В последние годы о проблемах информатизации высшей школы говорят гораздо реже, чем о средней. Однако здесь есть своя уникальная специфика, свои программы и пути их реализации, а также свои разработчики программных решений. Об этом говорилось на состоявшейся 5 июня в Российском новом университете (РосНОУ) конференции на тему «Информационно-образовательная среда вуза: современные решения».
Отдельно взятый университет
Проректор РосНОУ Юрий РУДЕНКО поделился с гостями тем, как подобная проблема решается в его университете.
– С самого начала мы постарались составить прогноз развития ИКТ в отечественных вузах, и уже на этой базе развивать информационную среду нашего учебного заведения, – говорит Юрий Семенович. – Был проведен анализ, и выяснилось, к примеру, что на сегодня около 70 процентов вузов используют кейсовые технологии дистанционного образования, 23 процента развивают смешанные технологии обучения (то есть совокупность кейсовых, сетевых и телекоммуникационных), и около 7 процентов стараются выстраивать образовательный процесс исключительно на основе сетевых дистанционных образовательных технологий. Правда, в последнее время количество тех, кто стремится развивать именно смешанные технологии, неуклонно растет. И сейчас порядка 50 процентов вузов по крайней мере уже готовы к введению этих технологий.
Исходя из этого, мы определили для себя цель – формирование информационно-образовательной среды вуза, адекватной современному развитию ИКТ, педагогическим технологиям и соответствующей нормативно-правовой базе. Достижение этой цели планируется в интеграции всех информационно-образовательных ресурсов вуза. В результате мы планируем сделать высшее образование доступным для всех при сохранении его качества.
Для этого у нас есть максимум возможностей, ибо с 2004 года РосНОУ – один из первых вузов в РФ, который по действующим документам получил разрешение на использование дистанционных образовательных технологий в полном объеме. Мы на себе испытали необходимость и важность этого момента, так как после получения соответствующей лицензии заметили, что работать стало значительно проще и легче. Нас стали воспринимать адекватно, кроме того, когда мы предъявляли приказ Минобразования о том, что мы имеем право осуществлять дистанционную подготовку по 8 предметам, многие вопросы в ходе проверок автоматически снимались. Поэтому, вполне естественно, мы выступаем за то, чтобы нормативно-правовая база укреплялась и помогала нам всем работать на законных основаниях без проблем.
Нами разработано более 400 УМК по 8 образовательным программам, внедрена корпоративная информационная система вуза, которая фактически обеспечивает работу электронного деканата. Заложены основы образовательного портала Института дистанционного и заочного обучения. Апробированы тестовые методики, развиваются технологии видеоконференцсвязи (ВКС).
Какие же блоки и компоненты информационно-образовательной среды вуза мы подразумеваем, когда говорим о необходимости внедрения наших разработок в другие вузы?
В первую очередь это предметная среда – основа любого дистанционного обучения. На примере ЭУМК, которые мы разрабатывали совместно с Московской финансово-промышленной академией, могу сказать, что тут крайне важно объединить ресурсы нескольких коллективов. От этого выигрывают все, к тому же экономится значительное количество средств и времени. И мы готовы сотрудничать с любым вузом, который изъявит желание двигаться в этом направлении.
Также очень важна техническая среда – совокупность новых технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса, его научное и учебно-методическое сопровождение. Что касается этого аспекта, то затраты, которые осуществил РосНОУ в масштабе вуза, колоссальны: за 5 лет только на техническое оснащение мы израсходовали более 5 миллионов долларов – примерно половину всех средств, выделенных на развитие системы дистанционного образования в целом. Зато сейчас мы имеем возможность осуществлять образовательный процесс с помощью ВКС и других современных технологий.
Нужна программная среда – совокупность программных средств для хранения, обработки и передачи учебных материалов, обеспечивающая оперативный допуск к ним и телекоммуникационное взаимодействие студентов в интересах достижения целей обучения. Как и другие вузы, мы тоже начинали, действуя методом проб и ошибок. То есть брали какие-то системы, пытались внедрять их. Сейчас благодаря взаимодействию с солидными разработчиками ПО (в частности, с компаниями КРОК, Microsoft) мы достигли некого оптимума и вышли на представление единого программного обеспечения для всех комплексов дистанционного обучения.
Не обойтись и без методической среды, требующей разработки инструкций и порядка пользования этой системой. Подобный компонент весьма важен, в чем мы убедились, когда стали решать задачу электронного университета. К сожалению, те инструкции и методические разработки, которые у нас были на тот момент, в полной мере не позволяли снабдить преподавателей, методистов и студентов необходимыми материалами, чтобы осуществлять полномасштабное дистанционное обучение.
Исходя из этого можно сказать, что наша ближайшая задача – интеграция информационных ресурсов для организации учебного процесса в Институте дистанционного и заочного обучения. Это связано прежде всего с развитием систем ВКС, как групповых, так и индивидуальных. Важно развивать образовательный портал и осуществлять переход студентов, которые учатся в филиалах и сидят в региональных сетях, на обучение с помощью этого ресурса. Мы намерены и дальше развивать корпоративную информационную систему «Вектор», которую уже широко используем в нашем вузе.
Говоря о совершенствовании системы ВКС, могу сказать, что сейчас мы внедряем технологию НИИР-КОМ, разработанную Институтом радио. К работе по этой технологии в полном объеме уже готовы 27 структурных подразделений РосНОУ. Параллельно для реализации групповых решений закупили оборудование компании Sony. Две студии установлены в Институте дистанционного и заочного обучения плюс три терминальных студии в наших филиалах.
Хочу добавить, что технология НИИР-КОМ позволяет работать на достаточно низких скоростях (от 128 до 265 кб/с), в то время как Sony более требовательна к каналам (здесь необходимы линии с пропускной способностью не менее 512 кб/с), зато позволяет решать ряд образовательных задач намного более качественно.
Кроме того, мы разрабатываем еще одну перспективную технологию – систему информационной безопасности РосНОУ. На мой взгляд, она интересна тем, что позволяет работать на еще более низких скоростях.
По технологии НИИР-КОМ мы уже сейчас готовы работать с 27 нашими региональными центрами из 55. Мешает недостаточно развитая сеть каналов, которые пока что не обеспечивают качество передачи звука, картинки и дополнительных материалов.
Параллельно идут работы по развертыванию системы ВКС на базе Microsoft Office Communications Server 2007. Оборудование закуплено, установлено, и сейчас проводится его тестирование. В системе дистанционного обучения, с учетом того, что представительства прекращают свою деятельность по консультации, мы собираемся использовать это решение для индивидуального консультирования студентов.
Что касается образовательного портала РосНОУ, то, будучи организованным на тех технологиях, которые предлагали нам КРОК и Microsoft, он помогает осуществлять планирование учебного процесса, информационное обеспечение внутренней работы сотрудников. С его помощью можно легко организовать пространство общения и обмена информацией, облегчить доступ к учебным материалам и тестовым заданиям, создавать учебные курсы, а также вести мониторинг процесса обучения и качества подготовки. Все эти задачи на нашем портале реализованы в достаточной степени.
Основой для его развития стала корпоративная информационная система «Вектор». Она полностью интегрирована в систему электронного университета, и с помощью ее мы полностью реализуем все функции электронного деканата в условиях сетевых дистанционных образовательных технологий.
Использование системы «Вектор» в интеграции с образовательным порталом позволяет осуществлять регулярный мониторинг за использованием этих технологий во всех территориально обособленных подразделениях. Поэтому в дальнейшем мы намереваемся всячески расширять ее, особенно после интеграции в нее подсистемы «Приемная комиссия». Это позволит выполнять те задачи, которые должен решать вуз от момента обращения абитуриента в приемную комиссию и поступления до момента выпуска студента.
Каковы дальнейшие перспективы развития наших систем?
Учитывая наши успехи, совет вуза решил, что у нас еще есть достаточный потенциал для развития, а также определил наиболее актуальные направления деятельности. В первую очередь это эффективное использование системы информатизации вуза, развитие научно-методического и организационного обеспечения процессов информатизации. Необходимо более тесно сотрудничать с крупнейшими разработчиками ПО и ИТ-компаниями. При этом мы оставляем за собой право развивать проекты, которые разработаны и запущены в нашем вузе. Это касается, в частности, систем информационной безопасности, новых образовательных технологий, а также системы электронного университета.
Мы призываем другие вузы к сотрудничеству в плане накопления образовательного контента и выполнения совместных проектов и выступаем за поддержание вузами программ регионального сотрудничества в области информатизации. Ряд перспективных разработок мы уже ведем с Таганрогским технологическим институтом Южного федерального университета.
Кроме того, одна из перспектив – дальнейшее развитие технической базы вуза. Не секрет, что современные решения, которые предлагают ведущие компании, не могут быть осуществлены на старой технике. Так, при работе с системой электронного университета на каждом компьютере должен быть установлен Microsoft Office 2007 и не ниже. Ведь технологии дистанционного обучения предъявляют к ПО и памяти компьютера довольно внушительные требования. Поэтому обновление парка компьютерной техники – задача, которую следует решать постоянно.
Конечно же, необходимо укреплять кадровый состав вуза, чтобы опытный коллектив был способен к проектированию и эксплуатации сложных территориально распределенных информационных систем.
Но главный гарант устойчивого развития – переход на стабильные решения. Сейчас многие вузы стремятся внедрить свои продукты и разработки. Главное – не ошибиться и сделать правильный выбор. В частности, для нас было ошибкой в свое время взять в качестве основы для дистанционного обучения систему «Папирус». Да, она решает все наши задачи, но лишь частично, потому что рассчитана на сравнительно малое количество обучаемых. А при числе студентов свыше 12000 возникают серьезные проблемы. Например, одновременно в ней могут работать не более 50 пользователей, что явно мало.
Наконец, хочу отметить, что для успешной информатизации высшей школы весьма важна психолого-педагогическая поддержка инновационного процесса создания современной информационной системы вуза. У нас самих не все шло гладко. Поначалу мы пытались систему дистанционного обучения развивать через базовые факультеты, но, к сожалению, этот проект не получил развития, и было решено создать отдельное подразделение – Институт дистанционного и заочного обучения, со своей инфраструктурой, базой, кадрами. Это позволило решить многие проблемы.
Наверное, нигде больше не создано столько рабочих групп и не разработано столько проектов, как в системе дистанционного обучения. Однако состояние нормативно-правового урегулирования, на мой взгляд, именно в этом секторе наиболее запущенное. Вузы поставлены в такие условия, что не могут развивать систему дистанционного обучения, поскольку возникают проблемы юридического характера, связанные с легитимностью выдаваемых дипломов. Хуже всего то, что из-за подобной неразберихи мы можем элементарно потерять огромный рынок, на который уже сейчас рвутся зарубежные вузы, у которых с нормативно-правовой базой никаких проблем нет.
Поэтому важно все делать не только качественно, но еще и вовремя.
Отдельно взятая
фирма
Менеджер компании КРОК Юрий ГЛУМОВ рассказал об особенностях проектов по внедрению информационных технологий в вузах, а также о том, каким образом следует учитывать их в каждом конкретном случае.
– Вузы имеют свою специфику по сравнению с другими организациями, поэтому подходить к ним с общими мерками нельзя, – убежден Юрий Александрович. – И для начала нужно понять, в чем состоит эта специфика и какой комплекс услуг необходимо им предоставить.
Среди главных особенностей вуза можно назвать прежде всего сложную структуру организации. Ведь университет или институт обычно представляет собой солидное учреждение с разветвленной сетью филиалов, отделений, представительств, большим количеством факультетов, кафедр, расположенных не только в отдельных корпусах, но и в отдельных субъектах Федерации.
Кроме того, следует учитывать разнообразие правовых форм – вузы могут быть государственные, негосударственные, ведомственные. Все это накладывает определенный отпечаток на взаимодействие с ними.
Важный показатель – численность и мобильность персонала вуза. Если брать профессорско-преподавательский, административный, технический и студенческий состав учреждения высшего профессионального образования, обычно счет идет на тысячи, а то и десятки тысяч человек. При этом здесь наблюдается довольно высокая мобильность – люди поступают, выпускаются, уходят в академический отпуск, увольняются, отчисляются, переводятся в другие вузы, переходят с факультета на факультет и так далее. Преподаватели могут быть как в штате, так и внештатными сотрудниками, которые находятся на разных формах оплаты. Все эти процессы необходимо держать под контролем.
Для работы вуза также характерна цикличность – чередование семестров, триместров, каникул, сессий. Это тоже нужно учитывать при построении информационной системы вуза.
Специфичность задач, например, коммерческой организации заключается в получении прибыли, государственной структуры – в выполнении каких-либо административных функций и так далее. У вуза специфичность выражена в обучении студентов и осуществлении научной деятельности. Именно на это и стоит делать упор, ибо, если не учитывать этот фактор, акцент будет смещен, а значит, пострадает общее дело.
Во многих вузах существуют собственные наработки, направленные на автоматизацию тех или иных процессов, информатизацию собственной деятельности. Поэтому прежде чем приступать к процессу создания единой системы, необходимо изучить опыт этого учреждения и учесть то, что здесь уже создано.
Для высших учебных заведений характерна разная степень готовности к информатизации, выраженная как в технической оснащенности, так и в подготовленности коллектива к использованию ИКТ. Нередки случаи, когда персонал вуза просто не понимает, что информатизация способна облегчить им жизнь и повысить производительность их труда. Этот фактор способен самым кардинальным способом повлиять на самые перспективные проекты.
Нельзя обойти вниманием особенность вузов, связанную с внедрением в них большого количества новых проектов. Система образования сама по себе способна не только транслировать классические, но и генерировать новые идеи, а также внедрять их в жизнь. За последние годы был предпринят целый ряд попыток (успешных или неудачных) введения самых разнообразных программ и предметов, в то время как в промышленности что-либо изменить или внедрить гораздо сложнее.
Весьма характерная черта и серьезная проблема для вузов – дефицит аудиторного фонда. Думаю, каждому преподавателю знакома ситуация, когда приходится искать помещение для проведения занятий. Все это связано с увеличением количества студентов при недостаточной скорости расширения площадей за счет строительства дополнительных корпусов. И если раньше в одну аудиторию приходили несколько сот человек и слушали одного лектора, то теперь количество групп и подгрупп, которые в одно и то же время хотят заниматься разными делами, сильно возрастает. Поэтому все больше людей переводятся на дистанционное обучение, поскольку это позволяет обходиться вообще без аудиторий. Также делается упор на построение так называемых индивидуальных траекторий обучения, когда студент сам выбирает изучаемые предметы и определяет их объем. При этом тем не менее крайне важно иметь систему, которая позволила бы точно сказать, в какое время какая аудитория занята, кто в ней занимается, когда освободится и так далее.
К сожалению, высшая школа в России достаточно долго была в загоне. Сейчас ситуация налаживается, однако до сих пор во многих образовательных учреждениях техническая часть слишком устаревшая или просто отсутствует, нет адекватной сети. Следовательно, до того как начать осуществлять информатизацию высшей школы, необходимо провести ее техническое оснащение, создать фундамент, на котором она будет разворачиваться.
Для вузов важно существование в них центров обработки данных, так как, безусловно, тут работают с большими объемами информации. Поэтому без таких специализированных подразделений не обойтись. Кроме того, с их помощью многие технические вузы просто решают научные задачи, связанные с большими объемами вычислений.
Точно так же для учреждения высшего образования, особенно если в нем собираются всерьез заниматься дистанционным обучением, необходима система ВКС. И это отнюдь не экзотика, а обычная повседневность. Ведь еще недавно видеть и слышать собеседника можно было, лишь задействовав колоссальные мощности. Сейчас же провести телемост реально даже с помощью обычного персонального компьютера, хотя, конечно, для высокого качества нужны соответствующие решения.
Средствами мультимедиа должны быть оснащены как учебные, так и административные помещения вуза. Это полезно со всех точек зрения, и в первую очередь с учебной. Ведь при обучении, скажем, иностранному языку должным образом оборудованная аудитория значительно повышает качество этого процесса.
Что касается автоматизации бизнес-процессов вуза, то нужно отметить: в связи с активным переходом на платные услуги, развитием внебюджетного финансирования, спонсорства, общественно-государственного управления эти процессы сейчас стали достаточно сложными и завязанными на большие потоки средств. Поэтому автоматизация здесь способна заметно повысить производительность вуза в целом и каждых его подразделений в частности.
Из всего этого логично вытекает необходимость внедрения информационных систем и, безусловно, тех, что связаны с информационной безопасностью. По оценке лаборатории Касперского, с момента появления незащищенного компьютера в сети до момента его заражения проходит не более пяти минут. Киберпреступность развивается невиданными темпами, но если раньше написанием всевозможных вирусов, троянов и червей занимались самоутверждающиеся подростки, то теперь это удел серьезных профессионалов, которые делают это отнюдь не только ради собственного удовольствия, ибо тут замешаны большие деньги. Поэтому системы безопасности сейчас – не роскошь, а необходимое средство.
Учитывая все это, мы предлагаем комплексный подход к информатизации вуза, который включает в себя набор из аппаратных, программных решений и организационного комплекса.
Чтобы реализовать задуманное, прежде всего необходимо повысить требования к качеству проектирования. Это крайне важно в случае сложной организационной структуры, так как здесь цена ошибки существенно возрастает. В случае если вуз представляет разветвленную сеть филиалов, нужно реализовывать проект поэтапно, а не пытаться охватить все сразу. Более правильно постараться внедрять систему, начиная с какого-либо одного подразделения.
Также следует тщательно спланировать поставки оборудования и ПО, чтобы все приходило в срок и вовремя. Это важно не только для правильной организации труда, но и в целях элементарной безопасности. Ведь если, к примеру, серверы завезут до того как будет подготовлено помещение для них, эти устройства могут просто складироваться в не подходящих для того местах, если же позже – помещение будет простаивать без дела.
Для достижения максимального результата необходимо привлечь к реализации проекта достаточное количество высококвалифицированных специалистов, чтобы проектная команда была в состоянии вовремя выполнить объем стоящих перед ней работ.
Необходимо применять прогрессивные методики управления сложными проектами. Этому следует уделять внимание загодя и вовремя успеть подготовить менеджеров, чтобы они сумели научиться работать в таких проектах. Иначе неминуемо процесс затянется и возникнут самые разнообразные проблемы.
Учитывая разнообразие правовых форм организации вуза, важна гибкая договорная политика, потому что в зависимости от формы возникают определенные нюансы в заключении договоров.
Следует учитывать особенности бюджетной политики. Ведь в государственных и негосударственных вузах существенно различается работа с бюджетированием.
Информационные системы следует адаптировать исходя из потребностей заказчика, вызванных теми или иными особенностями вуза. Как и в любом другом деле, важна обратная связь – нужно обратить внимание на то, какие пожелания высказывают сотрудники вуза относительно работы информационной системы. Ведь именно они – пользователи, для которых и создана эта система.
Касаемо численности и мобильности персонала необходимо, чтобы оборудование, установленное в вузе, было способно выдержать пиковую нагрузку, связанную с обработкой больших объемов информации и доступом к системе большого количества пользователей. Это во многом связано с сезонным фактором, так как вполне понятно, что в период сессии, когда идет усиленное формирование отчетов и ведомостей, нагрузка на систему максимальная. Поэтому тут нужно правильно выбирать серверы.
Оптимизация алгоритмов, применяемых в информационной системе, – весьма важный момент. Несмотря на то, что сейчас компьютерная техника значительно подешевела, проблема оптимизации программного обеспечения по-прежнему актуальна. И гибкость операционных систем – требование, которое должно выполняться неукоснительно. Это подразумевает возможность учитывать все тонкости и нюансы бизнес-процесса вуза.
Нередко бывает, что исполнитель имеет весьма поверхностное представление о том, чем занимается заказчик, однако это практически не отражается на качестве создаваемой системы. Но в вузе все совсем не так просто, поэтому здесь исполнителю крайне важно как можно более тщательно узнать обо всех тонкостях деятельности заказчика. А это возможно только при условии постоянного мониторинга в области законодательства, технических новинок и содержания образования. Требуется изучать разработки, направленные именно на высшую школу, а также стремиться улучшать систему исходя из требования заказчика.
Комментарии