Миллионам читателей по всему миру Уильям Мейкпис Теккерей известен по роману «Ярмарка тщеславия». Само название этого увесистого произведения объемом почти в тысячу страниц стало нарицательным. Оно вполне подойдет к современной эпохе, в которой погоня за социальным одобрением и превосходством, выраженная перманентным хвастовством идеальной жизнью в соцсетях, перешла все пределы. Куда уж тут уйти извечным спутникам человеческой натуры – зависти и алчности. «Но не все безнадежно, когда можно посмеяться над собой», – словно говорит Теккерей. 18 июля – 210 лет со дня рождения писателя.
Будущий классик появился на свет в экзотической Калькутте. Сразу два поколения его семьи, отец и дед, служили в этом городе, который долгие годы был столицей Британской Индии. Впрочем, маленький Уильям вскоре переехал в Лондон, где окончил престижную школу Чартерхаус. Кстати, в 2006 году, по данным Forbes, ее признали самой дорогой школой Британии. А вот с высшим образованием у Теккерея не заладилось. В Кембриджском университете он проучился лишь год, но за это время успел издать журнал «Сноб» и напечатать в нем свою поэму «Тимбукту», в которой уже заметны несомненное сатирическое дарование и вместе с тем протест против угнетения других народов.
День станет – испытает Альбион
Гнев Африки, кулак ее племен.
Она низринет в ореоле славы
Неписаные рабские уставы,
И бывшие монархи у нее
Выпрашивать начнут на прожитье.
Теккерей оставил Кембридж не по своей воле, а из-за финансовых проблем отца, прогоревшего с недвижимостью. Неунывающий Уильям отправился в путешествие, посетив жемчужины Европы – Веймар и, конечно, Париж, где активно занялся живописью под руководством английского художника Ричарда Бонингтона. Мало кто знает, но Теккерей иллюстрировал собственные романы, а своих героев любил изображать в карикатурном виде.
Видимо, писатель вполне мог согласиться с хрестоматийными словами Жака из комедии Шекспира «Как вам это понравится»:
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Эта формула очень подходит к главному роману Теккерея «Ярмарка тщеславия», который публиковался с 1847 по 1848 год. Впервые он подписался собственным именем, в предыдущих произведениях прибегая к разнообразным псевдонимам. Похоже, писатель почувствовал, что именно история авантюристки Ребекки Шарп, отчаянно пытающейся заработать место под солнцем, принесет ему славу. Теккерею еще не исполнилось и сорока, но испытаний в его жизни уже было немало. Внушительное наследство он промотал в карты, литературно-издательские проекты приносили убытки, но самой страшной стала другая трагедия. Любимая жена Теккерея Изабелла Шоу страдала тяжелым психическим недугом. Писатель словно отказывался верить в безнадежность ситуации, он пробовал лечить Изабеллу дома, но положение становилось все более невыносимым. Пришлось отдать ее в клинику. Теккерей остался с двумя дочками, которых безумно любил, как и свою супругу, будучи верен ей, несмотря ни на что.
Так что за внешне сатирическим и даже циничным тоном некоторых пассажей «Ярмарки тщеславия» стоит душевная боль ее автора. Юмор здесь как спасение, но не только. Теккерей с легкой улыбкой смотрит на современных ему людей и высшего сословия, и тех, кто хочет до высшего сословия дотянуться. Отсюда множество лирических отступлений, в которых звучат смелые для ХIХ и актуальные для ХХI века суждения.
«Сколько тысяч людей, главным образом женщин, осуждено влачить такое долгое рабство! Это больничные сиделки, не получающие жалованья, – сестры милосердия, если вы предпочтете их так называть, но без романтических мыслей о самоотверженном служении людям; они терпят нужду и голод, не спят ночей, выбиваются из сил и увядают в жалкой безвестности. Непостижимой и грозной силе, определяющей человеческие судьбы, угодно принижать и повергать в прах нежных, добрых и умных и возносить себялюбцев, глупцов и негодяев!»
Писатель уверял, что в его романе нет героя. И все же, пожалуй, самым ярким образом «Ярмарки тщеславия» стоит назвать Ребекку, или Бекки, Шарп. Ее готовность пойти по головам во имя обретения признания в высшем свете и отталкивает, и привлекает одновременно. Тем более что Теккерей не дает твердых оценок ее поступкам. Бекки олицетворяет саму жизнь с ее противоречиями. Чтобы она ни делала, от брака с Родоном Кроули до финансовых афер, все это пронизано жаждой игры. Хотя ее противоположность – Эмилия – вызывает большую жалость и сочувствие. Отношения двух героинь можно сравнить с противостоянием Скарлетт и Мелани из культового романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
Американская писательница создавала свою эпопею в 1920‑е годы явно не без влияния «Ярмарки тщеславия». Уж больно похожи характерами основные персонажи. Да и действие тоже разворачивается во время войны. Только у Митчелл это гражданская война между Севером и Югом, а у Теккерея война с Наполеоном. Но британский автор не остановился на одном романе. Вслед за «Ярмаркой…» появились «Пенденнис» (1848-1850), «История Генри Эсмонда» (1852), его продолжение «Виргинцы» (1857-1859) и «Ньюкомы» (1855).
Теккерей не только писал художественную прозу, но и ездил по Европе с лекциями, в которых рассказывал о великих английских юмористах. До последних дней он не прекращал работать над романом «Дени Дюваль», но, увы, так его и не завершил. Писатель скончался 24 декабря 1863 года от инсульта. Его похоронили на лондонском кладбище Кенсал Грин. Девизом жизни Теккерея могли бы стать его слова: «Смех хорош. Правда лучше. Любовь превыше всего».
Комментарии