search
main
0

Вектор гения. Что сказал Менделеев педагогам XXI века?

​Достаточно прозаическое событие заставило меня глубоко задуматься о существенных и важных изменениях, которые сегодня происходят в школе. Я побывала в музее Д.И.Менделеева в Боблово. Скромный музей, как и сама жизнь русского гения. Именно там я увидела книгу, посвященную педагогической деятельности Д.И.Менделеева.

При значительном стаже работы в системе образования мне довелось быть свидетелем многих нововведений, из которых одни остались в прошлом как случайность, другие обрели право на постоянное присутствие в содержании преподавания и методике. Но ведь всякий прогресс устойчив только тогда, когда в основе его лежит принцип преемственности и осознание направления движения, его конечная цель. Давно стало очевидностью, что наши сегодняшние ученики – это уже другие дети. Они растут в эпоху таких скоростей и ритмов, что должны обладать особыми умениями, чтобы успеть в будущее, быть к нему готовыми и физически, и морально, и интеллектуально. Для такой подготовки нужны какие-то иные методы и средства обучения. Они сегодня предлагаются школе и учителю, но осваиваются не так просто, как это порой кажется. Ведь основной учительский корпус – это люди, которых учили совсем иначе, не торопясь… Для того чтобы выработать глубокое понимание необходимости перемен и введения целого арсенала новейших технологий в практику обучения в школе, очень полезно обернуться назад, к истории реформирования национального образования. Учитель должен к переменам относиться не как к очередным кампаниям, а как к необходимости и закономерности – ведь все новации в нашей школе опирались на традиции. Именно это вело к положительным переменам, к повышению результативности в обучении детей. Нам оставлено в истории педагогики немыслимое богатство традиций, идей, проверенного жизнью опыта. В этом плане очень полезно и поучительно обратиться к личности, трудам Дмитрия Менделеева, который был не только великим ученым-химиком, но великим педагогом, отдавшим более 40 лет обучению сначала детей, а потом и взрослых. Им опубликовано около 40 работ по проблемам обучения и преподавания в начальной, средней и высшей школе. Многие высказанные великим ученым идеи и положения актуальны сегодня. Актуальны, видимо, потому что пока не нашли полного решения и в наше время. Особая культура мышления и уникальный талант дали основание считать Д.И.Менделеева одной из авторитетнейших фигур в нашей педагогике. Работая в кадетском корпусе, Военно-инженерной академии, Менделеев всегда подчеркивал, что направление русского образования должно быть жизненным и реальным. Понятие «образование» он определял так: «…благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накопления людской мудрости и опытности».Как современно звучит его мысль о том, что главная задача школьного образования состоит в личностном развитии ученика, в росте сознательного отношения к окружающей действительности, формированию наблюдательности, аналитических способностей! Но при постановке таких глобальных задач он резко восставал против перегрузки учеников: «…надо же подумать и о выполняемости программы для сил растущих юношей. Регламентация каждого шага убивает развитие самостоятельности или, при известных характеристиках и условиях, приводит к уродству». Во всех работах Менделеева, касающихся проблем образования, постоянно проводится мысль о преемственности программ начального, среднего и высшего образования. Особенно настойчиво он проводил идею о необходимости связи школы с жизнью, с ее потребностями. В его работах мы прочитаем о том, что учащимся надо давать такую сумму «…к жизни пригодных сведений, с которой ученик оказался бы готовым принять окончательное свое образование». И сегодня перед школой эта задача поставлена – мы должны нести ответственность за правильный выбор жизненного пути нашими выпускниками.Последние недели широко обсуждается введение системы предуниверсария с 8-го класса. Взгляд Менделеева на непрерывность и преемственность в обучении подтверждает верность таких решений. Вот что пишет Д.И.Менделеев: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить НАИБОЛЬШУЮ пользу только при условии непрерывности. При этом я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения». Сегодня мы можем говорить о колоссальном опыте, накопленном в Москве, и не только, по взаимодействию школы и вуза. Думаю, что целое поколение москвичей получило образование именно через такую систему, когда конкретная школа становилась первой ступенью конкретного вуза. И сегодня предложение расширить форму предуниверсария вызывает большой оптимизм. Эта форма важна не только в плане образования, но и в плане воспитания – профилизация в обучении стимулирует у школьников ответственность и любознательность. Качества очень важные сегодня. Понятно, что развитие системы предуниверсариев потребует большого количества очень квалифицированных учителей. В классных специалистах нуждается любая отрасль. А в учителях особенно. Менделеев считал, что учитель обязан следить за наукой и даже непосредственно заниматься ею: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит».Современен ли этот взгляд Менделеева? Безусловно. Если сегодня учитель останется только транслятором чужих знаний и идей, то не сможет подготовить своих питомцев к жизни в мире, который так стремительно меняется. Современный учитель должен уметь решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. Менделеев предупреждал, что надо бояться «узости знаний». При этом он настаивал на том, что работа учителя должна строго планироваться: без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов.Менделеев гениально помогает нам обобщить современные требования к профессионализму учителя и при этом обращает внимание на существенные характеристики нашей профессии, которые мы не всегда склонны отмечать: «Истинное дело учителя делается исключительно нервами; надо, так сказать, заразить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни… Одними сухими рассуждениями – даже при полной добросовестности – ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, необходима работа нервов…» Речь идет о том, что профессия наша предполагает не работу, а скорее служение.Совершенно очевидно, что в школе ученика увлекает не только сам предмет, метод его преподавания, но и сама личность учителя. С этой точки зрения интересен преподавательский опыт Менделеева. Ученики и друзья Менделеева вспоминали, что он не был оратором в прямом смысле этого слова, но, видимо, продумывал форму подачи материала на занятиях и на лекциях вел за собой слушателя, заставляя его проделывать трудный, но увлекательный путь к знаниям… Академик В.Е.Тищенко вспоминал: «Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой… то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в двух-трех словах ясно выразит то, что хотел сказать». Для нас сегодня проблема качества речи учителя с точки зрения лексики, интонации, смысловой наполненности становится очень важной. Ведь детям приходится по 5-6 часов в день слушать разных учителей с разным уровнем речевой культуры.По мнению Менделеева, учитель должен быть примером для учеников во всем, даже в личной жизни. Это не высокие слова, а условие учительского успеха – иначе дети не вырастают умными и достойными людьми.Думается, что великий ученый именно это сказал нам, учителям уже XXI века.Обобщая лучшие традиции российского образования, Менделеев писал, что страна должна видеть «свой идеал впереди». Но идеалы осуществятся в том только случае, если образование будет развиваться на мощном фундаменте. Фундаменте науки и работе профессиональных педагогов. Эти идеи Менделеев сформулировал в своих работах, прямо адресованных школе, а по их актуальности и нам. Назовем лишь некоторые: «Заметки о народном просвещении в России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров». В создании новой образовательной системы Менделеев главную роль отводил учителям. В 1899 году написал: «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании».Прошло более ста лет с того момента, когда слова эти были написаны. Но и сегодня они с точностью определяют ситуацию, и мы ищем новые формы и методы, новые технологии, новые стратегии, чтобы успеть за временем, которое подчиняется своим законам. Однако Менделеев нас предупредил и многое нам подсказал. Но ведь на то и гений!Надеюсь, что интерес к личности Д.И.Менделеева пробудится даже у тех, кому еще не довелось побывать в Боблово, в маленьком и скромном доме человека, ученого и педагога планетарного масштаба.Ирина РЫБИНА,начальник отдела Московского городского Дома учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте