Акция памяти и скорби 14 октября ко дню начала оккупации города Ржева немецко-фашистскими войсками стала традиционной в нашем городе. 17 месяцев город находился в оккупации – с 14 октября 1941 по 3 марта 1943 года. Ржев рассматривался немецким командованием как удобный плацдарм для наступления на Москву. Из акции общественных детских организаций, проведенной в 2006 году, она превратилась в городское мероприятие детей и молодежи, жителей и гостей нашего города, ветеранов войны и труда, детей войны и всех неравнодушных жителей города и района.
Сейчас я уже не являюсь классным руководителем, но руковожу Ржевской городской общественной организацией «Содружество детей и взрослых «Перекресток», которая и инициировала проведение этой Акции. Надеюсь на то, что наш опыт работы кому-то поможет в организации своей деятельности.
В 2010 году мы проводили подготовку и саму Акцию в 2 этапа, т.к. 14 октября – это праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 1 занятие мы посвятили празднику церковному, а второе занятие – подготовке к Акции. Сама акция была проведена 14 октября у мемориальных мест города, связанных с военной историей Ржева: братские захоронения советских воинов, мемориальные знаки, например, памятник учителю Тимофееву, который был расстрелян фашистами осенью 1941 года, у братской могилы узников концентрационного лагеря на старообрядческом кладбище и т.д.
Занятие 1.
Тема занятия: Праздник Покрова.
Цель занятия: познакомить учащихся с содержанием православного праздника День Покрова Пресвятой Богородицы.
Задачи занятия:
– познакомить обучающихся с различными формами сохранения памяти об исторических событиях под Ржевом и в городе в годы Великой Отечественной войны.
– познакомить обучающихся с методами подборки материала для выпуска боевого листка.
– формировать толерантное отношение к различным мнениям о событиях на Ржевской земле.
Тип занятия: освоение новых знаний.
Вид занятия – семинар по технологии сотрудничества.
Оборудование: материалы школьных корреспондентов, исторические документы (ксерокопии и Интернет-материалы), фотоматериалы.
Ход занятия.
Организационный момент – приветствие учителя, определение необходимого для работы.
2. Вводное слово учителя перед началом работы.
В день христианского праздника Покрова пресвятой Богородицы 14 октября 1941 года город Ржев был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Сегодня у нас в гостях настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Евгений.
Материал для беседы с детьми
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы очень почитается на Руси. По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.
Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.
Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.
На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским в 1165 году. К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатою. К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.
История установления праздника
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
Псково-Покровская икона Богородицы находилась в Псковоградской Покровской церкви, и точная копия с нее – в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя святых Апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе в Пскове установлено в память избавления города в 1581 году от его осады Польским королем Стефаном Баторием. В 1581 году с 26 августа Стефан Баторий осадил со своими войсками Псков. 27 августа, за несколько дней до штурма, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел над Псково-Печерской обителью необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес. Свет шел от обители к Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел старец Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?». При этих словах св. епископ предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! В моем монастыре сего лета не было литургии». На это Богоматерь произнесла: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?». И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай, пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья, припали к ногам Ее и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.
Чудесное видение, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написаны: Богородица, святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, и сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе помещено описание чудесного явления Богоматери, и составлена особая на память этого события служба. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня – центр происходящего, самое важное место обороны (в память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь – «пролом» в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город). Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Эта икона прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровская по церкви, в которой находилась. Празднование Псково-Покровской иконе совершается 1 октября. В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили храмовую икону – почитавшийся чудотворным Псково-Покровский образ Богородицы.
В Московском Успенском соборе празднование этой иконе совершалась в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними с 1736 по 1740 гг. После закрытия храма Покрова Богородицы от Пролома икона была передана в Псковский музей и никогда до 1944 г. не покидала Псков.
Во время Великой Отечественной войны, в 1944 г. икона была вывезена немцами из церкви Богоявления с Запсковья. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица – госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.
Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе. Начались предварительные переговоры. Коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти. Но для разграбленного и опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, многочисленные книги и архивные документы и т.д. выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо.
Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 – 1944 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.
Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 г. власти этой страны передали ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 г. русская икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йорком фон Штудницем.
После беседы с настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы ребята могут задавать вопросы.
Рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на занятии, работая с материалами по истории христианского праздника Покрова Пресвятой Богородицы и готовя материал для боевого листка?
Как вы относитесь к изученному сегодня материалу, какие чувства посещали вас во время работы?
Какие выводы мы можем сделать из изученного материала?
Занятие 2.
Тема: Акция памяти и скорби (14 октября – День начала оккупации города Ржев).
Цели: провести акцию, создав у учащихся эмоциональный настрой по отношению к истории своей родины – города Ржева.
Задачи:
– Выстроить деятельностную форму памятных мероприятий у всех памятников и мемориальных точек города Ржева.
– Научить подростков этикету поминовения павших.
– Актуализировать знания по истории родного города.
– Развивать гуманистические основы личности учащихся: гуманизм, патриотизм, толерантность.
Тип занятия: внеурочное мероприятие – обобщение знаний по военной истории.
План мероприятия:
1. Подготовка мероприятия и подбор материала для выпуска боевого листка «Вперед к Победе!».
2. Подготовка сценария акции и определение аналогичных ритуалов у памятников в день Акции.
3. Выпуск боевого листка «Вперед к победе!».
4. Проведение самой акции
Работа по группам (группы формируются по интересам).
Группа 1: подобрать материалы из различных статей и рассказов школьных корреспондентов в боевой листок к 14 октября.
Группа 2: подобрать фотоматериал к боевому листку.
Группа 3: отобрать материал для сценария Акции Памяти и Скорби, разработать единые ритуалы для прохождения Акции в различных местах её проведения:
– у Обелиска павшим воинам,
– на мемориальном захоронении советских воинов,
– у братского захоронения на Смоленском кладбище,
– у захоронения жертв концлагеря на старообрядческом кладбище,
– у памятника учителю Тимофееву,
– у стелы ржевским подпольщикам.
Отчет о работе групп.
Каждая группа представляет результаты своей работы.
Домашнее задание.
Завершить подборку материалов для Боевого листка к 14 октября и распечатать боевой листок для проведения Акции в Информационном Центре школы.
7. Завершение занятия, благодарность за работу.
14 октября у Обелиска состоялся митинг, посвященный дню памяти и скорби.
В этот день 14 октября 1941 года фашистские немецкие войска вошли во Ржев. Здесь на полях сражений было пролито море крови. Да и сейчас бои под Ржевом называют одними из самых кровопролитных и жестоких.
Митинг начался с шествия к обелиску. Там было рассказано много стихотворений о Великой Отечественной войне, были спеты трогательные песни под гитару, после чего следовало показательное выступление «поста №1».
Во время минуты молчания все присутствовавшие на митинге вспоминали своих родных, погибших за отечество, мысленно благодарили их за чистое и голубое небо над головой, за мир, за возможность жить, любить, радоваться.
В конце митинга были возложены цветы (дань памяти погибшим) и выпущены в небо воздушные шары (надежда на будущее).
Надо заметить, что на митинге присутствовали учащиеся МОУ СОШ №9. Это значит, что нам небезразлична судьба нашей отчизны, а для этого необходимо чтить память погибших за Родину воинов. Ребята из других школ проводили Акцию в других исторических местах города и у братских захоронений.
Ведущая Акции: Гурова Ольга, ученица 9 «А» класса.
Киселева Анна, ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ № 9 им. В.Т. Степанченко
Холодное утро 14 октября 1941 года
14 октября 1941 года… Холодное, сырое утро… И снег… ослепительно-белый, крупный, искрящийся… Покров Пресвятой Богородицы…И вдруг дикий свист, словно из самого сердца, чёрные птицы над головами, зловещие тени на лицах и воронки, воронки, воронки от взрывающихся бесконечных бомб.
Так началась 17-месячная оккупация Ржева – выгоревшая дотла полоса на его многовековой истории.
425 долгих дней наш город был за линией фронта. Нам сейчас тяжело представить, что это. Хотя скорее даже невозможно… Разве нам понять, о чём думает мать с застреленным ребёнком на руках? А до полусмерти забитый старик перед казнью? После войны был найден сарай, на стене которого детской рукой было написано: «Мама, я завтра умру, а мне так хочется жить…». Вы только представьте, ЧТО пришлось пережить этим людям.
Во время оккупации помимо жестоких расправ, голода и непосильной работы немцы искореняли русскую культуру. В 1942 году жителям старше 16 лет выдавались немецкие паспорта или бирки, которые необходимо было носить постоянно, издаваемые в Смоленске и Вязьме газеты «Новый путь» и «Новое слово» пропагандировали фашистскую идеологию, в районе работали немногочисленные начальные школы, где основным предметом был немецкий язык. Фашисты прекрасно понимали, что, только сломив дух русского народа, они смогут победить. Но это оказалось невозможным. Конечно, были предатели, которых назначали бургомистрами и полицейскими. Они получали жалование и паёк, имели нарукавные повязки; но оружие немцы им не доверяли. Примечательна судьба старшего лейтенанта Ивана Курбатова, который, будучи начальником лагерной полиции, способствовал побегу из лагеря нескольких советских офицеров, помогал выжить в лагере нашим разведчикам, знал о существовании в лагере подпольной группы.
Не просто тяжёлой, а непосильной, безжалостно изрубленной войной была жизнь детей в эти месяцы. Ученица 4 «Б» класса Галя Ковалёва написала: «Один раз я видела, как убили сразу несколько женщин, вышедших за водой. Среди убитых была мать знакомого мне мальчика Вити. Когда Витя увидел, что мать убита и лежит на улице, он заплакал и побежал к ней. Но не пришлось ему добежать до мамы, он упал на камни пустой улицы, а не на труп мамы. В него выстрелил немец из винтовки».
Голод того времени навсегда останется в памяти выживших. Продуктовый магазин вёл продажу только на золото. Через магазин «Овощи» частично реализовывалась продукция пригородных хозяйств, но большую часть урожая отнимали немцы. Во фронтовой зоне, напротив деревни Ножкино, ближе к Ржеву, стояли целые поля нескошенной ржи.
Солнечный осенний день… Берёзовая роща зеленеет вдали. И даже небо, как будто мирное, чистой удивительной синевы надо мной. Закроешь на секунду глаза, и кажется, что и нет войны никакой… Но резкий свист взорвавшейся мины возвращает в эту жуткую реальность, кажущуюся кошмарным сном. Вот ещё пять минут назад эта женщина рядом со мной собирала рожь, а теперь её нет… Нет… И сколько нас ещё таких подорвётся на минном поле за эту вылазку? Но нужно есть… Мы должны выжить.
И они выжили. Потому что в их сердцах жила непоколебимая вера в победу нашего народа. Может быть, это звучит слишком высокопарно, но любовь к родной стране даже невозможно выразить словом. Это чувство тугой и прочной нитью связало каждого и придавало силы, когда, казалось, существовать было невозможно.
И пока мы помним об этих людях, пока чтим их великий подвиг, в наших сердцах вечным огнём будет гореть память, даруя бессмертие душам умерших.
Сценарий Акции общественных организаций «День памяти и скорби»
Время: 13.00
Начало митинга. Участники Акции Памяти и скорби собираются у Обелиска и строятся в каре у «Вечного огня».
Сигнал привлечения внимания.
Стихотворение С. Смирнова читает Вика Лебедева.
Ведущий 1: В памяти жителей города Ржева, «Города воинской славы», живут, и всегда будут жить воспоминания о Великой Отечественной войне. Сегодня мы собрались на этом священном месте, чтобы вспомнить о трагических событиях, которые произошли 14 октября 1941 года.
Ведущий 2: Слово предоставляется заместителю Главы города Ржева Галине Александровне Мешковой.
Ведущий 1: Мы рады, что сегодня с нами вместе вспоминают те трагические страницы истории ветераны Великой Отечественной. Слово предоставляется председателю городского совета ветеранов войны и труда Евгению Степановичу Книге.
Стихотворение Львова читает Вика Крылова
Ведущий 2: В память о тех, кто не дожил до освобождения города Ржева, погиб на полях сражений, был замучен в лагерях и расстрелян фашистами, прошу зажечь свечи.
Свечи зажигают по «цепочке» от свечи к свече.
Зыкова Ольга исполняет песню «Чулочки».
Ведущий 1: Нет, не умерли вы в той войне кровожадной,
Вы живее живых в наш приходите дом,
Ваши души и ныне в судьбе безотрадной
Освещают дорогу нам вечным огнем.
Ведущий 2: Минута молчанья, то много иль мало,
За тех, кого рядом уж больше не стало.
За тех, чья судьба оборвалась так круто,
Минута молчанья, молчанья минута.
Ведущий 1: Почтим память погибших минутой молчания. (Минута молчания). Спасибо.
Девочки исполняют песню А.Кобзарь «Память – рана».
Ведущий 2: Акция Памяти и скорби в день начала оккупации стала традицией. Цветы и свечи – дань памяти, а воздушные шары – надежда на будущее. Просим возложить цветы к захоронениям и поставить свечи на плиты.
Ведущий 1: Воздушным шарам – счастливого полета!
Приглашаем вас посмотреть дефиле с оружием участников патриотического клуб «Патриот».
Марина Овсянникова, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 9 имени В.Т. Степанченко города Ржева Тверской области
Комментарии