Для Сергея Владимировича Ускова, ведущего специалиста Отдела развития воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РФ, разговор о педагогике каникул не праздный. И не разговор вовсе – жизнь. Он работал в школе, руководил одним из крупнейших в Северо-Восточном столичном округе Детским центром дополнительного образования, долгое время «специализировался» на детских туристско-полевых лагерях… В полной мере прошел школу педагогики сотрудничества. Я не оговорилась.
– Этому понятию – «педагогика каникул» – десятки лет. Но чаще говорят о знаменитом «Орленке», а больше десяти лет, скажем, существуют так называемые лагеря юного спасателя. Мне довелось быть у истоков этого детского движения – та же самая педагогика сотрудничества. Речь идет не просто о полевом лагере, а о конкретном, социально значимом проекте взаимодействия педагогов и детей.
Да что там, фактически вся история лагерного, да и скаутского движения – педагогика сотрудничества. Педагог – это – помните кто – ведущий за руку.
– Сергей Владимирович, взаимодействие взрослых и детей в период каникул в значительной степени отличается от их общения в течение учебного года.
– В основе педагогики каникул у нас – дополнительное образование как таковое, ведь каникулы – пора наиболее открытая для творчества. Нет проблем с учебой, перегрузкой. И появляется больше самых разных возможностей узнать себя, свои способности, интересы. С другой стороны, это и мощный пласт социализации и взаимодействия педагогов и ребят. В том же походе бок о бок учительская назидательность не пройдет, тут уже совсем другой уровень отношений. Повышенный уровень ответственности друг за друга. Скажем, не заготовил ты дрова – пострадает вся группа. Вот вам элементарный пример социализации через самообслуживание.
Зона каникулярного взаимодействия значительно шире привычной, она включает в равной степени и родительское участие, и сотрудничество. В этой зоне нет объектов-субъектов, здесь единое творчество в развитии.
Мы, например, всегда перед выездом в лагеря встречались с родителями, проговаривали их ожидания. И потом возвращались к ситуации и в сентябре, и в декабре: все время шла рефлексия случившегося – не случившегося летом. Цикличность позволяет работать в «непрерывающейся» среде. Многие стационарные лагеря подошли к такой же схеме.
Потому и основная задача этого года – не только сохранить сеть загородных лагерей, а именно продолжить развитие их программного обеспечения.
– Но, согласитесь, понятно желание родителей хоть как-то пристроить ребенка на лето – не болтаться же ему на улице.
– Путевка в абы какой лагерь – это ошибка. Это тупик. Важно, чтобы ребенок получил полноценную развивающую программу. Не случайно же не первый год в стране идет конкурс вариативных программ детского летнего отдыха. В этом году расширяем его: будет проходить еще и конкурс на лучший детский лагерь. В России планируется посмотреть 100 лагерей с наиболее интересными выстроенными педагогическими системами.
– Ожидаете отдачу?
– А как же! Смотрите, конкурс вариативных программ ежегодно дает совершенно уникальные проекты, модели и профильной направленности и социализации. С прошлого года все шире в систему лагерного отдыха включается психологическая служба.
Возрождаются студенческие педотряды. Причем часто отряды формируются даже не из студентов педвузов. Значит, есть у молодежи потребность в реализации такой социальной инициативы, и наша задача – дать возможность овладеть методикой вожатской работы. Многое в этом плане делает ВДЦ «Орленок»: там проходят постановочные семинары, ребята разрабатывают свои «программные продукты».
– Но первый «продукт», наверное, все же сама педагогическая команда?
– Тут двух мнений быть не может. Ведь за какой блок ни ухватись, на самом деле все зависит от того, какой педагогический состав удалось подобрать начальнику лагеря, как слаженно этот «ансамбль» играет. Сами знаете, может быть прекрасная материальная база – и при этом никакой детской жизни. С другой стороны, я знаю начальников лагерей с техническим образованием, людей, пришедших с производства. Это педагоги от бога. Они все идут по именам…
– Назовите хотя бы одно-два.
– Назову подмосковные лагеря, где недавно посчастливилось побывать. «Звонкие голоса», «Красная гвоздика»…
Конечно, идет постоянная подпитка, насыщение «производственных» лагерей педагогическим составом. Ежегодно для этой работы привлекается около 200 тысяч специалистов.
* * *
Да, только единицы в педагогике «идут по именам». Имена эти, как легенды, передаются из поколения в поколение коллег и школяров, обрастают традициями. У тысяч других имена негромки. И проходят они сквозь жизнь, ведут за руку одного-двух учеников. Всего? О, как это много!
Комментарии