search
main
0

Великий летописец русской жизни

Конференция МГДУ, посвященная Александру Островскому

12 апреля 2023 года ознаменовалось двумя событиями: 200‑летием со дня рождения Александра Николаевича Островского и Днем космонавтики.

А ведь фигура Островского, давшего России свой национальный театр, – это явление удивительное и космическое по своим масштабам для русской и мировой культуры. Точнее всего сказал Иван Александрович Гончаров: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Московский городской Дом учителя посчитал необходимым провести конференцию, посвященную этому великому явлению в русской и мировой драматургии. В конференции приняли участие педагоги наших школ, учащиеся старших классов, в режиме онлайн выступил известный исследователь творчества Островского Юрий Владимирович Лебедев, доктор филологических наук, профессор и автор учебников по русской литературе для старших классов.

Готовясь к конференции, мы были не очень уверены, что она вызовет большой энтузиазм со стороны школ. Будем честны: литературе не очень легко в современной школе. Но, кажется, мы возвращаемся к пониманию, что без знания своей культуры, без усвоения нравственных базовых ценностей можно легко сделать основой жизни позицию героя «Бесприданницы» Паратова: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (при этом есть в пьесе характеристика Паратова со стороны: «Сердца нет, оттого он так и смел»).

Философия Паратова в современной цивилизации укореняется в сознании человека почти как основа для успешной жизни. Этой философии легко поверить и следовать (чего стоит пожелание: «У тебя все получится…» Только здесь недосказано: «Получится, если будешь трудиться, если будешь любить и ценить других людей…»).

А ведь в драматургии А.Н.Ост­ров­ского есть все, что так необходимо «присвоить» сегодня молодому человеку: и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды… Желание почитать пьесы Островского, посмотреть их, поучиться у него даже несколько неожиданно возникло у многих, кто решил участвовать в конференции. Разумеется, учителя делали свой выбор самостоятельно, но участие в конференции старшеклассников – это прямая заслуга учителей.

Хочется отметить доклады педагогов Ольги Станиславовны Маевской, Газпром школа («Школьный проект по пьесе А.Н.Островского «Гроза» как способ развития творческих способностей учащихся»), Ирины Анатольевны Григорьевой, школа №962 («Музыка как принцип драматургии А.Н.Островского»), Елены Анатольевны Кузнецовой, школа №1770 («Литература. Театр. Судьба. Александр Николаевич Островский»), Наталии Анатольевны Хурда, школа №962 («Литературная викторина как эффективный прием формирования читательской компетенции»). Работы этих педагогов отличаются продуманностью, осознанной научной позицией в оценке выбранной темы, общей литературной эрудицией и пониманием, что современный учитель должен быть очень образован и иметь профессиональные интересы, выходящие за рамки урока. Только этот уровень знаний сегодня может обеспечить авторитет учителю. И мы искренне поздравляем этих учителей с их выступлениями на конференции.

Доклады учащихся отразили не только факт интереса к творчеству драматурга, но и разно­образие этого интереса. Конференция проходила в Музее московского образования Московского городского Дома учителя. Музей находится в Вешняковском переулке, в старинном особняке XVIII века. Справа от музея, на Малой Ордынке, стоит дом, в котором родился А.Н.Островский. И на конференции была особая атмосфера – спокойная, уютная, располагающая к размышлению… Ведь мы находились в центре Замоскворечья, там, где жили драматург и его герои. Оживало Замоскворечье не через технические средства, а от вида из окна зала, где проходила конференция.

С интересом о месте рождения драматурга рассказывал Оскар Омаров, ученик 8‑го класса школы №962 («Колумб Замоскворечья», учитель Евгения Александровна Александрова). Очень содержательным было вступление в коллективном проекте Ольги Фроловой, Натальи Вистинь, Кирилла Царева, Софьи Кориковой, учеников 10‑го класса школы №1466 (учитель Людмила Николаевна Митина). Проект назывался «Взгляд на творчество А.Н.Островского из XXI века». Выступление было доказательным и интересным. Действительно, XXI век задает вопросы, на которые Островский уже ответил. Наша задача лишь услышать драматурга. В проекте этот путь был подсказан зрителю и читателю.

