В наше сложное противоречивое время перед каждым неравнодушным педагогом особенно остро стоит вопрос «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?». Осмысление этого вопроса, на наш взгляд, должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера обществу нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Реформа системы образования в настоящий момент пытается дать ответы на эти вопросы и обеспечить педагогов максимумом новейших методических разработок и современных подходов, для того чтобы осуществлять педагогический процесс в соответствии с требованиями информационного общества. Но, к сожалению, львиная доля всех разработок ориентирована на школу. Это, безусловно, правильно, ведь школа основной социальный институт образования. Многие, да почти уже все педагоги, сегодня увлеченно осваивают новый федеральный государственный стандарт и с успехом применяют его в своей работе. Школа переходит на новый стандарт. Но ведь процесс образования начинается гораздо раньше, чем ребенок приходит в первый класс. И повысить качество образования, привести его в соответствие с требованиями нашего времени вполне возможно, более того, необходимо уже тогда, когда малыш впервые приходит в образовательное учреждение – детский сад.Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Таким образом, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» сформулированы «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть»: учиться знать: обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы; учиться делать: обучающийся фокусируется на практическом применении изученного; учиться жить вместе: обучающийся актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество; учиться быть: обучающийся акцентирует умения, необходимые индивиду, развивает свой потенциал.По сути дела Ж.Делор определил глобальные компетенции, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Сформировать эти компетенции позволит системно-деятельностный подход, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не дают в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.Еще одно требование в рамках использования деятельностного метода – необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, особенно на ранних этапах обучения. Но разве не способны педагоги-дошкольники обеспечить такую подготовку до поступления ребенка в школу?Давайте заглянем в новый стандарт и увидим, что системно-деятельностный подход, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, предполагает: учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.Реализацию этих положений, на наш взгляд, вполне возможно, даже необходимо, начинать до вхождения ребенка в школьную жизнь.Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность малыша постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Каждый педагог-дошкольник знает, что чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Всем известно, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.Павлов назвал это свойство рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. А нам, уважаемые коллеги, необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения.К сожалению, в практике работы с дошкольниками, как, впрочем, и со школьниками, на протяжении многих лет наблюдается другая тенденция – давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Сомнение – путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Ведь для того чтобы общество могло в своем развитии продвигаться вперед, ему нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.Думаем, что не только учителя, но и те люди, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны в современных условиях переосмыслить свою позицию, начать поиск новых путей развития, ведь именно они одними из первых вводят малышей в наш мир, раскрывают перед детьми его тайны и законы, закладывают познавательное отношение к миру. Роль педагога-дошкольника – постоянно поддерживать в ребенке живой познавательный интерес, используя для этого современные, новые и эффективные методы и приемы.Решение ребенком-дошкольником познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направлено на то, чтобы достигнуть высокого уровня развития дошкольников, сформировать устойчивые предпосылки для развития способности к самообучению, самообразованию. Очень многие современные авторы считают, что в настоящее время проблемное обучение не столько педагогическая технология, сколько методика или даже подход к обучению.Основное понятие проблемного обучения – проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.Таким образом, знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти ребенка. К тому же знания не имеют обезличенной и объективной ценности, они важны лишь в том случае, если учащийся сможет их применить на практике, сможет решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность.Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу-дошкольнику выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление. Педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Разумеется, для этого необходимо применение самых современных и эффективных форм организации образовательного процесса.Совсем недавно на образовательном портале «Мой университет» (www.moi-universitet.ru) завершился Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», содействовавший эффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся и воспитанников через создание развивающей образовательной среды с помощью технологии активных методов обучения и модерации.Нашему творческому коллективу посчастливилось принять участие в этом конкурсе, не без гордости можем отметить, что наша работа заняла третье место в номинации «Лучший АМО» в направлении «Педагогическая деятельность в коррекционных учреждениях». Нам было очень интересно работать в конкурсе, мы многому научились, на многое посмотрели иначе, появилось желание работать по-новому, преломить системно-деятельностный подход сквозь призму дошкольного образования. Радостно видеть, какое количество неравнодушных педагогов-дошкольников стремятся сделать подходы к дошкольному образованию современными, отвечающими всем требованиям нашего непростого общества.Детский сад комбинированного вида №968 – творческий коллектив «ВМЕСТЕ»:Наталья КОВАЛЕНКО, Светлана БЛИНОВА, Светлана МАЯЦКАЯ
Комментарии