Учебник «Краткая история Германии» Хаген Шульце, «Весь мир» Москва, 2004, явился первым серьезным шагом на пути осмысления того места ФРГ в веках и в мире, которое страна заняла после ее воссоединения. Десятилетие минуло с момента, когда два суверенных государства, возникших на немецкой земле после Второй мировой войны, слились в единое целое. Еще в то время политические обозреватели предрекали возрождение былых имперских амбиций. И вот в этом году специально для российских читателей, для студентов и преподавателей вузов издана книга, в которой отражена новая немецкая идеология, дана современная система координат: что есть что и кто есть кто в прошлом Германии от ее зарождения до сих пор.
Читатель будет удивляться с первых же строк этого издания. Оказывается, немецкая история началась не в глухих германских лесах, а в городе Риме… Автор с глубоким убеждением доказывает абсолютную справедливость этого и других подобных же тезисов. Что и говорить, взгляд на прошлое нашего соседа и вечного друга-врага непривычный. Правда, враждебным по отношению к России его назвать нельзя, скорее, наоборот. Хаген Шульце акцентирует внимание читателя на удачных моментах нашей общей истории, когда обе страны находили язык. Пример Раппальского договора известен даже российскому школьнику. А вот мельница близ селения Тауроген в качестве символа дружбы и братства по оружию прусских и русских солдат и повода для неприятных для Запада воспоминаний нами почти забылась. Здесь фон Йорк и Дибич договорились о совместных военных действиях против Наполеона.
Особого внимания в учебнике заслуживает описание периода фашистской диктатуры, естественно, с осуждением. Господствовавшая в ту пору в Германии расовая теория проиллюстрирована сравнительной таблицей трех рас. Вот ариец – светловолосый, голубоглазый. Вот чернявый еврей. А на этом портрете легко угадывается славянин – простовато-добродушный и недалекий увалень. Сегодня, с высоты современного знания антропологии, мы доподлинно знаем, что славяне вообще и русские в частности представляют собой самых характерных европейцев. То есть именно индоевропейцев, которых нацисты именовали арийцами. И убежденность вождей Третьего рейха в неполноценности наших отцов и дедов говорит лишь об ущербности образования фюрера и специалиста по выведению новых пород птиц Гиммлера. Кроме доктора Геббельса, ни один фашистский лидер не имел высшего образования. Адольф Гитлер не читал главных трудов основоположников расовой теории француза Жозефа Артюра де Гобино и онемеченного англичанина Хьюстона Чемберлена.
Что интересно, точка зрения автора на нацистский период германской истории согласуется с традиционной российской (советской), однако отличается от нее. Советская историография в течение полувека создавала схематизированную картину действительных событий, в которой зачастую не хватало непосредственного человеческого восприятия. В «Краткой истории Германии» есть живая ткань, та непосредственность, которой недоставало нашей историографии. Так, автор приводит фрагмент встречи на улицах Парижа молодого человека в униформе с двумя девушками, у которых к костюмам прикреплены шестиконечные звезды – знак расовой ущербности. И ведь не еврейки, но молодой человек испытал жуткое смущение… за то, что на нем форма солдата «вермахта». Вспомним, в наших учебниках истории всегда преобладали черно-белые тона: «герои» боролись с «врагами». А здесь не поймешь, кто воплощает в себе зло: девушки или гитлеровский солдат.
Итак, в книге дана мировоззренческая система, не соответствующая нашему традиционному восприятию истории. Почему? Да потому, что это немецкое видение немецкой же истории. Самой большой ошибкой стало бы слепое копирование целых блоков информации из «Краткой истории Германии» для нужд учебного процесса. На мой взгляд, негоже прививать российскому студенту или школьнику вырванные из чужого исторического и идеологического контекста «картинки». Однако если подходить к делу с умом, то из книги можно извлечь немалую пользу для изучения прошлого нашего соседа. Для этого школьному учителю или вузовскому преподавателю необходимо выбрать наиболее интересные для конкретной учебной программы фрагменты и сформулировать в помощь учащимся вопросы для анализа текста. Например, пусть студенты аргументированно выскажутся по поводу утверждения автора, будто бы не только Гитлер несет ответственность за развязывание Второй мировой войны, но и Сталин тоже.
Комментарии