search
main
0

Великий художник прошлого, настоящего и будущего. Культурно-образовательный проект Департамента образования Москвы «Литературный венок России»

Чехов глазами сегодняшних школьников и педагогов – так можно назвать праздник, посвященный юбилею писателя, состоявшийся в конце января в Российской государственной библиотеке. Это было началом большого культурно-образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Литературный венок России». На этот раз Юго-Западное окружное управление образования проводило праздничную акцию «Учителя литературы – москвичам». Перед началом выступили начальник Управления образования Юго-Западного округа Нина Яковлева и заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки Людмила Тихонова. Открыла праздник учитель русского языка и литературы школы №121 Сильвия Вдовенко. Вели программу учителя образовательного центра №2006 Ольга Нацвина и Алексей Ельков. Роль Чехова исполнил Анатолий Быковский.

Перед началом праздника гости могли ознакомиться с выставкой «Читающий Юго-Запад». Здесь были представлены экспонаты из школьных музеев округа эпохи Антона Чехова, детские проекты, связанные с жизнью и творчеством писателя, рисунки к его произведениям, работа театральных студий школ.

Своеобразной увертюрой к празднику стало музыкально-вокальное выступление образцового детского коллектива флейтистов «Вдохновение» и хора учителей Юго-Западного округа «Виктория». Это было хорошим настроем на восприятие Чехова-писателя: утонченного, искреннего, правдивого, грустного и даже печального, но тем не менее верящего в Россию. И очень современного. Он понятен, близок, интересен и детям, и взрослым. Такие мысли возникали, когда рассказывали о нем и показывали сцены из его произведений.

Наиболее активное участие в подготовке и проведении праздника приняли учителя и ученики школ №№121, 170, 2006.

В центре образования №170 вот уже тридцать лет действует школьный музей Антона Павловича Чехова, который тесно сотрудничает с Московским домом-музеем писателя. В школьном музее собраны интересные, в том числе и архивные, материалы о его жизни и творчестве. Здесь проходят научно-популярные лекции, встречи с деятелями культуры и литературы. В день рождения Антона Павловича устраиваются чеховские вечера. В этом году в мае, когда зацветет школьный вишневый сад, в нем будет установлен памятник Антону Павловичу Чехову работы скульптора А.Бурганова.

На днях в музыкальном театре имени Н.Сац ребята из этой школы показали чеховскую «Свадьбу». Там проходил фестиваль писателя. Всей работой по подготовке к чеховскому юбилею руководят директор музея Евгения Фрейдлин и заведующая театральной студией режиссер Галина Гудалова. На празднике в Государственной библиотеке воспитанниками школы №170 были показаны отрывок из спектакля «Свадьба» и инсценировки чеховских рассказов. Ученики центра образования №2006 представили литературно-музыкальную композицию «Хорошо вспомнить такого человека», а также сценки по рассказам и повестям. Если бы в зале находилось жюри, которое оценивало выступления юных актеров, то наверняка инсценировка рассказа «Ванька Жуков» в исполнении Артема Гаврюшова была бы признана одной из лучших. Понравилось гостям пение победителя международных конкурсов Виктории Антюшенко без музыкального сопровождения во время исполнения отрывка из повести «Степь».

Ученики центра образования №2006 подготовили к этому празднику сочинения, в которых выразили свое отношение к творчеству великого писателя. Они были напечатаны в школьной газете «Планета знаний», которая тоже была представлена на празднике.

«Чехов – тот писатель, – говорится в небольшой статье директора школы Веры Илюхиной, – который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Это художник, который побуждает активность у читателя, работу мысли и души».

А вот что пишут сами ребята. Радует глубина их рассуждений о творчестве любимого писателя, умение видеть и чувствовать то, что воплощено им в своем произведении, понять то, что невозможно понять при поверхностном чтении.

Хамелеоны на грани исчезновения?

Все мы знаем и любим рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Антон Павлович как нельзя более точно назвал этот тип людей, к которому относится Очумелов, тем самым вынеся их в отдельный «биологический» класс. А сохранились ли хамелеоны до наших дней? Не вымер ли этот любопытнейший вид людей?

Как же! Ведь если хамелеоны могут приспосабливаться к окружающей их среде и людям, то с течением времени и сменяющимися эпохами они тоже как-нибудь справятся. А значит, произведение А.П.Чехова актуально и сейчас: сменился политический режим и государственный строй, облик города изменился до неузнаваемости, а по улицам этих самых городов все еще ходят потомки Очумелова.

Почему же так происходит? Да потому, что иметь шкуру хамелеона очень выгодно во все времена, не так ли? Ты можешь подстроиться под любые обстоятельства и извлечь из них максимальную выгоду. Но почему же тогда не все люди хотят примерить на себя хамелеонью шкуру?

Это человек, умеющий мгновенно менять свое мнение и поведение для извлечения личной выгоды, под влиянием сложившихся обстоятельств, без всякого зазрения совести. А это значит, что он поступается своими принципами, в то время как принципы и моральные устои – это самое дорогое, что есть у человека. Ведь они, как спасательный круг, за который нужно держаться, какими бы сильными ни были штормы. И, опираясь на них, в любой жизненной ситуации ты будешь знать, что поступаешь правильно. А хамелеон, каждый раз изменяя свою окраску, отрицает существование каких бы то ни было правил и морали. И это значит, что, пока в нашем обществе будут существовать определенные правила и устои, будут находиться люди, готовые их преступить для личной выгоды.

Александра ШВАРЦ, ученица 8-го «В» класса

Очумеловы наших дней

Секрет бессмертия подхалимов – в несовершенстве человеческой природы. Подхалим, как правило, – человек со слабым чувством собственного достоинства. Такие люди обычно ленивы и не способны достичь высоких целей в жизни. Для достижения цели они используют не трудолюбие и природный талант, а добиваются своих корыстных целей с помощью угодничества, лести и лицемерия, способны пойти на подлость и предательство, как говорится в русской пословице: «Подхалим в ноги кланяется, а за пятки кусает».

Именно поэтому образ Очумелова можно встретить повсеместно, у представителей любой профессии.

Например, в больнице работает талантливый врач Алексей Миланов. Этот врач занят только своей работой, он оперирует пациентов, ведет их после операций и пользуется большим авторитетом и любовью у больных. В этом же отделении работает его друг Владислав Курюкин, который не любит свою профессию. Успехи Миланова задевают самолюбие и расстраивают карьерные планы Курюкина. Курюкин ведет гораздо меньше пациентов, чем Миланов, и все свободное время проводит в кабинете главного врача. Курюкин всегда готов помочь начальству в его домашних делах, он может купить продукты или отвезти тещу начальника на дачу.

И в тот момент, когда решается вопрос о новом заведующем отделением, заведующим становится не талантливый и трудоспособный Миланов, а подхалим Курюкин.

Такие ситуации встречаются повсеместно, и именно поэтому многими коллективами руководят бесталанные и равнодушные люди.

Юля БОГОМОЛОВА, ученица 8-го «В» класса

Писатель русской души

Чехов – один из тех писателей, которыми по праву может гордиться Россия. Он известен за пределами нашей страны и является достоянием не только русской, но и мировой литературы.

Я не могу сказать, что зачитывалась его рассказами, мне даже иногда было скучно, но не читать их я тоже не могла.

Его сюжеты быстро стираются из памяти, остается неуловимое ощущение, сходное с запахом духов какой-нибудь из его героинь. Чехов предпочитает печальный финал, уводящий читателя вместе с героем в будущее. Конец этапа, конец лета, конец чувствам, обязательствам.

Нет, мне не все нравится в творчестве Чехова, но неизгладимое впечатление произвела на меня его пьеса «Три сестры». Тонкие грани отношений трех главных героинь, их мечты, надежды; и то, что их дороги разошлись, не пересекаясь, – все удалось передать режиссеру Петру Фоменко.

Думаю, Антон Павлович всем сердцем любил то, о чем писал, любил тех, о ком писал. В каждой его строчке чувствуется привязанность к своим трепетным героиням, отеческая доброта к ним. И фон этой жизни – Россия. Та страна, которой он подарил свой талант.

Ксения ЕРШОВА, ученица 8-го «А» класса

Читая Чехова

Чехов – великий писатель, мастер слова, мастер композиции. Когда я читал «Вишневый сад», я поразился тому, что автор сумел в три сценических часа и пять месяцев жизни героев поместить целое столетие – прошлое, настоящее и будущее России. В этот небольшой временной отрезок вместилась жизнь героев, их память, их мысли, движение исторической жизни от предреформенной поры до конца ХIХ века. Образ поэтичного вишневого сада – это мечта и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад как символ вечного обновления жизни.

Илья АНТИПОВ, ученик 11-го «А» класса

Ложные идеалы

Проблеме ложных идеалов посвящен рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник». Во многих случаях именно частная собственность способствует уничтожению в человеке всего человеческого, направлению всей его жизненной энергии на накопление имущества. В рассказе показано истинное лицо капиталистического общества, к которому в какой-то мере стремится и сегодняшняя Россия. Образ Николая Ивановича свидетельствует, что, получив возможность владеть чем-нибудь, человек превращается в свинью, стремящуюся подмять под себя все, что только возможно, забывая при этом обо всех обездоленных и обиженных, забывая даже о собственном внутреннем мире. Чехов пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» Но «перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивает в русском человеке самомнение, самое наглое». За стенами этого самомнения собственник, подобно улитке, чувствует себя как в футляре, замыкается на себе, теряет контакты с окружающим миром, перестает ощущать необходимость общения: «Придет к учителю, сядет и молчит… Это называлось у него (Беликова) «поддерживать добрые отношения с товарищами»… «У «футлярного» человека исчезают духовные потребности, остается только желание физического потребления. Человек из созидателя превращается в потребителя. На мой взгляд, потребительство является страшнейшим пороком современности, который, к сожалению, не признается недостатком, а, наоборот, защищается законами.

Никита САВЧУК, ученик 11-го «А» класса

Осознание высокой цели

…Чехов в своих произведениях не только опирается на близкие ему мысли и чувства героев, но и показывает их слабость, подавленность обстоятельствами, их жизненную несостоятельность, их несоответствие тому идеалу, который утверждается автором. Эту же мысль неоднократно высказывал и сам Чехов, оспаривая трактовку некоторых своих пьес Московским Художественным театром. «Вот вы говорите, – приводит слова А.П.Чехова А.Серебров (Тихонов), – что плакали на моих пьесах… Да и не вы один… А ведь я не для этого их писал, это их Алексеев сделал такими плаксивыми. Я хотел другое… Я хотел только честно сказать людям: «Посмотрите на себя, посмотрите, как вы все плохо и скучно живете!..» Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда они это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь…» В 1892 году Чехов, рассуждая о современной литературе, говорил в письме к А.С.Суворину: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а своим существом, что в них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, …каждая строчка пропитана, как соком, созданием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас». Сам Чехов с присущей ему скромностью и самокритичностью не причислял себя к числу таких писателей. Однако трудно подобрать более точные слова для характеристики важнейшей особенности именно чеховского творчества, в котором действительно каждая строчка, как соком, пропитана сознанием высокой цели человеческого бытия.

Глория НОВИКОВА, ученица 10-го «А» класса

На вечере в Государственной библиотеке прошли презентации «Чехов в Москве», «Чехов сегодня».

Школа №121 подготовила сценки по рассказам Антона Павловича – «Играем в Чехова».

Каждую постановку зрители встречали очень тепло и благодарили юных актеров за хорошее исполнение. Им понравились их искренность, их тонкое понимание содержания произведений, они видели, как юные исполнители старались донести до гостей суть его, по-своему раскрыть характер персонажа, роль которого играли. Старт большому культурно-образовательному проекту Департамента образования города Москвы дан. Начало его получилось более чем успешным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте