search
main
0

Век господства права Правовое образованиев процессе преподавания новейшей истории

Курс новейшей истории обладает очень широкими возможностями для правового образования. Содержание его составляют события, отмеченные необычайной в мировой истории динамичностью развития. Это эпоха, участниками которой являемся мы с вами. XX век стал веком небывалых побед и жертв одновременно. Век страшных мировых войн и глобального ракетно-ядерного противостояния, вызвавших к жизни мощные позитивные силы мировой цивилизации. Век широчайшего размаха демократического движения, начавшегося в ответ на стремление тираний разного типа возвратить человечество в дикое состояние. Это век все более уверенного становления мировой цивилизации. Сегодня просто невозможно решать глобальные проблемы без широкого сотрудничества наций, без координации международных отношений, без общепризнанных норм взаимоотношений между народами и их правительствами. XX век принес человечеству еще одно великое завоевание – права человека, их общемировое признание к концу нашего столетия. Век XXI называют “веком господства права”, веком дальнейшего усиления международной роли ООН. Символично, что последнее десятилетие XX века, поставившее черту под блоковым противостоянием в связи с крахом тоталитарной модели “Восточного лагеря”, объявлено ООН “Десятилетием международного права ООН”. Все это убедительно доказывает возможность, а где-то и прямую необходимость правового подхода в изучении истории современности.
Важно объективно сделать выбор подходов при таком аспекте изучения истории современности. Возможны несколько из них: 1. Полная, структурная перестройка всего материала учебников по новейшей истории и создание совершенно нового курса. 2. Включение в неизмененную структуру учебника элементов правового подхода. 3. Комбинированный вариант, когда в целом выдерживается структура программы, но происходит дополнение новых правовых тем, выходящих за рамки учебника.
Наиболее предпочтительными являются 2 и 3 варианты, поскольку в первом случае не исключается возможность подмены чисто исторического курса юридическо-правовым, к тому же этот подход наиболее сложен и требует особой подготовки и наличия соответствующих учебников.
Поэтому, ориентируясь в своем подходе на 3-й вариант, мы не только включаем важные правовые элементы и понятия в общий курс, а также дополняем программу совершенно новыми темами, которые представлены в данном методическом пособии.
Следует также оговорить особенности новой программы общеобразовательных школ. Деление на концентры создает некоторые трудности, связанные с возрастными особенностями учащихся. Если для 10-11-х классов представляемый материал будет оптимальным, то для 9-го класса возникает необходимость корректирования, упрощения материала.
Цель курса: формирование правового сознания и активной гражданской позиции на материале новейшей истории.

Задачи курса:
1. Дополнить программу исторического курса основными правовыми элементами и понятиями.
2. Помочь учащимся осознать неразрывность истории и правовых знаний.
3. Лучше понимать современную историю международных отношений, идеи и понятия современного международного права.
4. Восполнить недостатки знаний по правам человека – базовым правам современного мирового сообщества и отдельных государств.
5. Помочь учащимся осознать важность таких понятий, как правовое государство и гражданское общество, без развития которых у России нет будущего.

Анализ учебной литературы
Большого выбора учебной литературы подобного типа по новейшей истории на сегодняшний день, к сожалению, нет. Дефицит учебников связан прежде всего с переходным периодом в стране. Во многом еще сказывается испытываемый нами мировоззренческий кризис, который отражается в поиске новых подходов и принципов в историческом образовании.
На сегодняшний день можно назвать только два удовлетворительных учебника по новейшей истории: учебник А.Кредера для основной школы и учебное пособие для 10-11-х классов под редакцией О.Сороко-Цюпы, значительно отличающихся друг от друга. Учебник Кредера значительно проще и живее написан, в нем отсутствуют какие-либо навязываемые методологические принципы, хотя автор, а это видно из материала, является сторонником цивилизационного подхода. Что касается учебного пособия под редакцией Сороко-Цюпы, то в нем с первых же страниц утверждаются методологические принципы историзма и теории модернизации. Авторы стоят твердо на позиции формационно-цивилизационного подхода. Учебники значительно отличаются по насыщенности информации, но это вполне объяснимо. Нельзя требовать от учебника Кредера, рассчитанного на 9-й класс, уровня, соответствующего 10-11-м классам.
Построение нового курса с элементами правового подхода возможно в обоих случаях, хотя и с оговорками. Учебники не содержат достаточного материала по основным принципам и идеям классического, переходного и современного международного права, что диктует дополнительное использование необходимой литературы. Один пример: в связи со сжатостью материала в учебнике Кредера тема “Создание ООН” вообще помещена в главу “Холодная война”. Мне представляется, что такая картина не соответствует целям правового подхода. ООН оформлялась в годы второй мировой войны, когда “холодной войны” еще не было даже в проектах. Учебник Сороко-Цюпы более удачно размещает этот материал. Вопрос о создании ООН помещается в вопросе “Послевоенное мирное урегулирование”. Довольно слабо, на наш взгляд, выглядит в учебниках тема прав человека. Этому важнейшему принципу современного международного и внутригосударственного права уделяется несколько строчек. Недостаток нашей учебной литературы заключается в отсутствии, хотя бы в отрывках, важнейших источников, что создает для учителя трудности. Гораздо лучше дело обстоит с изложением политических и гражданских прав в демократических странах, а также с акцентом на общечеловеческие ценности. В этом заслуга авторов новых учебников по новейшей истории.

Тема 1: “Переход от классического к современному международному праву” (XVI – нач. XX в.)

Учебники по новейшей истории не уделяют должного внимания поставленной проблеме, а значимость ее чрезвычайно важна. Международно-правовые знания – важная составляющая часть общечеловеческой культуры. Современное международное право – одно из высших достижений нашей цивилизации, гордость последних поколений землян.
Однако его становление заняло несколько столетий и проходило в мучительной борьбе со старыми принципами, основанными на “праве сильного”. Нигде человечество не добилось к началу XX века столь скромных результатов, как в области международных отношений, от которых зависит жизнь миллионов. Только пережитая ужасная первая мировая война 1914-1918 гг. помогла осознать такие общечеловеческие ценности, как “коллективная безопасность”, “борьба за мир”, “сотрудничество наций”, “интернационализм”.
Лига Наций стала первым опытом создания международных организаций с целью недопущения новых войн. К сожалению, первый опыт оказался неудачным. Выяснение причин – важный вопрос, подводящий нас к выводу о хрупкости современного международного права, если между государствами отсутствует взаимопонимание. Поэтому настолько важно его поддерживать и совершенствовать доброй волей большинства миролюбивых наций и их правительств, не допуская, чтобы старые силовые, националистические и иные антигуманные принципы не позволили ввергнуть мир в очередную глобальную войну.
Выяснить эти сложные и драматические коллизии международных отношений в период между двумя мировыми войнами – главная цель темы 1. Эта цель не может быть достигнута без осознания учащимися общечеловеческих ценностей и важности этих вопросов для каждого человека.
Данная тема поможет также учащимся актуализировать свои знания по новой истории, привить навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы с источниками.
Изучение темы 1 основано как на тексте учебника, так и на использовании источников: “Союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией” (Тройственный союз 1882 г.), “Статут Лиги Наций”, “Советско-германский договор о ненападении”.
Тема 1 требует усвоения учащимися ведущих идей и понятий классического и современного международного права, логики перехода этих понятий в новое качество.
Первой теме желательно уделить 3 урока: “Источники современного международного права”; “Послевоенное устройство мира: Версальско-Вашингтонская система в 20-е годы”; “Причины кризиса Версальской системы международных отношений в 30-е годы”.
Возможны различные варианты изучения темы. Первый вариант: уроки соответствуют параграфам учебника в сочетании с изучением источников. Второй вариант: сочетание лекционного изложения, практической работы с источниками и самостоятельной работы с текстом учебника. Третий вариант: учебная конференция.

Урок 1: “Источники современного международного права”

План урока:
1. Вступление учителя. Творческое повторение: содержание классического международного права (XVI век – 1919 год).
1.1. Идеи, понятия и принципы.
1.2. Анализ источника (“Союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1882 г.”)
1.3. Преимущества и недостатки классического международного права.
1.4. Влияние первой мировой войны на принципы классического международного права.
2. Источники современного международного права.
2.1. Труды юристов XVI-XVII вв.
2.2. Поиск источников нового международного права: Бог, мораль, природа, взаимное соглашение, обычаи.
2.3. Влияние Великой французской буржуазной революции и Войны за независимость в США.
2.4. Правовое регулирование интернациональных средств коммуникации и торговли во 2-й пол. XIX-нач. XX века.
2.5. 1-я и 2-я Гаагские конференции мира.
3. 1-я мировая война и формирование принципов современного международного права.
3.1. Широкое общественное движение против войны.
3.2. Инициатива В.Вильсона. “14 пунктов”.
4. Домашнее задание.

