В первом значении оно означает работу, производимую организмом; во втором – роль и значение чего-либо; в третьем – обязанность, круг деятельности. Однако в каком значении ученые используют понятие «функция», когда говорят о государстве? Думается, многие из вас уже догадались: обязанность, круг деятельности. Следовательно, говоря о функциях государства, нам предстоит рассмотреть его обязанности, а также то, на что должна быть направлена его деятельность.
Функция №1. Данная функция, или круг деятельности власти, – это обеспечение государственного суверенитета, т.е. государственной независимости. Государственный суверенитет (от франц. souverainete – верховная власть) – это независимость государства во внешней политике и самостоятельность во внутренних делах.
Государство, потерявшее свою независимость, не может самостоятельно решать многие задачи. Степень потери суверенитета может быть разной. Так, государство, захваченное завоевателями, превращенное в колонию, полностью лишается свободы. Как правило, в этих случаях управление им осуществляется колонизаторами, которые либо назначают представителей национальной политической элиты для исполнения строго определенных функций, например сбора налогов, наведения общественного порядка, либо ставят своих управителей – наместников.
Но бывает и так, что государство не завоевано, а попало в экономическую зависимость от другого государства или ряда государств. В этом случае оно хотя и может самостоятельно решать какие-то задачи, однако чаще всего как сами задачи, так и способы их решения должны согласовываться с метрополией.
Функция №2. Вторая функция очень важная, но она именно потому и вторая, что возможна только в условиях независимого государства. Речь идет об экономической функции. Слово «экономика» происходит от греческого слова oikonomike, которое в переводе означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В современном русском языке под ним понимают хозяйство вообще. Это может быть хозяйство огромной страны, в которое входят и промышленное производство, и сельское хозяйство, и банки, и энергетика и т.д. – все то, что создается умом, талантом, энергией народа. Под этим же словом может пониматься и хозяйство какой-либо отдельной отрасли.
Развитие экономики является второй важнейшей функцией государства потому, что от того, как налажено хозяйство страны, сколько денег поступило в бюджет государства и сколько будет потрачено, зависит очень многое, и даже в определенном смысле суверенитет страны.
Функция №3. Эта функция направлена на обеспечение порядка в стране, на то, чтобы жители страны могли спокойно гулять по городу в любое время суток, на то, чтобы, покупая какой-либо товар на рынке или в магазине, были уверены в том, что он надлежащего качества, изготовлен с соблюдением всех необходимых санитарных норм и т.д. Эта функция должна обеспечить и защиту человека в суде. Для того чтобы все названное можно было выполнить, в государстве существуют специальные органы, обеспечивающие защиту законов страны. Эти органы называются правоохранительными.
Функция №4. Последняя функция называется социальной, и, пожалуй, это единственная функция, выполнением которой большинство древних и средневековых государств себя особенно не обременяли, но…
«Социальная» – эта функция связана с проблемами общества. И это действительно так, поскольку за ней стоит важное направление деятельности – повышение благосостояния народа, которое зависит от того, какую зарплату или доходы получают граждане, хватает ли им на жизнь, какой процент от бюджета семьи идет на образование, медицинское обслуживание, оплату найма квартиры и т.д. И, несмотря на то, что в параграфе эта функция названа четвертой, по сути, ее можно назвать первой. Все остальные направления деятельности государства должны обеспечить выполнение именно этой функции.
1. В каком значении используется понятие «функция», когда речь идет о государстве?
2. Перечислите функции государства и раскройте содержание каждой из них.
3. Подумайте, чем функция охраны общественного порядка в средневековом государстве могла отличаться от такой же функции в современном демократическом государстве.
4. Как вы думаете, была ли социальная функция в древних и средневековых государствах? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Используя знание истории, приведите примеры, иллюстрирующие, что происходит в стране, в которой народ отказывает власти в своей поддержке. Раскройте причины, которые привели в этих случаях к противостоянию общества и власти.
6. Сформулируйте ответ на вопрос, содержащийся в названии параграфа: зачем нужно государство?
По страницам интересных книг
Сейчас вам предстоит познакомиться с размышлениями выдающегося английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) о функциях государства.
Т.Гоббс
Левиафан
…При установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося… необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению их соглашений и к соблюдению естественных законов…
Зачем, по мнению Гоббса, людям нужно государство?
В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т.п. А соглашения без меча – лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность. Вот почему, несмотря на наличие естественных законов (которым каждый человек следует, когда он может делать это без всякой опасности для себя), каждый будет и может вполне законно применять свою физическую силу и ловкость, чтобы обезопасить себя от всех других людей, если нет установленной власти или власти достаточно сильной, чтобы обеспечить нам безопасность…
1. Какие правила Т.Гоббс называет естественными законами?
2. Почему люди не могут, по мнению Т.Гоббса, добровольно соблюдать естественные законы?
3. С помощью чего можно заставить людей выполнять естественные законы?
4. Каким образом в догосударственную эпоху люди пытались защититься от завоевателей? Как Т.Гоббс относится к этим способам и почему? Согласны ли вы с ним?
И пусть мы имеем перед собой какое угодно множество людей, однако если каждый из них будет руководствоваться в своих действиях своими частными стремлениями, то такое общество не может ожидать ни защиты, ни покровительства ни против общего врага, ни против несправедливостей, причиненных друг другу… они не содействуют, а мешают друг другу… вследствие чего они не только легко могут быть покорены немногочисленным, но тесно сплоченным врагом, но и при отсутствии общего врага они ведут друг с другом войну… В самом деле, если бы мы могли предположить, что большая масса людей согласна соблюдать правила справедливости и другие естественные законы при отсутствии общей власти, держащей их в страхе, то мы с таким же основанием могли бы предположить то же самое и относительно всего человеческого рода, и тогда не существовало бы, да и не было бы никакой необходимости в существовании… государства.
1. Сформулируйте условия, которые, по мнению Т.Гоббса, обеспечивают силу обществу.
2. Какую оценку дает Т.Гоббс нравственным качествам людей? Согласны ли вы с ним?
3. При каком условии люди могли бы обойтись без государства?
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии