Владимир Маяковский – поэт, который четко делит читателей на своих и чужих. Или страстная любовь, или категорическое неприятие. В этом мы еще раз убедились, подводя итоги нашего конкурса «Маяковский и поколение next», посвященного 120-летию со дня рождения Владимира Владимировича. Внушительное количество работ, присланных на конкурс, говорит само за себя: горячих почитателей у него и сейчас очень много. Наследие поэта пережило забвение и неприятие – «смерть третью» (второй Борис Пастернак считал, как ни странно, включение стихов Маяковского в школьную программу), по точному выражению участницы конкурса, наступившую для поэта в 1990-е.
Изучение творчества Маяковского в школе дело по-настоящему сложное, единодушны наши авторы, живущие более чем в двух десятках регионов нашей страны – на юге, в Центральной России, на Урале, в Сибири, на Крайнем Севере. «Удивительно, но, еще не начав изучать Маяковского, выпускники часто заявляют, что им не нравятся его стихи», «Поначалу ребята испытывают эстетический шок», – признаются педагоги. Тем интереснее, азартнее задача, стоящая перед учителем, – дать современным ребятам почувствовать внутренний мир поэта, живой нерв его личности, чтобы они смогли понять Маяковского и сделали свой выбор (любить или не любить его поэзию) осознанно.Как это сделать – вот в чем вопрос. И на него практически у каждого из написавших нам в номинации «Эссе» на тему «Владимир Маяковский: мой взгляд на школьную программу» свой оригинальный ответ. Нам пришло столько сильных работ, что выбор лучших был поистине мучительным. С трудом мы остановились на шестерых участниках, каждый из которых прислал свою блистательную поэму о том, как открыть Маяковского для детей. Но не упомянуть других, не менее талантливых эссеистов нельзя.Как оказалось, наши учителя по-разному относятся к тому, что из творчества Маяковского предлагает школьная программа. «Выбросили «Хорошо!» и «Во весь голос», громче заговорили «Про это». «Порубили» Маяковского под другое время. Но и то, что изучали мы в советской школе, и то, чему сейчас учим детей, – все это Маяковский! Может, надо было добавить информации о Маяковском-поэте и Маяковском-человеке, а не заменять одни произведения другими?» – вопрошает учитель русского языка и литературы школы №1 Ростова-на-Дону Елена Волченко. А вот Нина Беликова не считает вопрос о том, что именно включать в школьную программу из творчества Маяковского, столь уж принципиальным. «Главное – постараться заинтересовать личностью поэта, – убеждена учительница и добавляет: – Границы школьного курса литературы нам никто, наверное, не помешает расширять».Хуже то, что на изучение творчества Маяковского сейчас дается уже не 15 уроков, как в 1970-80-е, а всего шесть-семь уроков в 11-м классе, полагает словесник из Воронежской области Галина Голубева. По ее мнению, это способствует довольно поверхностному представлению о поэтике Маяковского. Галина Львовна, уже знакомая нам по конкурсу «Моя Цветаева», где заняла второе место, снова поразила нас нетривиальным подходом к изучению классики в школе. «Можно ли и нужно ли, чтобы в школе все же научили любить его стихи? Не «принудительно, как картофель при Екатерине» (Б.Пастернак), а в результате заинтересованного, вдумчивого, уважительного подхода к одному из самых ярких, оригинальных поэтов XX века? – спрашивает словесник. И резюмирует: – Наверное, ответы на эти вопросы будут неоднозначны, как неоднозначен весь поэтический мир Владимира Маяковского».Вот победители в номинации «Эссе» (тема «Владимир Маяковский: мой взгляд на школьную программу»):1-е место. Татьяна ЮРКО, учитель русского языка и литературы гатчинской школы №9 с углубленным изучением отдельных предметов.2-е место. Ольга БАРАНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Полярные Зори, Мурманская область;Галина ПЛОТНИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №10 города Абакана, Республика Хакасия.3-е место. Галина ГОЛУБЕВА, учитель русского языка и литературы школы №4 г. Нововоронежа, Воронежская область;Татьяна КИСЕЛЕВА, библиотекарь, учитель русского языка и литературы Низинской школы Ломоносовского района, Ленинградская область;Нина БЕЛИКОВА, учитель русского языка и литературы Ленинской школы Александро-Невского района, Рязанская область.Нашей абсолютной победительницей оказалась лауреат «пятнашки» «Учителя года-2011» Татьяна Юрко. Она нестандартно и талантливо раскрыла на примере творчества Маяковского свою любимую идею сценирования урока, то есть планирования урока как совместного с учениками творческого действия, включающего элементы игры, театрализации, дискуссии и импровизации.