Цель: показать важность понимания основ современного международного права и коренного его отличия от классического, показать важность общечеловеческих ценностей.
Ведущие идеи и основные понятия
Классическое международное право: “национальный интерес”, “право сильного”, “сфера влияния”, “цивилизованная нация”, “свобода договоров”, “внешнее государственное право”, “реал политик”.
Переходный период к современному международному праву: “коллективная безопасность”, “интернационализм”, “борьба за мир”, “организованные народы”, “мандат”, “определение агрессора”.
Дополнительные понятия: “источники международного права”, “субъект международного права”, “международное право”, “международно-правовое сознание”.

Важнейшие события
XVI-XVII вв. – складывание предпосылок международного права.
Конец XVIII в. – появление новых идей и понятий внешней политики в революционной Франции и США: “суверенитет нации”, “всеобщий мир и принципы справедливости”, признание международных договоров в качестве юридических актов национального права, новое определение врага – “государство, а не люди”.
2-я пол. XIX – нач. XX в. – усиление интернационализации жизни. Первые успехи международного правового регулирования в сфере коммуникации и торговли.
1899, 1907 гг. – 1-я и 2-я Гаагские конференции мира.
1919 г. – принятие на Парижской мирной конференции программы послевоенного мира В.Вильсона – “14 пунктов”. Создание Лиги Наций.
1. В своем вступительном слове к теме учитель объясняет ее важность и актуальность в наши дни, знакомит с планом урока, настраивает на практическую работу с источниками, на повторение и обобщение международных отношений в эпоху нового времени, ставит цель и задачи урока. Следует обратить внимание на отсутствие основного материала по данной теме в учебнике.
1.1. Учитель ставит задачу поиска идей, понятий и принципов классического международного права, исходя из ранее пройденного материала.
Эта часть урока проходит в форме беседы, где учитель направляет учащихся с помощью вопросов, подводя их к нужной цели.

Примерные вопросы:
Каким образом повлияло на международное право в Европе создание независимых, централизованных государств?
Какие результаты имели революции 1848-1849 гг. в Европе?
Что такое национальное самосознание и где пределы национализма?
Каким образом чаще всего решались конфликтные ситуации в Европе в XVI – нач. XX в.?
Как закрепляли победившие державы результаты своих военных викторий?
Какими принципами и идеями пользовались государи в отношениях со своими “коллегами”?
Почему различные союзы чаще всего заключались от имени государя, а не от имени нации?
Отличаются ли нормы международного права от норм внутригосударственного права?
Что же такое в этом случае “внешнее государственное право”?
Бисмарк был основоположником “реал политик”. Вспомните, какую политику проводил “железный канцлер”?
Почему европейские нации стали называть себя в XIX веке “цивилизованными”? Какие нации считались “нецивилизованными”?
1.2. Для закрепления материала рекомендуется проанализировать соответствующий источник: “Союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1882 г.”.
Зачитывается, а лучше раздается текст первых статей договора:
Ст.1: “Выс.Дог.Стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств”.
Ст.2: “…обязанность ляжет на Италию в случае не вызванного прямо нападением Франции на Германию”.
Ст.5: “…обязуются во всех случаях общего участия в войне не заключать перемирия, мира или договора иначе как с общего собою согласия”.
Ст.6: “Выс.Дог.Стороны обещают друг другу держать в тайне содержание и существование настоящего договора”.
Вывод. Данный договор – тайный (основан на принципе “свободы договоров”), подписан между тремя державами против конкретных врагов – Франции и др., налагает обязательство общего участия в войне (силовой принцип). Не случайно, что война в 1914 году превратилась в общеевропейский конфликт. Запрет на заключение любых сепаратных договоров создавал дополнительные трудности в деле прекращения войны и способствовал развертыванию тотальной войны.
1.3. Исходя из ответов на первые два подвопроса плана, учащиеся сами могут выяснить как преимущества, так и недостатки классического международного права с общечеловеческой точки зрения.
1.4. Удачно будет показать кризис системы классического международного права в годы первой мировой войны и выяснить движущие силы этого процесса (рост общественного мнения, складывание международно-правового сознания, ненависть к несправедливой войне, ее инициаторам).
2. Вопрос 1.4. окажется не до конца раскрыт без выяснения источников международного права.
Эта часть урока преподносится учителем в виде лекционного изложения.
2.1. Предлагается примерная схема лекционного материала.
Очень большую роль в становлении современного международного права сыграла не политическая практика государства, а научная деятельность выдающихся юристов XVI-XVII вв. Гуго Гроция, Ф. де Витториа и др. Благодаря их деятельности появляется само понятие “международное право”, “источники международного права”, стало формироваться международно-правовое сознание.
2.2. Юристы XVI-XVII вв. поставили впервые в европейской истории проблему источников международного права. Гуго Гроций искал их в Боге, морали, природе, поскольку практика того времени вообще не имела международных норм в качестве самостоятельной системы права. Ф. де Витториа сделал вывод о возможности формирования норм международного права из отношений между государствами, из согласия большинства во имя общего блага. Он исходил из идеи, что народы изначально желают мира.
Таким образом, в XVI-XVII вв. возникла доктрина международного права и начало формироваться международно-правовое сознание. Сами труды юристов стали для нас источниками международного права.
2.3. Для понимания развития идей современного международного права невозможно не остановиться на опыте и идеях Великой французской революции и Войны за независимость американских колоний: “Свобода, Равенство, Братство”, “суверенитет нации”, “всеобщий мир и принципы справедливости”, “плебисцит”, “равноправие государств” (аббат Грегуар), отказ от договоров тиранов, признание только оборонительных и справедливых войн, идея о том, что народ не может быть врагом, гуманное отношение к пленным и мирным людям. Учителю необходимо отметить важный момент, ярче всего проявившийся в американской Декларации независимости 1776 г. и конституции США 1787 г.: международные договоры признавались в качестве юридических норм национального права, в котором господствуют принципы народного суверенитета, равноправия и личных свобод. Поскольку отношения между государствами мыслились как отношения между людьми, то и на международное право распространялись эти характеристики: равенство народов, суверенитет народов, свобода народов. Не случайно, что именно США, главный оплот демократии и свободы, станут также главным проводником идей и принципов современного международного права в XX веке.
2.4. Другим очень важным, “материальным” источником международного права стал процесс интернационализации жизни во 2-й пол. XIX века, связанный с распространением международной торговли, международного транспорта и т.д. В 1856 г. принята Парижская декларация, определившая режим торгового судоходства во время войн (появляется понятие “международные реки” – Дунай, Рейн и др.). В 1874 г. создается Всемирный почтовый союз. В 1890 г. подписана Многосторонняя железнодорожная конвенция и т.д.
Таким образом, нужды развития современной мировой цивилизации требовали новых подходов в международном урегулировании насущных проблем.
2.5. Следует напомнить учащимся и об инициативе России в созыве в 1899 г. 1-й Гаагской конференции мира, где она выступила с предложением ограничения “гонки вооружений”. 1-я и 2-я Гаагские конференции (1899, 1907 гг.) смогли принять (даже в условиях нарастания угрозы большой войны) Конвенцию о мирном разрешении споров и создали важный элемент урегулирования конфликтов – Постоянную палату третейского суда. Этот опыт стал шагом вперед в оформлении современного международного права.
3. Третий вопрос касается непосредственно раздела новейшей истории, который неплохо раскрыт в учебниках.
3.1. Поскольку тема “Первая мировая война” пройдена недавно, то не будет большой сложности в выяснении учащимися причин широкого общественного движения в годы военных действий и после ее завершения. Ученики самостоятельно отвечают (лучше всего дать такое задание заранее) на вопросы о роли общественного движения, его направленности в разных странах, масштабах.
3.2. Завершает основной материал урока вопрос о появлении “14 пунктов” В.Вильсона, которые необходимо зачитать (лучше раздать). На основании этого документа учащимся предлагается возможность выяснить общий характер “14 пунктов”, особенно того пункта, в котором содержится предложение создать Лигу Наций. Учитель может проконтролировать работу с помощью вопросов: 1. Были ли аналоги подобной организации в прошлом? 2. Почему именно США предложили изменить саму модель международных отношений? 3. Почему Европа отреагировала на это предложение неоднозначно?

