В “Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования” написано о необходимости движения к органическому единству естественно-научного и гуманитарного образования и преодоления академической направленности гуманитарных школьных предметов.
Сегодня в споре между “физиками” и “лириками”, к сожалению, в последние годы выиграли “физики”, и это привело нашу страну к оскудению. У нас появилась целая армия инженеров, практически необразованных в плане технических работников гуманитаризации (т.е. людей, не понимающих предметности своего бытия как человека, личности, гражданина).
Выпускники школ, колледжей и даже вузов выходят из стен, не имея целостной картины мира, обладают фрагментарным мировоззрением, в то время как в мире уже преобладают экономическая, политическая, культурная, информационная интеграции (яркий пример: интернет). К сожалению, сегодня среди учителей, преподавателей бытует мнение и даже считается гордостью, что педагог – высококвалифицированный специалист по своему предмету, но не знающий основ физики, математики, истории, права, иностранного языка, – это нормальное явление. Таким образом воспитываются и наши учащиеся, студенты.
А мы живем в условиях информационного общества. Кто обладает информацией, тот и у власти. Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее, будущее наших детей требует определенных знаний о мире. В век информационного общества человеку уже необходимо не логическое, а синтезирующее мышление. Логическое мышление – это уровень диалектического материализма.
Синтезирующее мышление, кроме логического, включает интуитивное. Интуиция – латинское слово: “пристально смотрю, способ постижения истины с помощью доказательств” (философский словарь). Еще Фейербах говорил, что интуиция – это чувственное созерцание. Она часто человеком не осознается. Она дается человеку природой. Традиционная система обучения имеет дело с множеством учебных дисциплин, которые по содержанию и методологически плохо согласуются между собой. Организационный принцип традиционной системы обучения – предметоцентризм, что порождает серьезные трудности в формировании у учеников и студентов целостной картины мира.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, колледжа и даже вуза, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Интеграционные процессы современности обусловлены специфическими особенностями нашей эпохи: социальными преобразованиями, определяющими ее содержание, возрастающими масштабами человеческой деятельности.
Интеграция в образовании, на мой взгляд (таково мнение многих видных педагогов), принадлежит к числу дидактических принципов, и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных, и переход образования в современных условиях на качественно новый уровень есть движение от внутрипредметной к межпредметной интеграции. При этом следует учитывать, что образование не отбрасывает старые организационные формы, а в процессе своего развития сохраняет их в качестве элементов целого, т.е. межпредметная интеграция предполагает не замену, а дополнение одного принципа другим. Предметоцентризм и интеграция – это два взаимосвязанных принципа, обусловливающих друг друга.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно обсуждается проблема интегрированных курсов взамен предметного обучения, особенно по основам наук. Их сторонники считают, что таким образом мы избавимся от перегрузки учащихся (студентов), а главное, создадим у них целостное представление о мире, гуманистическое мировоззрение, синтезирующее мышление.
В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе. А это значит, необходима гуманитаризация образования, включение в ткань предметного материала философских, историко-научных, психологических, правовых, экономических знаний. Изучение отдельных тем на интегрированных уроках может стать единым, внутренне связанным, действительно образовательным процессом, дающим на выходе единую, целостную картину мира, а работа преподавателей приобретает характер кооперации, взаимоподдержки, взаимообогащения.
Внутрипредметные интеграционные механизмы сложны, а если к ним добавляются еще и совершенно не родственные с ними учебные дисциплины, основа которых принципиально другая, то интеграция приобретает более сложную конституцию. Есть разница между понятиями “межпредметная связь” и “интеграция”. Интеграция – это не механическое соединение предметов, а синтез, возникновение нового. А это очень сложный процесс познания, поэтому подготовка интегрированного урока – длительный и особый труд.
Интеграция – это процесс сближения и связи отдельных систем (тем, знаний учащихся) в единое целое. Сегодня такие предметы, как история, география, литература, обществознание, философия, логика, правоведение, политология, имеют свои точки соприкосновения:
образы времени;
работа с первоисточниками, текстом, документами;
представление человека определенной эпохи;
изучение истории родной земли, края, изучение истории местного самоуправления и т.д.
Особо хочется сказать о географии. Она занимает значительное место в учебном процессе школы, колледжа. Теперь ее относят к общественным дисциплинам. Она интегрируется с математикой и физикой, практически пронизывает все учебные предметы.
На уроках математики (“царицы наук”) разного рода вычисления, построения графиков, диаграмм, таблиц, как правило, связаны с изучением миграционных процессов и демографических изменений, динамики промышленного и сельскохозяйственного производства, с сопоставлением размера территорий разных стран мира (протяженность границ, географические координаты, площадь в квадратных метрах и километрах), с измерением морских, сухопутных и воздушных, туристических трасс и т.п.
На занятиях по физике, например, при изучении радиоактивности выясняется роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии, биологии, географии).
Или какая наступает ответственность при нарушении правил использования радиоактивных веществ (а это знания экологического права, гл. 26 УК РФ).
Кооперативная деятельность преподавателей, поддерживающих друг друга в работе, позволяет решить одну очень важную проблему: создать у самих учителей единую картину мира, сделать их профессионалами в полном смысле этого слова. Объединив свои усилия по некоторым темам, они более глубоко смогут сами изучить отдельные аспекты иной области знаний и продемонстрировать студентам, как важно знать все предметы образованному человеку.
Интегрированный урок (курс) – это один из инновационных приемов, ибо расширяется пространство урока. Подготовка к нему – это очень сложная работа, так как она требует большой самоотдачи.
Каковы принципы интеграции как синтеза нового:
Всестороннее изучение образа или события – чтобы получить целостную, единую картину мира.
Очень важен не однозначный ответ, а толчок к размышлению, к сопоставлению, к умению связывать и разъединять, выявлять закономерности развития (причинно-следственные связи).
Определить место конкретной личности в обществе.
Уметь находить точки соприкосновения между предметами (а это требование имеет форму кропотливой работы над содержанием материала урока).
Сложный объект рассматривается с точки зрения разных наук, или разные объекты – на основе общего подхода.
Что требуется от преподавателя:
он должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока;
хорошо знать материал учебного предмета, с каким будет интеграция (а это сложная работа);
уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство, то есть быть профессионалами в полном смысле слова.
Важным, очень важным моментом является психология преподавателей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок.
Это взаимопонимание друг друга с полуслова, с помощью мимики, жестов, это взаимодополнение друг друга, взаимоподдержка, взаимообогащение. Если этого нет – интегрированный урок просто не получится. Таким образом, не считая свой опыт идеальным, можно сказать, что не каждый преподаватель решится на проведение его.
На интегрированном уроке следует рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода. Почему сегодня они еще не могут пока занять достойное место в учебном процессе школы, колледжа, потому что считается (хотя концепция реформирования системы образования предусматривает единство естественно-научного и гуманитарного образования), что знания, представленные в программах отдельной дисциплины, вполне достаточны.
Очень важно понять в наше время, что образование, наука суть производные от культуры, от духовного потенциала общества. Полноценными они станут тогда, когда человек будет постигать науку в неразрывном единстве с духовно-нравственными законами развития жизни.
А что такое духовность? Часто задаем себе этот вопрос. Духовность – это гармония внутри нас. Наш ум постоянно хочет руководить. Наше сердце, кстати, самый умный орган в нашем теле, постоянно сомневается в чем-либо. Наша душа смотрит, наблюдает, когда будет равновесие между умом и сердцем.
Если такая гармония есть, значит, мы спокойны, счастливы, затем идет гармония с Вселенной. Гениальный русский ученый академик В. Казначеев в научных поисках пришел к выводу, что космос, Вселенная, является живой мыслящей субстанцией, а Земля – живым организмом. В этом мире все взаимосвязано.
Поэтому мы должны беречь Землю, признавать законы Вселенной (чего, к сожалению, мы не делаем в век научно-технического прогресса), чтобы стать не колонией, а страной высокой духовности в духе Н. Бердяева, Соловьева. Значит, полноценным образование будет тогда, когда растущий человек станет постигать науки в неразрывном единстве с постижением духовно-нравственных законов развития жизни.
Как показывает практика, передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения. Нужна другая система взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика. Какова же их роль?
Преподаватель должен выйти из рамок роли учителя, который обладает глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями, корнями. Он должен быть квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных проблем.
Роль учащегося тоже должна стать иной. Он становится уже активным участником учебного процесса, пытается самостоятельно формулировать цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и возможные пути решения поставленных задач. Если педагог направляет процесс обучения на разрешение практических проблем и приближение к реальным условиям, то ученик или студент должен стать в процессе подготовки и проведения интегрированного урока союзником его по решению возникающих проблем, а обучение становится для преподавателя составной частью процесса совершенствования управления учебным процессом, т.к. интегрированные уроки являются инновационными формами работы.
Под руководством педагога учащиеся анализируют поставленные задачи, вырабатывают навыки к анализу ситуаций, проявляют индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность (или должен иметь эту возможность) высказывать свою точку зрения по выработке решения той или иной ситуации (решения проблемных задач, анализа документа, информации…).
Урок может быть разделен на несколько этапов.
На первом должна быть сформулирована цель, выявлены знания и понятия по проблеме интегрирующих дисциплин. Это сложный этап подготовки самих преподавателей и студентов. На первом этапе идет накопление информации. Такая работа возможна в течение полугода, если интегрированный урок будет проходить, например, в форме дискуссии, семинара, симпозиума и т.д.
Второй этап – преподаватель встречается со студентами, консультирует их. Могут быть созданы малые творческие группы студентов, которые собирают информацию, делятся своим мнением с преподавателем, договариваются с преподавателем о порядке их работы на уроке, о времени выступления. Данный этап предполагает различные виды самостоятельной работы студентов: сбор материала, выпуск стенгазет, написание рефератов, создание таблиц, схем, видеокассет, дискет, работа с общими ресурсами.
Третий этап – проведение интегрированного урока. Здесь следует иметь в виду, что во время, например, дискуссии должны высказываться студенты, а не преподаватель. Один из педагогов открывает урок, называет обсуждаемую тему, дает слово экспертам (ведущим), следит, чтобы соблюдалось определенное время. Если проводите семинар, симпозиум, то, как правило, он должен затрагивать актуальные вопросы жизни людей. Очень важно отметить, что при проведении деловой игры (если занятие проходит в такой форме) нужно установить четкий регламент времени на решение каждой задачи или проблемы. Преподаватели должны следить за временем, с тем чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы и для заключения.
Четвертый этап – подведение итогов. Оно может пройти в виде семинара, симпозиума, дискуссии.
Эксперты (ведущие) коротко отвечают на вопросы. Устраняют неясности, подводят итоги, могут выработать рекомендации, обращения либо готовят статью в газету и т.д.
Если интегрированный урок проходит в форме деловой игры, то каждое выступление творческих групп может оцениваться судейской командой из равного числа преподавателей и учеников и результаты могут быть представлены на доске в подготовленной заранее таблице. Судейская команда может определить победителей по той или иной дисциплине, оценить работу экспертов. На уроке могут использоваться видеокамера и телевизор, с помощью которых можно сразу видеть выступления творческих групп, преподавателей, студентов и обсуждать видеозапись после урока. Каждый студент, ученик имеет возможность просмотреть все моменты урока как бы со стороны. Как правило, они видят свои ошибки и недостатки и на следующих занятиях их учитывают и вносят коррективы в свои выступления.
Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимо соблюдать следующие условия:
совпадение дидактических задач, решаемых на разных курсах в методических программах и учебных планах;
высокие профессиональные качества преподавателей, работающих в группах со студентами разного возраста и уровня подготовки;
единство критериев результатов деятельности студентов;
заинтересованность студентов в профессиональном росте.
Интегрированные уроки создают ситуации для опережающего обучения, когда студент на наглядном примере видит цель, задачи и результат деятельности и соотносит их с собственным уровнем интеллекта.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин Кемеровского горнотехнического колледжа
Комментарии