«Моя учительская задача – познакомить их с большим талантом. Ошеломить, заинтересовать, может быть, даже шокировать», – развивает мысль Ольга Баранова на примере ранней лирики поэта – «Нате!» и «Лиличка!». Она, как и Галина Плотникова, поделилась с нами своими яркими идеями. Галина Григорьевна мастерски выстраивает систему уроков, ведя учеников от неприятия и первых проблесков понимания творчества Маяковского к «апогею человеческих страданий» – разбору поэмы «Облако в штанах». «Вместе мы переживаем внутреннее распятие лирического героя. Это потрясает учеников, и на этапе рефлексии многие затрудняются выразить свои чувства и состояние. Так и должно быть. В системе уроков это кульминация. Я не стыжусь выступающих на моих глазах слез, и они не стыдятся», – пишет учитель из Хакасии.Нина Павловна Беликова тоже поделилась с нами одним из своих открытий – в Интернете, в сообществах почитателей Маяковского, она нашла замечательную тему для сочинений – «Маяковский меня понял». «Маяковский меня понял, потому что знакомство с такой личностью волнует, вдохновляет, дает силы. Маяковский меня понял, потому что его сердце вмещало «громаду-любовь» и «громаду-ненависть». Маяковский меня понял, потому что сказал: «Любовь – это сердце всего», – расшифровывает тему учитель.«Разговор с современными старшеклассниками о Маяковском получается интересным, хотя влюбляются в него, как показывает мой опыт, немногие», – призналась нам библиотекарь и литератор из Ленинградской области Татьяна Киселева. Зато если уж влюбляются, так влюбляются!Примерно четверть присланных нам работ в этой номинации (на тему «Чем мне близок Маяковский?») от того самого поколения next. Так, 9-классница Даша Мохова из Свердловской области пишет: «Меня поражает неподдельная искренность этого человека, его настоящие, живые эмоции!» «Поэзия Маяковского – это пряная приправа хмурых дней!» – восклицает Даша. Конечно, подросткам, и не только барышням, больше всего созвучна любовная лирика: «Лиличка!», «Облако в штанах», «Письмо Татьяне Яковлевой». Трогают современных мальчишек и девчонок и беззащитность, и ранимость, и нежность, и романтизм поэта – «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям». Близок тинейджерскому естеству и его бунт против сложившейся системы ценностей, вечный максимализм в «Нате!», «А вы могли бы?», «Кофта фата».И пусть в данном случае молодежь не дотянула до призовых мест, зато преуспела в других номинациях.Победители в номинации «Плакат современной социальной (не политической) рекламы в стилистике Маяковского»:1-е место. Владислав ЛАТЫНОВ, студент Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Федорова.2-е место. Дарья ФЕОКТИСТОВА, студентка Рязанского художественного училища им. Г.К.Вагнера.3-е место. Светлана РОМАНОВА, учитель изо и культуры родного края Кульгешской основной школы им. Н.А.Афанасьева Урмарского района, Чувашская Республика:Виталий ГАВРИЛОВ, студент Таганрогского института экономики и управления.В общем, это еще одно свидетельство развития преимущественно визуального типа мышления у современных школьников и студентов. Им проще мыслить картинками, чем облекать образы в слова. Комментарии к плакатам, наверное, излишни: они говорят сами за себя.А вот жанр электронных презентаций оказался равно близок и педагогам, и их ученикам.Победители в номинации «Электронная презентация к уроку в стилистике короткометражного немого кино» (темы «Маяковский-поэт», «Маяковский-художник», «Маяковский в кино и театре»):1-е место. Наталья ТАНКОВА, учитель русского языка и литературы мамонтовской школы №1 Мамонтовского района, Алтайский край.2-е место. Евгений КРИВЦОВ, воспитанник объединения «Поиск» МБОУ ДОД ЦВР поселка Паркового Тихорецкого района, Краснодарский край;Татьяна ЖИЛЯЕВА, преподаватель спецтехнологии, Кристина ЗАПОДОВНИКОВА, заведующая библиотекой Черногорского горно-строительного техникума, Республика Хакасия.3-е место. Александра МЕНЬШЕНИНА, ученица 11-го класса школы №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О.И.Охрименко, Омск.Наталья Танкова представила просто-таки высококачественный образец немой «фильмы» со звучным названием «В аду трепещущее сердце», положенной на музыку Чарли Чаплина, по мотивам ранней лирики Маяковского. Саша Меньшенина тоже порадовала проникновением в стилистику немого кино. Евгений Кривцов привел массу интересных фактов о художественной грани творчества Владимира Владимировича. Еще больше малоизвестных материалов в презентации педагогов из Хакасии. В их работе поэт предстает как основоположник современной рекламы, креативщик и дизайнер. Из тех, кто не получил места, но обратил на себя внимание, назовем Валентину Иванову из Якутии, в деталях и фотографиях рассказавшую о влиянии творчества поэта на национальную литературу.Спасибо всем, кто участвовал и продолжает участвовать в наших конкурсах! Нам интересно мнение каждого из вас. Лучшие материалы читайте на сайте «Учительской газеты». Все победители конкурса получат призы, предоставленные издательствами АСТ и «Самокат». Остальные – непременные сертификаты об участии.P.S. В следующем номере мы подведем итоги конкурса «Колумб Замоскворечья», посвященного 190-летию А.Н.Островского.
Комментарии