Хорошо ли наши ребята знают отечественную и зарубежную историю, литературу и культуру? Вопрос, как мы понимаем, риторический. Что останется у них в душе, когда на выходе из школы им предложат ответить на вопросы тестов? В повальном увлечении ЕГЭ по всем направлениям мы как-то незаметно забыли о главном: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной…» Вот об эмоциональной памяти и пойдет речь.
Третий год в Южном округе проводится Фестиваль гуманитарных предметов «В гостях у Клио». Его проводят Южное окружное управление образования и методический центр. С момента возникновения фестиваля в нем успели поучаствовать более полутора тысяч школьников. Задумывался он авторами как сугубо исторический, имя, данное ему, принадлежит покровительнице истории – музе Клио. В первый год в рамках фестиваля проходили всего 4 конкурса: ораторского мастерства, исследовательских работ им. В.О.Ключевского, мультимедийный, эссе. Сегодня фестиваль объединяет все гуманитарные предметы и предметы области «Искусство». Кроме названных конкурсов, ребята могут принять участие в конкурсах ораторского мастерства на иностранных языках, исполнителей литературных произведений, художественного творчества им. А.М.Васнецова, музыкальном конкурсе.
Каждый год фестиваль посвящен определенной тематике. Прошлый год был посвящен 195-летию Отечественной войны 1812 года, темой нынешнего года стали «Великие имена России». Знакомство подрастающего поколения с личностями, прославившими страну научными открытиями, обогатившими ее культурное наследие уникальными творческими замыслами, сделавшими многое для повышения международного авторитета нашей державы, конечно, чрезвычайно важно. Но если это знакомство происходит в процессе реализации своего авторского неповторимого творческого продукта, то результат оказывается поразительным.
Конкурс ораторского мастерства проходил в два тура и предполагал выступление ораторов по теме фестиваля. Конкурс проводился по возрастным категориям: 5-8-е классы,
9-11-е классы. Во время выступления допускалось использование подготовленных тезисов, но не чтение составленного текста. Регламент выступления в обоих турах – до 5 минут. Во втором туре выступление ораторов было уже на заданную тему, определенную оргкомитетом. Участникам давалось 20 минут на подготовку выступления. Самыми популярными темами, выбранными ораторами во втором туре, были «Петровские реформы: модернизация страны или консервация крепостничества?», «Сергий Радонежский и русские князья», «Полудержавный властелин (А.Меншиков)», «Екатерина II и революция во Франции», «Убеждение Ленина: цель оправдывает средства».
Участники конкурса эссе писали работу одновременно по одной из данных им тем по истории России (на свой выбор) в течение 90 минут.
Среди тем конкурса были предложены такие:
– «Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились черты Великорусской народности: практический ум, сметка, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразовываться с обстоятельствами» (Д.И.Иловайский);
– «Открытое провозглашение правительством дочери Петра Великого принципов петровской политики основополагающими для своей деятельности имело большое значение для будущего России» (Е.В.Анисимов);
– «Царствование Александра III как будто призвано убедить подданных империи в том, что любые завоеванные при самодержавии уступки непрочны, поскольку зависят от воли очередного монарха» (В.А.Твардовская);
– «Быть может, Ленин был… единственным человеком, не боявшимся никаких последствий революции и ничего не требовавшим от нее, кроме дальнейшего углубления» (Ф.А.Степун);
– «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много» (В.О.Ключевский).
Традиционным стал конкурс проектно-исследовательских работ имени В.О. Ключевского. В ходе первого тура проводилась экспертиза представленных тезисов исследовательских работ. Участники, вышедшие во II тур, выступали с 10-минутной презентацией своей работы. Победителями и призерами стали 6 человек (6 работ). Их проекты приняли участие в городском конкурсе проектно-исследовательских работ. Особого внимания заслужила работа на тему «Моя семья, мой героический прадед».
Участники мультимедийного конкурса должны были создать мультимедийный ресурс для использования на уроке истории по теме фестиваля. В состав команды по условиям конкурса должны были входить учащиеся и их наставники: учителя общественных дисциплин и информационных технологий, ставшие руководителями команд.
Абсолютными победителями стали две работы: «Александр Невский» и «Российское государство в период правления Ивана III».
Два года в рамках фестиваля проводится конкурс художественного творчества, получивший имя талантливого русского художника
А.М.Васнецова.
Тех, кто принимал участие в оценке художественных работ учащихся, не покидало чувство радостного удивления. Разве можно представить себе, что однозначная портретная задача будет так блистательно раскрыта юными художниками?! Перед членами жюри предстали разнообразные, оригинальные решения портретов замечательных русских писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей, выполненных в графике, живописи, скульптуре, технике коллажа. Тут были портреты Петра I, Екатерины II,
М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, В.В.Маяковского,
С.А.Есенина, патриарха Алексия, хирурга Н.И.Пирогова, портреты великих полководцев, героев Великой Отечественной войны, мастеров сцены. Историческая реконструкция «Битва при Молоди» поразила не только своими размерами, но и детализацией событий.
Трудно переоценить цели и задачи приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре, формирования возвышенного чувства любви к родному краю, Отечеству. Тема музыкального конкурса этого года – «Великие имена России» – предоставила ребятам и педагогам широкое поле деятельности в выборе конкурсной программы.
А.С.Пушкин, А.В.Суворов, М.И. Глинка, П.И.Чайковский, И.И.Дунаевский, В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава – эти имена звучали в произведениях, исполняемых участниками фестиваля. Появились и новые номинации – от вокального пения солистов и ансамблей и игры на музыкальных инструментах до мюзикла, бардовской и даже авторской песни.
Не забыто было и имя Н.В.Гоголя, 200-летие со дня рождения которого отметила в апреле Россия.
16 апреля в рамках юбилейной выставки «Россия Н.В.Гоголя» был реализован совместный проект Государственного исторического музея и Южного окружного управления образования. В Парадных сенях Исторического музея в исполнении учащихся Южного округа – победителей конкурса «Читаем Н.В.Гоголя» фестиваля «В гостях у Клио» – прозвучали произведения великого писателя. В мероприятии приняли участие победители конкурса ораторского мастерства, которые прочитали строки Н.В.Гоголя на немецком, французском и итальянском языках. В рамках проекта состоялась выставка «Мы рисуем Гоголя», где были представлены работы победителей конкурса художественного творчества.
Каждый фестивальный год заканчивается награждением победителей. 23 апреля 2009 года в музее-заповеднике «Коломенское» в торжественной обстановке дипломами и медалями были награждены абсолютные победители III окружного Фестиваля гуманитарных предметов «В гостях у Клио».
Итоги этого года подведены, но мы уже задумываемся о следующем годе. Мы сохраним традиции проведения фестиваля, но изменим название, которое более соответствует его конкурсным составляющим. «Содружество муз» – такое название будет носить IV Фестиваль гуманитарных предметов в 2009-2010 учебном году.
Уже известно, что конкурс исполнителей литературных произведений будет посвящен 150-летию со дня рождения А.П.Чехова, одна из номинаций – 630-летию победы войска князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле в 1380 году, а в конкурсе художественного творчества примут участие не только ученики, но и педагоги-художники Южного округа со своим проектом – передвижной выставкой «Я по радуге чувств пробегу босиком».
Официальный сайт фестиваля – http://a-v-l.ru
Андрей ЛУКУТИН, руководитель лаборатории предметов гуманитарного цикла ОМЦ Южного округа;
Игорь АРТАСОВ, методист по истории ОМЦ Южного округа;
Эльвира ФЕДЮШИНА, учитель музыки ЦО №1998;
Надежда КУРБАТОВСКАЯ, учитель изо МХК школы №878
Комментарии