Урок 2: “Послевоенное устройство мира: Версальско-Вашингтонская система (1919-1929)”

План урока:
1. Повторение основного материала.
2. Парижская мирная конференция.
2.1. Создание Лиги Наций. Статут Лиги Наций.
2.2. Версальский мирный договор.
3. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.
3.1. Урегулирование международных проблем в Тихоокеанском регионе.
3.2. “Пакт 4”, “Пакт 9”, “Пакт 5”.
4. Преимущества и недостатки Версальско-Вашингтонской системы.
4.1. Отказ Конгресса США от вступления в Лигу Наций.
4.2. Достижения Лиги Наций.
4.3. Недостатки Версальской системы международных отношений.
5. Домашнее задание.

Ведущие идеи и понятия:
“Версальско-Вашингтонская система международного права”, “пацифизм”, “коллективная безопасность”, “мандат”, “подмандатная территория”, “доктрина Монро”, “русский вопрос”, “репарации”, “демилитаризованная зона”, “санкция”, “дух Локарно”, “эра доброй воли”, “гуманитарное сотрудничество”, “определение агрессора”, “гуманитарное право”.

Важнейшие события:
1918-1919 гг. – Парижская мирная конференция. Принятие Статута Лиги Наций. Подписание Версальского договора.
1919-1922 гг. – Вашингтонская конференция.
1922 г. – Создание Постоянной палаты международного правосудия.
1924 г. – Принят Протокол о мирном разрешении споров.
1925 г. – Локарнская конференция.
1925 г. – Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.
1928 г. – Подписан Пакт Бриана-Келлога.

Цель урока: показать сложный путь формирования современного международного права в переходный период (1919-1946 гг.), смешение старого и нового в международных делах, достижения и недостатки Версальско-Вашингтонской системы.
Задачи:
1. Оценка места и роли Лиги Наций в формировании современного международного права.
2. Анализ Парижской и Вашингтонской мирных конференций.
Анализ источника – “Статута Лиги Наций”.
3. Оценка Локарнских решений.
4. Выяснение преимуществ и недостатков Версальско-Вашингтонской системы и деятельности Лиги Наций.
В ходе занятия учащиеся получают навыки анализа источников, умения находить элементы старого и нового в международном праве. Школьники учатся самостоятельно оценивать сложные вопросы мировой политики, понимать их хрупкость, находить факторы, влияющие на международные дела. В результате это подведет учащихся к оценке роли конкретных исполнителей политики, способных проводить миролюбивый курс с опорой на общественное мнение наций. Никакая война, таким образом, не является предопределенной, все зависит только от нашего умения находить пути решения.
1. Повторение: проверка домашнего задания (таблицы и основного материала). Следует особенно разобраться в сущности инициативы В.Вильсона, вспомнить содержание “14 пунктов”. После повторения учитель ставит перед классов цель и задачи урока.
2. Поскольку учебник не содержит текста Статута Лиги Наций и остальных статей Версальского договора, учитель заранее готовит раздаточный материал с текстом источника. Изучение этого вопроса может проходить в форме самостоятельной работы с учебным текстом в дополнение с практической работой с источником. Так как учебник содержит не полный материал, то следует его дополнять необходимыми сведениями.
Самостоятельная работа с текстом учебника должна быть подчинена выяснению: 1. Целей участников конференции. 2. Условий Версальского мира. 3. Сущности “русского вопроса”. 4. Структуры и принципов Лиги Наций.
Анализ источника значительно дополнит учебную информацию.
Какова цель создания Лиги Наций и обязательства ее членов? – Ст.3: “…Собрание ведает все вопросы, которые входят в сферу действия Лиги или которые затрагивают всеобщий мир”. Ст.10: “Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую независимость всех членов Лиги…”
Каковы средства осуществления мира? – Ст.8: “Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума…” Ст.11: “…всякий член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит”. Ст.12: “Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникает спор… то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета… они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета…” Ст.16: “Если член Лиги прибегает к войне… то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые соглашения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут… Совет обязан предложить…тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут…участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги… Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута”.
Таким образом, новый международный порядок был призван с помощью Лиги Наций обеспечить защиту мира, однако Статут не запретил войну как орудие национальной политики. В основе всех принципов Лиги – принцип коллективной безопасности. Лига Наций стала гарантом территориальных изменений в Европе после первой мировой войны, во многих случаях нарушая принцип национальной целостности (миллионы немцев оказались за пределами Германии – в Польше, Чехословакии; запрещалось объединение Австрии с Германией; миллионы венгров оказались в Чехословакии и Румынии и т.д.). Это не могло послужить усилению авторитета Лиги в глазах народов Центральной и Восточной Европы.
Лига не признала право бывших колоний Германии и ее союзников на независимость. Создавалась система мандатов (право опеки), которые “выдавались” для “цивилизованных наций”. (См. Ст.23 Версальского договора).
И тем не менее Лига Наций, став первой универсальной политической организацией, закрепила веру в величайшую силу мира: в моральную силу мирового сообщества, общественное мнение и миролюбивые устремления наций.
3. Вопрос о мирном урегулировании в Тихоокеанском регионе может быть также решен путем самостоятельной работы учащихся. Они должны выяснить цели сторон, характер решений конференции, общие принципы Вашингтонской конференции. Учитель проверяет этот материал, задавая ряд вопросов: 1. Какова цель “Договора 4”? Не противоречил ли договор принципу отказа от сфер влияния, провозглашенному Лигой? 2. Являлся ли “Договор 5 держав” первым шагом на пути всеобщего уравнивания морских вооружений и шагом к дальнейшему разоружению? 3. Соответствовал ли “Договор 9 держав” действительному стремлению держав уважать суверенитет, независимость и территориальную неприкосновенность Китая? 4. Какие новые принципы заменили старые основы политики “сфер влияния”? 5. Почему США настояли на отказе Японии от захвата полуострова Шаньдуна и возврате его Китаю?
Как вывод следует отметить, что решения Вашингтонской конференции не были идеальными, но все же соответствовали идеям Статута Лиги Наций.
4.1. Первый серьезный удар по новому порядку нанес Конгресс США, отказавшись от членства США в Лиге и от условий Версальского мира.
Примерные вопросы:
Можно ли утверждать, что причиной этого был “идеализм” Вильсона?
Каким образом публикация Советской России тайных документов Антанты способствовала принятию Конгрессом отрицательного решения?
Является ли отказ США от участия в Лиге Наций причиной постепенного отхода членов Лиги от ее Статута?
4.2; 4.3. Вопрос о достижениях и недостатках Лиги удобнее разрешить, заполняя таблицу. Эта работа предваряется сообщением нового материала, которого нет в учебнике (или же учащиеся выполняют ее по ходу сообщения).
Лига Наций добилась серьезных успехов: В 1922 г. создана Постоянная палата международного правосудия – это был первый опыт создания постоянного международного суда. В 1924 г. принят Протокол о мирном разрешении споров. В 1925 г. принят Женевский протокол о запрете применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. В 1928 г. подписан Пакт Бриана-Келлога о недопустимости войны как средства национальной политики (к сожалению, план остался только на бумаге, за ним не последовало создания реального механизма для предотвращения войн вообще). При Лиге действовали: Общество Красного Креста, Организация по здравоохранению, Международная организация труда, Международная организация интеллектуального развития, Консультативный комитет по борьбе против торговли детьми и женщинами и т.д. (т.е. Лига Наций впервые поставила гуманитарное право на международный уровень).
Особым вопросом, который касается недостатков Версальской системы, является решение Локарнской конференции 1925 г. о принятии “Рейнского гарантийного пакта”. “Дух Локарно” примирил Францию и Германию, однако создал в Европе два стандарта границ: 1. Признанных Германией и гарантированных Лигой. 2. Не признанных Германией и не гарантированных Лигой (Восточная Европа). В результате – рост неуверенности государств к востоку от Германии. Это был серьезный удар по Версальской системе, означавший отказ от ряда условий Версальского договора.
К другому виду недостатков следует отнести длительный период отсутствия в Лиге двух крупнейших держав Европы: СССР и Германии. В результате в 1926 г. СССР и Германия подписывают Договор о нейтралитете, тем самым подтвердив отказ от принципов коллективной безопасности.
Немаловажен факт преобладания личных отношений министров иностранных дел (особенно в Локарно), а не интересов широких масс разных наций, на чем так настаивал В.Вильсон и к чему должна была прийти сама логика развития международных отношений.
5. Выводы учителя и домашнее задание. Настроить на серьезное участие в учебной конференции по теме “Причины кризиса Версальской системы международных отношений в 30-е гг.”.
Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте