Данный урок проведен в 4-м классе накануне Дня Победы. К этому времени дети приняли активное участие в различных мероприятиях, посвященных этому празднику. В основе построения урока – гуманно-личностная технология с элементами регионального компонента и исследовательской деятельности.
В ходе подготовки к проведению урока детям было дано задание подготовить сообщения о битве под Москвой, о блокаде Ленинграда. Наблюдая за тем, как они активно включились в эту работу, можно было сделать вывод о том, что ребятам не безразлична история нашей Родины. Некоторые учащиеся очень заинтересовались моим предложением узнать, какой след оставила война в их семьях. В результате кропотливой работы детские исследования были представлены на уроке. Дети были очень активны на уроке, слушали каждое слово своих товарищей и учителя. Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны.2. Ознакомить с главными сражениями Великой Отечественной войны.3. Показать кадры и фотографии времен Великой Отечественной войны.4. Воспитывать чувство патриотизма.Оборудование: предметы, связанные с войной (гильза, штык), из школьного музея боевой и трудовой славы; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; метроном; карта. Ход урока1. Организационный момент.2. Постановка проблемной ситуации. Актуализация знаний.Учитель: Посмотрите на эти предметы и скажите, что объединяет все эти вещи (гильза, штык из школьного музея).Дети: Все эти вещи связаны с Великой Отечественной войной.Учитель: Почему эта война получила такое название – Великая и Отечественная? Дети: Длительная, т. к. продолжалась долгих 4 года; в этой войне решалась судьба нашей страны. Учитель: Для спасения Отечества должны были объединиться все люди, которым дорога их Родина. Сформулируйте тему урока. Дети: Великая Отечественная война.Учитель: Ребята, скажите, какой приближается праздник? Дети: 9 Мая. В этот день наша страна отмечает День Победы над фашистской Германией.Учитель: Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого и до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну. Стихотворение М.Луконина «Напоминание»Самый светлый,Самый летний день в году,Самый длинный день Земли -Двадцать второго.Спали дети,Зрели яблоки в саду.Вспоминаем,Вспоминаем это снова…Вспоминаем эту ночь и в этот часВзрыв,Что солнце погасил в кромешном гуле,Сквозь повязки неумелые сочась,Кровь народа заалела в том июне.Шаг за шагом вспоминаем,День за днем,Взрыв за взрывом,Смерть за смертью,Боль за болью,Год за годом, опаленные огнем,Год за годом, истекающие кровью.Учитель: Возьмите лист, который лежит у вас на столе, и запишите в левый столбик, что я знаю о войне, а в правый – что я хочу узнать о войне.Самостоятельная работа учащихся.Учитель: Что бы вы хотели узнать о войне? Ответы детей.Учитель: Поставьте учебную задачу на этот урок.3. Совместное открытие новых знаний.1) Начало войны. (Звучит песня «Вставай, страна огромная!».)Учитель: 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ». Но планам фашистов не суждено было сбыться. Весь советский народ встал на защиту Родины. В сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам Ленинграда.2) К этому уроку вам было дано задание подготовить сообщения о блокаде Ленинграда и о битве под Москвой.Пожалуйста, расскажите, что вы узнали о блокаде Ленинграда.(Сообщение. Приложение 1.)Учитель: Блокадный паек 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. (Сообщение «Дневник Тани Савичевой».)Учитель: Люди выстояли и пережили блокаду.3) Битва под Москвой.- В конце октября враг приблизился к Москве.(Сообщение о битве под Москвой. Приложение 2.)(Сообщение о 28 панфиловцах. Приложение 3.)Учитель: В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии, однако до победы было еще далеко.4) Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда.Откройте учебник на стр. 142-143 (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 ч.), прочитайте материал и ответьте на вопросы:- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?- Сколько времени продолжалась Сталинградская битва?Самостоятельная работа по учебнику.Учитель: Дополнительный материал вы можете прочитать в раздаточном материале (приложение 4.)5) Курск.Учитель: Стремясь изменить ход войны и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение.Посмотрите, пожалуйста, на экран.Мультимедийный материал «Танковое сражение под Прохоровкой» («Уроки Кирилла и Мефодия»).Учитель: После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.6) Берлин.Учитель: Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни единой позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистских захватчиков. И вот он наступил – великий, долгожданный День Победы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков.Мультимедийный материал «Флаг над Рейхстагом» («Уроки Кирилла и Мефодия»).Учитель: День 9 мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией.Мультимедийный материал «День Победы» (фотографии Великой Отечественной войны сопровождаются песней «День Победы!»).Учитель: Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений.Давайте почтим их память минутой молчания. Метроном. Минута молчания.4. «След войны в моей семье».Учитель: Не обошла стороной война и наш родной край. Мы свято храним память о погибших на войне. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Помните об этом. Наши дети помнят. Они собрали материал о том, какой след оставила война в их семье.Выступления учащихся с сообщениями «След войны в моей семье» (приложение 5).5. Итог урока.Учитель: Какие чувства вызвал у вас урок?Продолжите высказывание: «Война – это…» Дети: Миллионы погибших, разоренные города и деревни и т. п. После ответов дети зачитывают:Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.Учитель: Благодаря чему наша страна одержала победу?А теперь ответьте на вопрос: «Что я узнал о войне?» (Узнали ли вы о войне то, что хотели узнать?)Оценивание.Домашнее задание: стр. 140-146 (учебник) и творческое задание на выбор – проиллюстрировать эпизоды военного времени или составить кроссворд на тему «Великая Отечественная война».Татьяна КРУТОВА, учитель начальных классов Едемской основной школы Архангельской области
Комментарии