Довольно смелым был выбор темы «А.Н.Островский и Ф.М.Достоевский и статья Михаила Достоевского «Гроза» Светланой Никитиной, ученицей 11‑го класса школы №1574 (учитель Наталия Александровна Алексеева). Эта статья критика и редактора брата Федора Михайловича почти не упоминается в школе, но она важна, актуальна и интересна. И тем похвальнее, что выпускница школы справилась с освоением такого материала. В этом немалая заслуга и конференций, которые стимулируют познавательную деятельность выступающего и дают опыт публичного выступления. Доклады обсуждались в прениях. Конечно, с интересом слушали о том, как писал Островский о любви. Отметили доклады Варвары Эльбовой, ученицы 11‑го класса школы №1574 (учитель Наталия Александровна Алексеева), Светланы Климановой, ученицы 10‑го класса школы №1569 «Созвездие», «Женские образы в пьесах А.Н.Островского» (учитель Лариса Алексеевна Либерова).

Жанры пьес Островского разнообразны, драматург широко использовал сказку, мифы, обращался к русскому фольклору. К этой очень непростой теме в своем докладе проявила интерес ученица 11‑го класса школы №1574 Мария Серкова в докладе «Миф, сказка и обряд в драме А.Н.Островского «Гроза» (учитель Наталия Александровна Алексеева). Она убедительно рассказала, как Островский воссоздавал мир своих героев, используя жанр фольклора. А Елизавету Дмитриеву, ученицу 10‑го класса школы №962 (учитель Наталия Анатольевна Хурда), заинтересовала «Колористика в произведениях А.Н.Островского».

Если проанализировать все поступившие доклады, то можно отметить, что были затронуты интереснейшие аспекты творчества и жизни драматурга. Почти все выступавшие отмечали, что Островский имел уникальную репутацию среди писателей: «То был человек большого и оригинального ума, признанного, кажется, всеми современниками». Смешно отозвался о нем А.Дружинин: «Умный до ужасающей степени». Островский, до старости лет востривший и развивающий свой ум, ценил деятельность человеческого разума во всяких видах, но он понимал ум по-своему, соединяя с понятием «ум» понятия «гений» и «талант».

При этом в нем не было суетливости, внешней позы и стремления к пышным речам: «Он избегал торопливых речей, ненужных слов, путаных дел, темных историй; политика и особливо болтовня о ней отвращала его – видимо, своей полной антихудожественностью; он всесторонне обдумывал людей и никогда не доверялся случайным собеседникам; он брал на свои плечи все, что взваливала жизнь, – и никогда и ни от чего не отказался, не увильнул, не схитрил. Он, своим разумом преображавший материю жизни в божественное искусство, будто стремился продлить сие благодетельное преобразование и далее». О широте кругозора Островского говорит и та разносторонность, с которой отбирал он пьесы для перевода. Он переводил римских классиков: комедию Плавта «Ослы», «Свекровь» Теренция, отрывок из трагедии Сенеки. Переводил писателей Возрождения – Шекспира («Укрощение строптивой», «Антоний и Клеопатра»), Сервантеса и других. В то же время он сознавал свое место в русской литературе.

Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. И конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального и реалистического театра, чем каждый из предшественников. О себе он как-то заметил: «Я и есть русский театр». И это не преувеличение: он не только написал для театра 47 пьес – целый репертуар! – он знал театр сверху донизу: как руководить театром, формировать репертуар, готовить актеров, репетировать пьесу, бороться за достойную оплату труда, помогать состарившимся или попавшим в беду театральным служащим. Великому гражданину России и великому драматургу мы и посвятили свою конференцию. А теперь подготовим для читателя сборник материалов конференции.

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, методист Московского городского Дома учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте