В предыдущих выпусках мы рассказали нашим читателям о том, как рождалась и обсуждалась в стране конкурсная идея, какие главные ценностные смыслы и ориентиры стали основанием для старта нового, необычного для советского образования проекта под названием «Учитель года». Наши читатели узнали о том, как проходила дискуссия по этому поводу, какие предложения педагогов, методистов, ученых были взяты на вооружение при подготовке первого Положения о конкурсе «Учитель года», ставшего фундаментом, на котором в последующие годы возводились новые «этажи» и «стены», строилось будущее этого профессионального соревнования.
В июльском номере речь шла о первых двух конкурсах, которые прошли еще в СССР. Мы познакомили вас, уважаемые читатели, и с первыми его победителями – Александром Суторминым, филологом из Тульской области, и Валерием Гербутовым, физиком из Минска. Они, к сожалению, уже покинули этот мир, но навсегда остались в благодарной памяти их учеников и всех, кому дорог конкурс «Учитель года».
Сегодня представляем первые три конкурса, которые проходили в начале 90‑х уже в другой стране – в России, и расскажем об учителях, оказавшихся на педагогическом олимпе в тот самый период, когда в истории нашей страны, а значит, и образования, произошли коренные перемены, изменившие нашу судьбу и будущее.
Год 1992‑й. Первый российский конкурс
Российский этап в профессиональном педагогическом конкурсе начался в 1992 году. Страна СССР ушла в прошлое. Но опыт двух предыдущих конкурсов, дух и традиции сохранились, уроки и результаты стали основой для проведения конкурса в новом государстве под названием Россия. Каковы конкретные факты тех лет, которые полезно знать не только историкам? Положение о Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-1992 практически дублировало текст самого первого, изначального документа, который был разработан журналистами «Учительской газеты» и опубликован в издании 30 декабря 1990 года, но… с одним казусом: перечисляя инициаторов конкурса, Министерство образования РФ забыло назвать в их числе «Учительскую газету» – автора самой идеи и концепции профессионального учительского конкурса.
Вероятно, кому-то из чиновников тогда показалось, что в новой стране, где «мы наш, мы новый мир построим», нужно начинать все с чистого листа. Забегая вперед, отметим, что «досадная ошибка», как тогда говорили организаторы из числа среднего звена чиновников Минобразования РФ и Республиканского института повышения квалификации работников образования, подписавшие положение, которое они не писали и не разрабатывали, а заимствовали у других авторов (за исключением 2‑3 добавленных в текст новых предложений), была исправлена. А сам министр – в то время им был Эдуард Дмитриевич Днепров – в личной беседе сказал мне, что не видел и не утверждал этого документа. Более того, на круглом столе, который проходил в здании Министерства образования РФ на Чистых прудах по итогам конкурса, предложил сделать акцию, инициированную и запущенную «УГ» два года назад, постоянно действующей, а также создать при газете Совет финалистов конкурса, Российский учительский союз. В Положении о конкурсе «Учитель года России»-1993 (и в последующих положениях) «Учительская газета» справедливо стоит в одном ряду с другими учредителями и организаторами конкурса – Министерством образования РФ и ЦК Профсоюза работников образования и науки, продолжая играть (в те годы и сейчас) одну из ключевых ролей в его становлении и развитии. Среди учредителей конкурса в тот период также значится Педагогическое общество РФ (добровольная научно-педагогическая организация, созданная в 1960 году постановлением Совета министров РСФСР), которое, однако, уже к середине 1990‑х постепенно сворачивает свою деятельность и, соответственно, утрачивает данную функцию.
Конкурс «Учитель года России»-1992 проходил в мае и завершал длившуюся целый учебный год эстафету творческого состязания педагогического мастерства учителей на школьных, районных и областных этапах. Все последующие конкурсы будут проходить осенью – в конце сентября, в преддверии Дня учителя. На республиканский, как тогда официально писало Министерство образования РСФСР (а по сути, это был уже всероссийский конкурс), своих участников делегировал 41 регион новой России. Было прислано 119 заявок. Наибольшее число – из республик Бурятия, Коми, Удмуртия, Алтайского и Хабаровского краев, Владимирской, Калининградской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Рязанской, Ярославской областей, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Председателем жюри первого Российского конкурса «Учитель года» стала Мария Андреевна Комлева, директор московской школы №199, впоследствии народный учитель РФ.
Рояль для победителя
Неделя финалистов конкурса завершилась в здании Комитета по образованию города Москвы. Абсолютному победителю Артуру Викторовичу Зарубе из Подмосковья, талантливому учителю музыки и не менее талантливому композитору, виртуозно владеющему игрой на разных инструментах, особенно на фортепиано, председатель комитета Любовь Петровна Кезина подарила рояль, стоявший на сцене. Здесь же впервые прозвучала песня Артура Зарубы на стихи Роберта Рождественского «Школьным учителям», которая стала своеобразным гимном конкурса, а строки «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле» – его неформальным девизом. И сегодня песня часто звучит на церемониях открытия или закрытия конкурсов на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном.
На этом конкурсе, уже в новой стране, России, условия проведения состязания несколько изменились. Если в 1991‑м учитель давал урок, проходил собеседование и тестирование на компьютере, то в 1992‑м конкурсант должен был прислать любую творческую работу – от модели модной одежды до авторской программы по предмету. При этом в Москве конкурсанты показывали уроки-заготовки, подготовленные дома. Программа майской недели финалистов конкурса в 1992 году была насыщенной и многообразной. Конкурсные уроки, которые проходили в двух московских школах (№372 и №1080), в профтехучилище №160 и яслях-саде №1783, чередовались с творческими встречами конкурсантов с руководителями Министерства образования РФ, редколлегией «Учительской газеты», педагогической общественностью Москвы, учителями из стран СНГ, которые были приглашены в столицу на конкурс. На одной из таких встреч тогда главный редактор «УГ» Петр Положевец высказал ключевую для перспектив конкурса идею его превращения из творческого соревнования в творческую программу, которая могла бы повысить престиж учителя в глазах общества. «Учитель года… Нам бы хотелось, – подчеркнул он, – чтобы тот учитель, которому будет присваиваться это почетное звание, стал полномочным представителем учительства, мог бы выступать от имени всех педагогов, помогать своим коллегам решать проблемы на уровне выше школьного – районном, городском, областном, республиканском, мог прийти в правительство и сказать от имени коллег: мы считаем так, мы хотим этого, мы требуем этого, зная, что ему обеспечена поддержка. Так должно быть, ведь учитель года – это не лучший из лучших, это символ современного учителя, который работает на будущее России…» (Нам не жить друг без друга. Круглый стол «УГ» // Учительская газета. – 1992. – №18).
В этом же номере газета рассказывает о том, что говорил тогда о конкурсе Александр Асмолов, заместитель министра образования России, который с самого начала поддержал конкурс, увидел его глубинный смысл в преодолении «колоссальной драмы невнимания к учителю, существующей в нашей культуре».
Праздник человеческого достоинства и культуры
Конкурс, как тогда говорил Александр Григорьевич, удивителен по многим причинам. Во-первых, чудо то, что он вообще произошел в той кризисной ситуации, которая есть в обществе. Советский Союз распался, а на конкурсе «Учитель года» воссоздается идея, без которой жить нельзя, – единое образовательное пространство. Перед нами, подчеркнул он, единение, которое происходит, и никакие политики, никакие социальные сложности не могут взорвать, нарушить этот мир единого образовательного пространства. В выступлении Александра Асмолова, оптимистичном и полном надежд, прозвучало важное для перспектив конкурса его определение как «праздника культуры и человеческого достоинства», а также мысль о том, что конкурс не есть конкуренция: «Этот конкурс не конкурс, где можно, как обычно, ранжировать по шкале: первый, второй… четвертый. В этом конкурсе все победители. А потому он будет жить».
И так и оказалось. Хотя в тот непростой для страны и образования период такой прогноз о будущем конкурса вызывал у многих больше сомнений, чем уверенности. Сложнейшая экономическая ситуация, невыплаты зарплат учителям, начавшиеся забастовки… А Москва собирает, несмотря ни на что, учителей и гостей из СНГ на профессиональный конкурс. Многие СМИ тогда отметили исключительность данного исторического факта. Одни учителя отстаивают свое профессиональное достоинство забастовками, другие – аргументами педагогического мастерства. Выбравших второй путь собрал в Москве финал Российского конкурса «Учитель года»-1992. Журналист «Российской газеты» Борис Глейзин описал эту ситуацию, подчеркнув, что «главное подтвердилось – в России, обустроенной пока на двойку, есть все же учителя, хранящие высокий дух российских педагогических традиций» (Борис Глейзин. Учитель года // Российская газета. – 1992. – 22 мая). А «Вечерняя Москва» написала, что «конкурс доказал: несмотря ни на что, жив у нас настоящий Учитель. И люди этой профессии способны напомнить о себе не только забастовками, но и полновесными ценностями педагогического творчества» (Г.Борисов. Жив, жив учитель! // Вечерняя Москва. – 1992. – 20 мая).
Итак, первый уже в новой стране Всероссийский конкурс «Учитель года»-1992 открыл нам талантливого учителя, музыканта, композитора, человека высокой культуры, многогранную личность. Артур Викторович Заруба долгие годы преподавал музыку в негосударственном образовательном учреждении города Москвы – в Ломоносовской школе. За эти годы он стал одним из самых активных участников в продвижения конкурса – как соорганизатор в первом десятилетии, как член жюри на протяжении практически всей его истории. В его творческой жизни произошло много событий. С семинарами и мастер-классами он объездил более половины регионов России и стран зарубежья (Берлин, Сидней, Вашингтон). Его знаменитый «Учительский вальс» поют во всех российских школах, а после объявления победителей на конкурсе «Учитель года России»-2020 в Волгограде Артур Викторович Заруба впервые спел его в сопровождении Волгоградского академического симфонического оркестра. Его детские песни, школьные мюзиклы становятся все более популярными. В 2021 году в Тюмени к Дню Победы был поставлен спектакль по циклу из 12 песен на стихи поэтов-фронтовиков, который обладатель Большого хрустального пеликана сочинил несколько лет назад. После конкурса Артур Викторович защитил диссертацию по музыкальной педагогике, стал победителем конкурса «Грант Москвы». Получил почетные золотые знаки «Общественное признание» и «Рыцарь гуманной педагогики», был награжден медалью К.С.Ушинского (1992), правительственным знаком «Учитель года России». Но самой дорогой для него наградой, как часто он сам говорит об этом, осталось звание абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1992. Сегодня Артур Викторович Заруба сотрудник Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ. Он инициатор и координатор запущенного в 2022 году онлайн-проекта «Высшая лига», в котором участвуют призеры и победители конкурса «Учитель года России» разных лет, а также выступает в роли ведущего в летних специальных выпусках школы учителей года по теме «Семья и школа: работа с родителями».
Год 1993‑й. Финал в студии «Останкино»
2 октября 1993 года. Москва. Здесь состоялся суперфинал конкурса «Учитель года России»-1993. Цель второго российского конкурса, но четвертого по счету с учетом двух предыдущих всесоюзных, осталась прежней – выявление талантливых, творчески работающих педагогов и повышение престижа профессии учителя. Непосредственными учредителями и организаторами конкурса становятся Министерство образования Российской Федерации, «Учительская газета», ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, Педагогическое общество Российской Федерации. Большую практическую помощь в организации всероссийского финала оказывают Московский департамент образования, руководитель – Любовь Кезина, ее заместители Александр Егоров, Виктор Пономарев, Леонид Родионов, Лариса Курнешова, Виктор Голованов и другие.
Министерство образования Российской Федерации определяет меры по организационному обеспечению проведения конкурса, утверждается состав оргкомитета, уточняется роль территориальных органов управления образованием и средств массовой информации, подтверждается действие Положения о Всероссийском конкурсе «Учитель года России» от 1993 года, также дается поручение сформировать жюри и экспертную комиссию для отбора работ и проведения конкурса (приказ Министерства образования РФ от 20.01.1993 №17). В состав оргкомитета конкурса были включены представители организаций-соучредителей, среди них – Александр Асмолов, заместитель министра образования РФ, Владимир Яковлев, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», а также руководители Департамента образования города Москвы и Московской области. Члены оргкомитета 2‑3 раза в месяц встречались для обсуждения организационных вопросов, связанных с финансированием конкурса, подготовкой сценариев проведения, подходов к процедуре судейства и критериев оценивания конкурсных заданий. В жюри конкурса «Учитель года России»-1993 вошли известные и титулованные личности. Это авторитетные педагоги и директора московских школ Владимир Караковский, Евгений Ямбург, Виктор Рябов, доктор исторических наук, Валерий Салахов, директор известной сургутской гимназии, Дмитрий Зуев, директор издательства «Просвещение», Александр Абрамов, директор Московского института развития образования, Александр Княжицкий, научный сотрудник этого же института, Игорь Бестужев-Лада, академик-секретарь отделения образования и культуры РАО, Павел Саркисов, ректор РХТУ имени Д.И.Менделеева, который, кстати, уже не первый год в статусе члена жюри вручал учителям-химикам специальные призы, Ирина Димова, заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, Вадим Леднев, академик РАО, автор книг по содержанию общего среднего образования, Ролан Быков, народный артист СССР, Константин Боровой, предприниматель, председатель Партии экономической свободы, и др.
В 1993 году по сравнению с предыдущим годом значительно обновляется география участников конкурса. Впервые свои материалы представили Архангельская область, Республика Горный Алтай, Краснодарский край, Республика Чечня, Ульяновская область, Республика Хакасия и пр. Особенно выделяются Рязанская область, делегирующая девять учителей, Алтайский край – семь, Москва – шесть. Надо заметить, что все они с момента запуска конкурсной программы на общесоюзном уровне были первыми и практически одновременно включились в этот проект. С самого начала активно в этом направлении работала Ассоциация работников образования Алтайского края. Не случайно ее вице-президент, организатор краевого конкурса в Алтайском крае Людмила Зозуля также вошла в состав жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1993.
Конкурс для всех! Учителя, воспитатели, мастера производственного обучения…
Как и в предыдущие годы, преобладающее число участников конкурса составляли учителя городских школ (77%). Сельская школа представила на конкурс «Учитель года» 22 работы (23%). В тот год произошли некоторые качественные изменения в составе образовательных учреждений, делегировавших своих представителей для участия в конкурсе. Были представлены новые типы учебных заведений: лицеи, гимназии, колледжи, учебно-воспитательные комплексы. Доля их составила примерно 1,5% от общего количества представленных учебных заведений. Заявили о себе работники дошкольных учреждений (два материала, в предыдущий год – один). Впервые заявки подали педагогические работники учреждений сферы дополнительного образования.
Здесь важно заметить, что в последующие годы в стране появились конкурсы «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» для специалистов дополнительного образования, «Педагогический дебют» и многие другие, они проходят по своим правилам и положениям, у них сложились своя история развития и география участников, но факт их появления на свет благодаря конкурсу «Учитель года» останется неоспоримым, как и то, что его ключевые идеи и подходы легли в основу этих новых конкурсов. Именно он стал отправной точкой, фундаментом, на котором рождались и продолжают развиваться другие конкурсы, такие как «Директор года», «Мастер года», «Первый учитель», «Флагманы образования» и т. д.
В тот год наибольшее количество материалов было представлено преподавателями русского языка и литературы, иностранного языка, общественных дисциплин и начального образования. Всего в конкурсе приняли участие более 120 тысяч учителей, работников дошкольных и внешкольных учреждений, профтехучилищ. Все присланные работы прошли предварительное рецензирование. Отбор финалистов проводила экспертная комиссия, созданная на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования, преобразованного позднее в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования (РИПКРО), из ведущих ученых и специалистов системы образования под председательством проректора по научно-методической работе профессора П.Турчаниновой. Экспертная комиссия рассмотрела в тот год материалы 97 претендентов, из которых в состав финалистов вошли 15 человек: Николай Васильевич Бедарев, учитель физики школы №27 Барнаула Алтайского края, Валентина Ивановна Бочкова, учитель русского языка и литературы школы №59 Рязани, Юрий Иванович Евдан, преподаватель музыки школы-гимназии №30 Магадана, Татьяна Владимировна Корюгина, преподаватель физкультуры школы №49 Самары, Маргарита Васильевна Лупева, заведующая ясли-садом №352 Волгограда, Александр Викторович Махлаев, учитель истории Шугаровской сельской школы Ступинского района Московской области, Сергей Геннадьевич Павлюк, преподаватель химии школы №21 Коврова Владимирской области, Олег Геннадьевич Парамонов, преподаватель русского языка и литературы гимназии №1 Брянска, Татьяна Семеновна Пяткова, преподаватель обществознания и МХК из Республики Горный Алтай, Гаина Семеновна Сицукова, преподаватель немецкого языка Гуманитарной гимназии Абакана Республики Хакасия, Ольга Евгеньевна Соболева, учитель начальных классов школы №1273 Москвы, Григорий Григорьевич Соколов, преподаватель истории школы №32 Улан-Удэ Республики Бурятия, Федор Владимирович Сузов, педагог дополнительного образования, художественный руководитель московского детского театра-студии «На набережной», Нина Каплановна Хасмекова, преподаватель социально-политических дисциплин СПТУ №1 Грозного Чеченской Республики, Гавриил Михайлович Яковлев, учитель физики Чуранчинской республиканской спортивной школы-интерната Республики Саха (Якутия).
На основе совместных творческих поисков и дискуссий учредителей-организаторов и конкурсантов была обновлена процедура судейства и разработана система критериев оценки учительского труда, определения победителя. В 1993‑м оргкомитет вводит новое испытание – «Защита педагогической идеи». Помимо обычных конкурсных уроков появились уроки-импровизации, или, как иногда их называли, сценические уроки для взрослых в роли учеников, а количество судейских команд выросло до трех, в них вошли дети, общественность и педагоги.
Профессиональное мастерство участников конкурса оценивалось в пределах десятибалльной системы: содержание урока – 1‑10; технология урока – 1‑10; культура педагогического общения – 1‑10. Дополнительным критерием была защита системы работы на заседании круглого стола – 1‑10. Отбор суперфиналистов осуществлялся в соответствии с количеством набранных баллов и по результатам ранжирования финалистов всеми членами жюри.
Сценические уроки
Важное нововведение на финале конкурса – сценические уроки со взрослыми – позволило каждому финалисту увидеть своих коллег. Посмотреть друг на друга и провести такие занятия предложил всем 14 финалистам учитель русского языка и литературы из Брянска Олег Парамонов, ставший абсолютным победителем в 1993 году. Участники поддержали его и тем самым заложили важную для конкурса традицию.
Такой формат на конкурсе появился также благодаря Артуру Зарубе, абсолютному победителю конкурса предыдущего года, когда на круглом столе по его итогам он предложил проводить соревнование в режиме диалога, поскольку в обычной жизни увидеть то, что происходит на конкурсе, практически нет возможности, а конкурс нужен прежде всего для роста профессионального мастерства. «Мы не видели друг друга на уроках, не общались с прошлогодними участниками и победителями, не было условий для общения с жюри», – сказал тогда, в 1992 году, обладатель Хрустального пеликана. Все это позже и постепенно войдет в традицию конкурса, станет нормой и обязательным его конкурсным испытанием. Не случайно сразу после победы и многие годы Артур Викторович будет активно заниматься его организацией в составе творческой группы «Учительской газеты» и в период непродолжительной работы в аппарате Профсоюза работников образования.
На конкурсе «Учитель года России»-1993 жюри оценивало работу только на уроках с детьми. Тогда занятия со взрослыми выступили как творческая лаборатория для самих участников конкурса и стали предтечей введения в конкурс важного, ставшего ключевым, вызывающим наибольший интерес конкурсным испытанием. Оно получило в дальнейшем название «Мастер-классы» и прочно вошло в структуру, модель и смысловые характеристики конкурса.
Каждый учитель пришел на этот конкурс со своей новинкой, со своей педагогической концепцией. Ярким образцом проблемного подхода к изучению литературы стала творческая лаборатория Олега Парамонова, филолога из Брянска, ставшего победителем конкурса «Учитель года России»-1993. Урок он посвятил великим поэтам, их творчеству, трагическому уходу из этого мира. Прослеживая жизненный путь Владимира Маяковского и Сергея Есенина, он вместе с учениками искал ответ на вопрос: может ли человек, осудивший самоубийство, пойти на это сам? Олег Геннадьевич на этом уроке мало говорил прозой. В основном звучали стихи Маяковского и его собственные, а также песни Высоцкого и Митяева.
Тема урока учителя физики из Якутии Григория Яковлева, на первый взгляд, казалось бы, традиционная – «Человек и природа», имела философское звучание. Он поставил вопрос: как можно учиться у природы и познать свое единство с ней? Во время урока иллюстрировалась важная мысль: все в природе неразрывно связано. Яковлев не просто передавал знания, он учил искать ассоциации из различных сфер действительности – от микромира до макромира, в природе, искусстве, философии, истории, религии. Учитель начальных классов из Москвы Ольга Соболева посвятила урок сказке А.Погорельского «Черная курица». Вывод, сделанный вместе с учениками, имел нравственное основание: не предавайте друзей. В трудную минуту вы должны чувствовать их поддержку. И только то, что дается с трудом, идет на пользу. Из села в Горном Алтае приехала в Москву учитель истории и мировой художественной культуры Татьяна Пяткова. Ее урок «Храм Покрова на Нерли» стал уроком-сказкой, заворожившим и детей, и коллег глубиной погружения в историю, культуру. Храмы нужны нам для того, чтобы внести в жизнь красоту, спасти мир, соединить людей. Такова высокая мораль урока. Учитель физики из Барнаула Николай Бедарев создал авторскую программу по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, написал учебник для семиклассников. Он задавал ученикам вопросы, которые побуждают напрягать память, фантазировать. И не беда, что ответы неправильные. Важно, чтобы у ребят с первых же минут урока «закружились жернова мысли». А в какую сторону – подскажет учитель. При этом уроки учителя были предельно лаконичными и рациональными, как и сама классическая физика. Эти пять учителей стали участниками суперфинала, который проходил в киноконцертной студии «Останкино». Его провела тележурналист Ирина Кучер, автор публицистической программы «45» Российского телевидения, известная как инициатор передач, которые она проводила во второй половине 1980‑х годов с педагогами-новаторами.
Учитель, поэт, актер…
Многочисленные конкурсные задания позволили финалистам проявить свои лучшие качества, такие как высокая педагогическая культура, умение владеть вниманием учеников, способность к импровизации, виртуозное применение интересных педагогических приемов работы с детьми, коммуникативные и организационные навыки. Все они показали себя по-настоящему творческими, одаренными педагогами, однако жюри – детское, общественное и профессиональное – отдало свое предпочтение Олегу Парамонову, заслуженному учителю России, отличнику просвещения, поэту, лауреату конкурса артистов-чтецов 1990 года, посвященного 100‑летию со дня рождения Бориса Пастернака. Интересный факт: в ожидании объявления победителя, оказавшись рядом с коллегой по жюри Роланом Быковым и участниками суперфинала, услышала, как народный артист СССР обратился к ним со словами восторга: «Какие классные учителя! Прямо Царское Село. А я вот, кстати, фильм задумал о Царскосельском лицее». И, взглянув на Олега Парамонова, сказал, что хотел бы попробовать его на роль одного из наставников лицеистов, на что учитель словесности почти без паузы ответил согласием, вспомнив, что Александр Иванович Галич, подвигший юного Пушкина на «Воспоминания в Царском Селе», – его земляк, родившийся на Брянщине…
Министр образования Российской Федерации Евгений Викторович Ткаченко поздравил победителей и вручил нагрудные знаки «Учитель года», денежные премии. Именно в 1993 году появилось Положение о нагрудном знаке «Учитель года». Образец нагрудного знака был разработан художником Б.Л.Старисом. Нагрудные знаки для победителя и финалистов конкурса «Учитель года России»-1993 были выполнены под матовое золото, а для победителей региональных (территориальных) конкурсов предусматривались знаки с нанесением белой эмали. Положение о нагрудном знаке «Учитель года» и образец нагрудного знака были утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.08.1993 №3339 в соответствии с постановлением Совета министров – Правительства РФ от 30.04.1993 №147 «О нагрудном знаке «Учитель года» (приказ Министерства образования РФ от 06.08.1993 №339 в соответствии с постановлением Совета министров – Правительства РФ от 30.04.1993 №417 «О нагрудном знаке «Учитель года»).
Планировалось, что главный приз конкурса, Большой хрустальный пеликан, будет вручен победителю Президентом РФ в конце года. Но, вероятно, форс-мажорные обстоятельства в стране прервали на некоторое время традицию вручения главного приза первым лицом государства, начатую Президентом СССР. Этого не случилось и в 1992 году, что можно объяснить хрупкостью момента, переломным этапом в истории страны, в образовании. Встреча в Кремле не произошла и в следующем, 1993 году, чему также есть причины и основания. Следует напомнить, что суперфинал конкурса в том году проходил накануне путча. На следующий день «Останкино» брали штурмом, парты на сцене телестудии превратились в баррикады.
Сегодня Олег Парамонов, талантливый педагог, филолог от Бога, поэт, яркий лектор, просветитель, всегда желанный гость на разных образовательных площадках России. Его выступления вызывают особый отклик. Зрители аплодируют ему стоя не только за незаурядные педагогические, но и артистические способности (как не вспомнить Антона Павловича Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело»). Его поэтический дар – отдельный разговор. Олег Парамонов автор семи поэтических сборников, один из которых – «Затяжной прыжок» – появился на свет в 2020 году.
Год 1994‑й. Хрустальный пеликан улетает в Ярославль
Победитель конкурса Олег Парамонов получил этот приз лишь в следующем году на конкурсе «Учитель года России»-1994, где он был председателем Большого жюри. Хрустального пеликана ему вручил тогда главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, и произошло это на сцене Парламентского центра на Цветном бульваре, когда абсолютным победителем стал учитель литературы Провинциального колледжа из Ярославля Михаил Александрович Нянковский. Ему также Хрустального пеликана вручил руководитель профессионального педагогического издания, которому суждено было оказаться у истоков конкурса, дать ему жизнь под крылом этой птицы, ставшей символом конкурса и его главным призом. Чуть позже, в марте 1995 года, когда Президент России Борис Ельцин наконец-то принял в Кремле, в Екатерининском зале, учителей года, Михаил Нянковский получил от главы государства памятный подарок – большую синюю хрустальную вазу.
Проходившие в столице до 1994 года финальные испытания собирали лишь тех, кого жюри при заочном отборе называло лучшими из лучших в масштабах России. Отныне вводятся новые правила: каждый субъект РФ имеет право прислать на конкурс того педагога, который стал победителем на региональном этапе. Поэтому в 1994‑м на конкурс съехались не 17 и не 15 педагогов, как раньше, а 52. В последующие годы цифра росла. Три года подряд в финале участвовали представители всех без исключения регионов страны – их 85.
Конкурс «Учитель года России»-1994 знаменателен еще одним важным событием. Выходит Указ Президента РФ Б.Н.Ельцина «О премиях работникам образования – лауреатам конкурса «Учитель года России» и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам» (Москва, Кремль, 6 июня 1994 года). Согласно положению о премиях они присуждаются работникам образования «за высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего гармонического развития личности, разработку авторских программ и учебных пособий». На основе месячной тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы 15 премий распределялись в следующем порядке: победителю – одна премия в размере 6 тарифных ставок, лауреатам – четыре премии в размере 5 тарифных ставок, и десять премий в размере 4 тарифных ставок каждая. С этого момента все лауреаты конкурса «Учитель года России» (в обиходе их называли «пятнашкой») становились согласно данному указу лауреатами Премии Правительства РФ.
Премия Правительства РФ
Указ имел действие с 1994 по 2004 год. В этом отношении меньше повезло тем, кто одерживал победу до 1994 года (и, соответственно, после 2004 года). Разумеется, наличие или отсутствие данного статуса никак не отражалось на уровне мастерства и таланта тех, кто оказывался в обойме победителей конкурса в разные годы – до и после указа. 1993‑1994 годы открыли миру ярких филологов – Олега Парамонова из Брянска и Михаила Нянковского из Ярославля. Сегодня их имена, как и имя первого победителя Всероссийского конкурса 1992 года Артура Зарубы, широко известны в педагогическом сообществе, они входят в когорту самых востребованных экспертов, ярких лекторов, авторов уникальных мастер-классов, с которыми выступают на различных образовательных площадках в разных регионах страны, а также записанных на многочисленных мультимедийных носителях и ресурсах. У них есть свои книги, пособия, сборники стихов, песен, музыкальных произведений. Их роль в развитии конкурсного движения, как и других победителей, лауреатов и финалистов, участников конкурса, оказалась весьма значимой. А тогда, на конкурсе, на первом туре будущие абсолютные победители всероссийского конкурса и все участники давали уроки в знаменитых московских школах Юго-Западного округа города Москвы. В 1993‑м – в столичной школе №199, директором которой долгие годы была легендарная Мария Андреевна Комлева, народный учитель России, возглавлявшая в 1992 году Большое жюри на всероссийском финале, а затем многие годы столичное жюри конкурса «Учитель года Москвы». В следующем, 1994‑м, конкурс проходил в еще более знаменитой гимназии №1543, которой руководил с момента ее основания в 1975 году и до 2018 года народный учитель России Юрий Владимирович Завельский. 8 мая 2021 года, незадолго до своего 94‑летия, он, к сожалению, ушел из жизни, оставив светлую память о себе всем, кто его знал, кого он учил и воспитывал многие десятилетия.
Учитель, издатель, личность
Конкурс 1994 года, открывшийся в Бетховенском зале Большого театра, начался с того, что все конкурсанты продемонстрировали перед членами жюри и коллегами свои хобби, а затем выступили с защитой своего опыта работы. По результатам этих испытаний 15 участников прошли в следующий этап, где им предстояло дать два урока: один – для учеников гимназии №1543, другой – для своих коллег. Урок будущего победителя был посвящен анализу рассказа «Пещера» Евгения Замятина, чьи произведения еще только входили в круг изучаемых в школе. Через два года появится новый федеральный учебник по литературе для 11‑го класса, куда впервые войдет глава о Замятине. Ее автором станет М.А.Нянковский, а в основе этой главы будет его конкурсный урок.
Суперфинал конкурса состоялся 1 октября в Москве, в Парламентском центре на Цветном бульваре. О нем рассказала на своих страницах «Учительская газета»: «Кроме Михаила, на победу претендовали еще четыре педагога: Валентин Бобнев, учитель физики из Камышина, Владимир Чупахин, учитель труда из Санкт-Петербурга, Нина Шаманова, учитель английского языка из Карачаевска, и Ирина Сальникова, учитель русского языка и литературы из Орловской области. Сценическое действие дало им одинаковые возможности проявить себя и свои таланты, причем не только педагогические.
Однако и театр Нянковского, и бальный танец Бобнева, и поэзия Сальниковой, равно как и ритм-н-блюз Чупахина и юморески Шамановой, ни в коей мере не смотрелись чем-то ненужным и лишним на этом празднике. Для любого учителя они ох как важны. Далеко не последнюю роль они играли при вынесении решения тремя жюри – детским, профессиональным и родительским. Помимо того «великолепная пятерка» демонстрировала блицверсии своих любимых уроков, заменяла совершенно незнакомые уроки «неожиданно заболевших» коллег, блистала остроумием, рекламируя в очень вольной форме педагогические принципы и лучшие книги, а также показывала, как работать с аудиторией в пятьсот человек, проводя с ней «перемену». В итоге: Нянковский увозит домой главный приз – Хрустального пеликана» (Константин Савоськин. Учитель года: победа одна на всех. Учительская газета. – 1994. – №38).
Сегодня Михаил Александрович Нянковский, член жюри конкурса с 1995 года, уже больше двадцати лет руководит книжным издательством в Ярославле. Долгие годы он издавал учебную, развивающую и методическую литературу и в своем новом статусе продолжал популяризировать конкурс и опыт его участников. Среди авторов изданных им книг – финалисты и победители конкурса «Учитель года России» разных лет: Зинаида Климентовская из Рязани, Лилия Галузина и Геннадий Игошин из Самарской области, Анатолий Пименов из Саратова, Андрей Сёмке из Краснодарского края, Евгений Травин из Ленинградской области, Дмитрий Добротин из Москвы, Ирина Добротина (Федорова), представлявшая на конкурсе Ивановскую область, Елена Новикова (Митькина) из Калужской области, Петр Галанюк из Чувашии, Людмила Иванова из Новгородской области, Олег Петунин из Кемеровской области, Дмитрий Рытов из Ленинградской области, Сергей Циклов из Владимирской области и многие другие.
В издательстве «Академия 76», которым руководит Михаил Нянковский, вышла уже упомянутая книга Олега Парамонова «Затяжной прыжок». Он же стал редактором и издателем в 2022 году моей книги «Окрыляющая педагогика: жизнь в конкурсе и после него», за что Михаилу Александровичу бесконечна признательна и благодарна.
Сам Михаил Нянковский автор 13 книг. Из известных можно выделить «Черновик», «Русская литература ХХ века. 11 класс. Методическое пособие», «1000 вопросов для умников и умниц» и, конечно же, вышедшую в 2023 году книгу «Повторение пройденного: невыдуманные истории». В ней заслуженный учитель школы РФ, победитель конкурса «Учитель года России»-1994 делится воспоминаниями о первых шагах в профессии, с улыбкой рассказывая о студенческих годах, начале работы в школе, создании вместе с единомышленниками необычного учебного заведения – Провинциального колледжа, об участии в учительском конкурсе. Михаил Александрович тепло вспоминает своих наставников – вузовских преподавателей, учителей, работавших с ним бок о бок, и учеников, у которых тоже было чему поучиться. Эти рассказы, проникнутые иронией и самоиронией, содержат и серьезные размышления автора об учительской профессии и личности педагога, о ценностях, воспитываемых школой, о взаимоотношениях учителей и учеников, о том, какой была школа в недавнем прошлом и какой она стала сегодня.
Ирина ДИМОВА, президент Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», кандидат педагогических наук, член оргкомитета конкурса «Учитель года России»-2024
Комментарии