Ныне можно слышать противоречивые высказывания об армии. Одни говорят: она – наша гордость, символ силы государства, а ратная служба – долг каждого настоящего мужчины. Другие – что армия превратилась в наказание, пугало для молодежи, и изо всех сил стараются избежать призыва. Отношение к армейской службе у абсолютного большинства юношей начинает формироваться уже в школьные годы. Что же становится камнем преткновения, вызывает неприятие и как избавить от него завтрашних солдат, сидящих ныне за школьными партами?
Актуальность военно-патриотического воспитания школьной молодежи я осознал во время службы заместителем командира части по воспитательной работе. Мне, офицеру запаса, прослужившему в Вооруженных Силах более 28 календарных лет, сыну офицера-фронтовика, Героя Советского Союза, отдавшего служению Родине около сорока лет, было обидно и больно слышать и видеть, как охаиваются святые для нас понятия – честь офицера, честь солдата, как это сказывается на настроении молодежи, отношении к армии. В воинских коллективах подобные явления получали принципиальную оценку. Но ведь отношение к службе будущего солдата начинает формироваться задолго до призыва…
После окончания службы, уже в качестве преподавателя-организатора Основ безопасности жизнедеятельности, мне выпало самому заниматься воспитанием будущих защитников Отечества.
Проблему, упущенную в последнее десятилетие, наконец-то начали поднимать на должный уровень. Основные пути ее решения получили отражение в столь долго ожидаемых нормативных актах: Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы и вводящем в действие эту Инструкцию совместном приказе Министра обороны РФ и Министра образования РФ.
Словом, настало время действий. Но, чтобы они были эффективными, нужен ответ на вопрос: а что же сегодня, в новых условиях самое важное в подготовке молодежи к армейской службе? Где ключевое звено? Формирование моральной готовности к защите Отечества? Бесспорно. Но на долю большинства призывников выпадает армейская судьба, требующая не единичного порыва, а повседневных настойчивости и упорства, способности и готовности переносить будничные нагрузки и тяготы службы. Что же чаще всего становится камнем преткновения для молодых солдат?
Вот как сформулировал проблему, характерную для армий всех стран, английский военный психолог Норман Коупленд: “Величайшей неприятностью, которую испытывает солдат после призыва на военную службу, является потеря личной свободы. Его обязывают жить по распорядку, составленному кем-то другим. Даже вечерний отдых, когда он хочет считать себя свободным, часто регулируется командирами. Он не волен одеваться по вкусу и идти, куда ему хочется. Ему могут приказать делать то, что ему совсем не нравится. Вся его жизнь идет не так, как ему хотелось бы. Нередко можно услышать, что нынешний солдат, более образованный и развитый, чем его предшественник, не нуждается в суровой дисциплине. Это крайне опасное заблуждение. Дисциплинированная армия, укомплектованная солдатами с низким уровнем развития, наголову разгромит недисциплинированную армию, укомплектованную выпускниками университетов. Независимо от уровня образования личного состава ни одна армия не может быть боеспособной, пока повиновение личного солдат не станет привычным”.
Наверное, солдатское становление сегодняшних старшеклассников будет зависеть и от того, как скоро они осознают эту истину, и необходимость подчинения станет осознанной, привычной. Помочь им в этом можно и нужно в рамках ОБЖ, изучения основ военной службы. Решению этой проблемы способствовали проведенные у нас пятидневные учебные сборы школьников десятых классов. По просьбе администрации района к участию в сборах привлекли около 200 учащихся средних школ района, что внесло динамизм, дух состязательности.
Основу их качественного проведения создали кропотливой подготовкой. Благодаря командиру соединения полковнику В. Майзлину были своевременно решены все организационные вопросы, выделены техника, оружие, индивидуальные средства защиты, объекты учебно-материальной базы. Начальник тыла полковник Г. Андрущенко решил проблемы продовольственного и материального обеспечения. Командир соединения своим приказом назначил сержантов, которым поручалось обеспечение учебного процесса на сборах, офицеров, привлекающихся к проведению занятий по основным темам. Общее руководство сборами было поручено майору Д. Югрину. Он внес большой вклад в организацию занятий. При постановке задач на сборы заместитель командира соединения по воспитательной работе полковник Н. Сафронов большое внимание уделил максимальному обеспечению положительного эмоционального фона занятий.
И вот первое построение. Митинг, наставления руководителей сборов, представителей командования соединения, администрации района. Юноши в камуфлированной форме старались казаться серьезнее, солиднее. Назначены первые в их жизни (хоть и “учебные”) командиры. Школьники перешли в подчинение сержантам. Вводный инструктаж. Многое в нем показалось мальчишкам непонятным. Их реакция – роптания в строю, попытки обращаться к преподавателю. В ответ звучит: “Когда вами командуют сержанты, меня нет. Я в их действия не вмешиваюсь, все вопросы – только через сержантов”.
Вот здесь и началось: “Как это так, я в школе не каждого учителя слушаю, а здесь должен подчиняться чуть ли не ровеснику?!” Но сержанты, проинструктированные руководством, методично, вежливо, но требовательно разъясняли своим “подчиненным” правила жизнедеятельности воинского коллектива.
И начались армейские будни. Отбой и подъем, сон по команде, а не по желанию, зарядка, с которой даже юноши, активно занимающиеся спортом, возвращались взмокшими.
Пройдет совсем немного времени, и учащиеся поймут истинный смысл высказывания английского военного психолога Нормана Коупленда, взаимосвязь дисциплины, привычки повиновения и боеспособности.
Настроение мальчишек меняется, когда начинаются занятия.
Огневая подготовка. Ребята внимательно слушают офицеров и сержантов, а затем увлеченно отрабатывают нормативы по неполной разборке и сборке автомата, снаряжению магазина. Правда, с точки зрения школьников не все занятия в армии столь уж необходимы. В частности, это относится к строевой подготовке. Но и здесь командиры спокойно, аргументировано объясняют историю формирования и современное значение строевой выучки. Сказывается правильность сделанного командованием выбора – для работы со школьниками назначены опытные сержанты из учебного пункта.
Занятия по РХБЗ (радиационной, химической и биологической защите). Отрадно смотреть, с каким энтузиазмом и старанием юноши выполняют нормативы по одеванию противогазов и ОЗК. А какое оживление принес им вид друзей в “космическом одеянии”!
Наиболее увлекательными, эмоционально насыщенными стали стрельбы из автомата. В тот день к занятиям привлекли и девушек-десятиклассниц.
Командование соединения решило провести показ образцов стрелкового оружия. После ознакомления с тактико-техническими данными БТР-80, АГС-17, станкового пулемета, ручного пулемета, различных модификаций АК-74, подствольного гранатомета ГП-25, снайперской винтовки учащиеся увидели их в действии. А затем школьники сами приступили к стрельбе из АК-74.
Результат стрельб объявил начальник сборов: “С таким пополнением даже в первом бою не страшно”. Вы бы видели школьников, когда они услышали эти слова!
Незаметно пролетели дни, выставлены оценки, подведены итоги. На итоговом построении коллективу учащихся 10-х классов вручили грамоту командования части за усердие и старание. Индивидуальные грамоты получили учащиеся А. Трусов, М. Перепелица, В. Сергунин, Е. Раков. Им было приятно, что хоть и недолгий, но добросовестный ратный труд получил такую оценку.
Но основной итог проведенных в армейских условиях пяти дней не только в этом. Конечно, за столь краткий срок трудно привить любовь к армейской службе. Да такую цель руководители сборов и не ставили. Главным было – дать юношам возможность прочувствовать уклад армейской жизни изнутри, а не по разговорам. Ведь тот страх, который, скажем откровенно, становится основной причиной нежелания идти в армию, вызван отсутствием истинных знаний об армейских буднях, моральной и физической неподготовленностью допризывной молодежи и так называемыми “дембельскими” воспоминаниями некоторых трепачей.
Да, армия – механизм жесткий. Каждый юноша, становящийся в строй, должен осознать, что он включается в систему отношений, направленную на то, чтобы во имя высших интересов страны, ее обороны в кратчайшие сроки сделать из него человека, умело и быстро исполняющего приказ. И чем раньше он это поймет, тем легче ему будет влиться в армейскую среду, тем благополучнее сложится его служба, тем быстрее придет душевное равновесие, свойственное зрелым воинам. Тем раньше и безболезненнее солдат распростится с ощущением “величайшей неприятности” (по Коупленду), и следование жестким нормам воинской дисциплины станет для него сознательным, необходимейшим условием выполнения воинского долга защитника Отечества, станет делом солдатской чести.
Учебные сборы дали юношам возможность понять эту простую по сути своей истину, которую далеко не всем молодым людям легко принять, превратить в убеждение, норму поведения и внутреннюю готовность к действию, к сознательному подчинению во имя долга, высших интересов Отечества. Видимо, ее постижение может стать одной из важных задач подготовки школьной молодежи к армейской службе всем разнообразием форм воспитания, в том числе и в рамках курса ОБЖ.
Игорь РЕВКОВ,
преподаватель-организатор ОБЖ средней общеобразовательной школы N 167 Минобороны России
Комментарии