search
main
0

Ведомственные отписки нас не устраивают. Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников образования и науки

Сегодня зарплата учителей в России в среднем не превышает 56,1% от средней зарплаты в промышленности. Тенденция отставания заработной платы педагогических работников от аналогичного показателя в промышленности сохраняется. На заседании Правительства РФ, посвященном итогам социально-экономического развития страны в первом полугодии 2004 года, разговор об индексации зарплаты не шел. По-видимому, власть не собирается этого делать. Не возвращается к этому и Дума. Несмотря на то, что по заверениям правительства бюджет по итогам первого полугодия исполняется успешно, потому что планировался он исходя из цены на нефть 22 доллара за баррель, а в этом году стоимость нефти составляет в среднем 32-33 доллара за баррель. Естественно, профицит бюджета больше, чем планировалось, – словом, деньги есть, но на федеральном уровне, а не в регионах.

По высказываниям сенаторов, финансовая ситуация в этом году складывается непросто: 36 субъектов РФ в этом году будут вынуждены направить на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы 40-45% своих доходов, 24 – от 45 до 50%, а 9 регионов – свыше 50% доходов. То есть 69 регионов преодолеют тот самый барьер в 40%, который всегда считался критическим во времена массовых неплатежей зарплаты 1998-99 годов, ибо наступал предел финансовых возможностей регионов. Можно сделать вывод: в 2005 году могут обостриться проблемы с сохранением нынешнего уровня зарплаты, что же тогда говорить о повышении?

Регионы робко высказывают свое недовольство по поводу того, что центр сейчас, при разграничении полномочий и налоговых источников, аккумулирует на федеральном уровне более 50% средств консолидированного бюджета страны. Совет Федерации РФ в своем постановлении по поводу закона № 122 высказал опасение, что регионы могут оказаться в очень сложном положении – полномочий им отдано много, а компенсирующих средств, которые необходимы для выполнения этих полномочий, явно недостаточно. Нужно не менее 400 миллиардов рублей, а дадут лишь 345 миллиардов.

Сегодня проект бюджета на 2005 год уже есть, и в правительстве уверены, что этот согласованный вариант легко пройдет утверждение в Госдуме РФ. Планируемый профицит бюджета – 278,1 миллиарда рублей. Средства в Стабилизационном фонде планируются к началу 2006 года в размере 720 миллиардов рублей даже после предполагаемого направления части его средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда и погашение внешнего долга. Таким образом, денег много, но… Судя по выступлению министра финансов Алексея Кудрина на заседании правительства, на котором рассматривался проект бюджета на 2005 год, бюджет предусматривает индексацию зарплаты бюджетников лишь федеральных учреждений на 20 процентов, но в территориях ситуация с индексацией будет складываться неоднозначно, и, вероятно, повышение будет проходить в разных территориях по-разному. Поэтому профсоюз считает: мы можем и должны предъявить правительству требования, чтобы регионам была оказана помощь из федерального бюджета для проведения индексации зарплаты работникам образования и, конечно, в первую очередь в дотационных регионах.

Как предполагается расходовать средства бюджета 2005 года? Впервые за несколько последних лет увеличения расходов в части образования нет, более того, выделяется 98,8% средств по сравнению с нынешним годом. Это объясняется тем, что более 24 миллиардов рублей передают субъектам РФ в связи с переводом на региональный уровень учреждений НПО и СПО. Тут немало сомнений, потому что пока нет никаких официальных документов, связанных с передачей этих учреждений с одного уровня власти на другой.

Самое главное, что деньги в бюджете есть. С 6 по 13 августа 2004 года, по данным СМИ, золотовалютные резервы России возросли на 600 миллионов долларов. Американский Инвестбанк попытался оценить реальные объемы доходной базы федерального бюджета России и выяснил, что стоимость барреля нефти в 2005 году ожидается в среднем в размере 37,7 доллара, а не так, как запланировано в бюджете – 28 долларов. Одновременно банк подсчитал, что увеличение стоимости барреля нефти на каждый доллар дает прирост доходов федерального бюджета России на 70-80 миллиардов рублей в год. Учителям в конце концов все равно, из какого источника будут взяты деньги на повышение зарплаты.

8 июля 2004 года на заседании Правительства РФ утверждены основные направления его деятельности до 2008 года. В документе есть раздел «Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности», в котором записано: низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности – одни из главных барьеров для экономического роста; рост зарплаты в реальном секторе экономики должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. Казалось бы, все ясно. Но далее записано, что при этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, для которых вопрос повышения заработной платы стоит особенно остро. А дальше в документе перечислено, что надо сделать для решения этой проблемы. Так вот, по мнению правительства, нужно обеспечить замену предоставления натуральных льгот отдельным категориям граждан денежной компенсацией или (по выбору) пакетом социальных услуг, разработать порядок назначения и предоставления указанных видов социальной поддержки, провести актуализацию потребительской корзины для определения прожиточного минимума, уточнив ее отдельные показатели. И это все, что сказано о зарплате в программе основных действий правительства на период до 2008 года.

Пленум ЦК Профсоюза работников народного образования и науки в мае 2004 года принял решение: выставить правительству требования об индексации в 2004 году зарплаты работников образования и повышении ее в 2005 году минимум в два раза, что необходимо в случае новых условий оплаты труда. Такие же решения приняли пленум ЦК Профсоюза работников здравоохранения и президиум Российского профсоюза работников культуры. Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направил обращение председателю правительства Михаилу Фрадкову с изложением этих требований. В ответ мы получили информацию о том, что вице-премьер Александр Жуков дал поручения федеральным министрам бюджетных отраслей рассмотреть этот вопрос и направить ответы в совет ассоциации. В министерствах начали готовить ответы, но стало ясно, что их дожидаться не стоит, поскольку вопросы могут быть решены на федеральном уровне только правительством и ответ отдельного ведомства ничего в этой ситуации не изменит. Поэтому 10 августа 2004 года мы направили премьеру Фрадкову еще одно обращение и акцентировали его внимание на том, что жанр нашего предыдущего обращения был иным, что нас не могут устроить ответы отдельных ведомств и что мы настаиваем на проведении переговоров с соблюдением всех предусмотренных законодательством примирительных процедур. На этот раз в ответ мы получили распоряжение вице-премьера Жукова (срочное!), в котором четырем министерствам (здравоохранения, образования и науки, культуры, финансов) поручено провести переговоры с представителями совета ассоциации. Пока правительственной стороной затягивается начало проведения примирительной процедуры. Но мы намерены настаивать на том, чтобы зарплата была индексирована в 2004-м и повышена в 2005 году, а также чтобы был определен механизм сохранения федеральных гарантий по уровням оплаты труда работников бюджетной сферы на всей территории России. Если нам не удастся добиться соглашения по этим требованиям, мы объявим о проведении Всероссийской забастовки в октябре 2004 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте