Весной прошлого года в Мурманской области произошла трагедия: под лавиной в Хибинах погибла девочка – воспитанница туристского подросткового клуба «СКИФ» Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга. Следствие по этому делу еще не завершено, поэтому рассуждать о деталях произошедшего неуместно. Однако то, что случилось почти год назад, до сих пор влияет на судьбы и поступки людей, в той или иной степени участвовавших в тех событиях.
Поводом для погружения в данную тему корреспондента «Учительской газеты» стало обращение родителей детей, занимающихся в «СКИФе». Но прежде, чем цитировать строки письма, необходимо рассказать, что представляет собой туристский клуб «СКИФ». В 2020 году коллектив получил звание образцового. Дети, занимающиеся в клубе, многократно становились победителями и призерами городских и всероссийских конкурсов и соревнований по туризму. До трагедии 2021 года турклуб «СКИФ» считался одним из самым сильных туристских коллективов не только на уровне своего региона, но и на уровне Российской Федерации.
Создатели и главные специалисты клуба – педагоги дополнительного образования высшей категории Сергей Гусаков и Александра Подлевских. Они являются авторами многочисленных методических рекомендаций и пособий по организации воспитательного процесса в детском объединении туристско-краеведческой направленности. Учителя – руководители клуба часто выступают экспертами в области педагогики и туризма. В 2011 году Александра Подлевских стала победителем Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В клубе помимо занятий по развитию специфических туристских навыков всегда велась воспитательная работа в рамках авторской воспитательной концепции. Собственно, в этот проект и к этим педагогам родители и приводили детей.
Однако после трагедии в Хибинах ситуация в клубе резко изменилась. По мнению родителей, администрация Дома детского творчества (ДДТ) в лице директора Элины Голянич и инженера по охране труда Елены Головановой начала последовательную травлю заведующего туристско-спортивным отделом и педагога турклуба «СКИФ» Сергея Гусакова. Причиной травли стало мнение данного учителя относительно причины трагедии, отличное от точки зрения части коллектива ДДТ (поскольку следствие по факту гибели воспитанницы клуба еще продолжается, мы не будем озвучивать версии сторон). Как считают представители родительской общественности, сейчас администрация ДДТ делает все возможное, для того чтобы уволить специалистов, создавших «СКИФ».
Например, на сегодняшний день в ДДТ Приморского района существует два турклуба: «СКИФ», которому уже больше 20 лет, и «Фалькон», созданный в 2021 году, причем второй полностью дублирует все наработки и программы «СКИФа». К деятельности педагогов туристского клуба «СКИФ» предъявляются завышенные требования. Это, к слову, подтвердила и Александра Подлевских, давшая интервью «Учительской газете». В частности, она рассказала, что объем документооборота вырос в разы. Требования постоянно меняются, создаются абсурдные приказы, акты, снаряжение выдается по остаточному принципу, часто не вовремя и в недостаточном объеме. С апреля 2021 года администрация не выпускает детей-туристов из «СКИФа» на многодневные выезды, хотя дети-туристы из «Фалькона» походную деятельность осуществляют.
Кроме того, с января 2022 года образцовый коллектив «Туристский клуб «СКИФ» фактически лишен своего обособленного образовательного и воспитательного пространства. По приказу директора ДДТ педагогам «СКИФа» выделен кабинет для методической работы и деятельности вне сетки педагогических часов. Проблема в том, что кабинет рассчитан… на одного человека. Как в этом пространстве осуществлять индивидуальную работу с обучающимися, проводить досуговые и воспитательные мероприятия в коллективе, готовить оборудование и снаряжение для выездных мероприятий и т. д., пока непонятно ни специалистам «СКИФа», ни родителям воспитанников.
Как считает Александра Подлевских, новоявленный турклуб «Фалькон» – это способ избавиться от двадцатилетней истории турклуба «СКИФ», деятельность которого отмечена множеством наград. «СКИФ» для администрации ДДТ Приморского района – это пятно на репутации, которое пытаются смыть любым способом, при этом не думая ни о детях, ни о педагогах.
– Когда мы вернулись из Хибин, все были придавлены горем. Мы как будто потеряли близкого человека: погибшую девочку знали все. Нам всем тогда нужен был кризисный психолог, медиатор, чтобы помог изменить внутреннее состояние. Нужны были терапия родителям детей, объединение усилий по защите фигурантов, но вместо этого администрация завалила нас бумагами, которые нужно было каждый день заполнять. Мне кажется, это тоже последствия пережитого шока. Отсюда такие непродуманные управленческие решения, – поясняет Александра Подлевских.
Нужно заметить, что, несмотря на то что работе турклуба «СКИФ» чинятся всевозможные препятствия, в нем сейчас занимаются около ста детей. И именно родители воспитанников «СКИФа» своими обращениями добились проверки деятельности администрации ДДТ Приморского района комиссией Комитета по образованию (КО) Санкт-Петербурга. Специалисты КО, проработав месяц, в итоговом документе сообщили, что информация о допущенных нарушениях (а они оказались незначительными) все-таки отправлена в адрес учредителя ДДТ – администрации Приморского района, а «руководителю учреждения Голянич Элине Васильевне и педагогическим работникам указано на неукоснительное соблюдение этики делового общения, а также на необходимость обеспечения условий для реализации образовательных программ, соблюдения требований охраны жизни и здоровья обучающихся при организации и проведении выездов».
Изменило ли это жизнь турклуба «СКИФ»? Практически нет. По-прежнему выдумываются поводы для выговоров, оформляются задним числом и переписываются приказы. Педагоги Сергей Гусаков и Александра Подлевских вынуждены заполнять горы документов, отвечать на докладные записки, и это все в процессе подготовки к занятиям.
– Все чаще ловлю себя на мысли, что борюсь с ветряными мельницами, – признается Александра Подлевских. – Был коллектив, была почти семья, были общие победы, награды, походы, слеты, конференции, была многолетняя кропотливая и интересная работа. А что теперь? Наши имена и наша деятельность словно погибли тогда в Хибинах, и сейчас все делается для того, чтобы о ней вообще никто не вспоминал. Иногда меня спрашивают: «Почему вы не уходите?» Конечно, с нашими наработками, с нашей программой воспитания мы могли бы создать частный образовательный центр, но куда денутся наши почти сто детей, которых родители ведут именно на педагога, на программу? Поэтому мы прилагаем все усилия, для того чтобы восстановить свое имя, свою репутацию.
«Учительская газета» попыталась попросить помочь разобраться в сложившейся ситуации администрацию ДДТ, в частности Элину Васильевну Голянич, направив в ее адрес письмо. Однако ответ был получен такой: «ГБУДО ДДТ – государственное учреждение, учредителем ГБУДО ДДТ является администрация Приморского района Санкт-Петербурга. По вашим вопросам вам следует обратиться в пресс-службу администрации Приморского района». Из пресс-службы Приморского района, куда также поступил запрос от «Учительской газеты», ответа до сих пор нет.
Собственно, это неудивительно. В последние годы, даже десятилетия, между чиновничьим аппаратом и представителями СМИ, причем не только Петербурга, но и других регионов России, сложились странные отношения. Сотрудники образовательных организаций отказываются что-либо комментировать, по любому поводу отсылая журналистов к учредителю. А учредитель, как правило, присылает формальные отписки. И только когда скандал разрастается до серьезных размеров, представители исполнительных органов власти вынуждены давать объяснения.
Обстановка, сложившаяся в ДДТ, зеркально отражает этот принцип. Администрация учреждения, клонируя турклуб, настойчиво выдавливает неугодных педагогов, однако, когда возмущенная этими действиями родительская общественность обращается в вышестоящие органы, управленческому звену ДДТ приходится давать объяснения. Пусть не напрямую родителям, но Отделу образования Приморского района, Комитету образования Санкт-Петербурга. А папы и мамы воспитанников «СКИФа» в поисках справедливости останавливаться не собираются. Они уже обратились за помощью к вице-губернатору Санкт-Петербурга Ирине Потехиной. Вот и получается, что тому, кто хочет скрыть свои действия, рано или поздно приходится озвучивать причины, побуждающие его к ним. И даже если они весомые, осадок, как говорится, остается и отражается не столько на репутации гонимого, сколько на имидже гонителя.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Очень интересно, а почему не представлена точка зрения “новоявленного клуба”?
На сколько мне известно образцовый клуб Скиф получил звание образцового в том период времени, когда в рамках клубной деятельности работало более 10-ти педагогов и их усилия, и достижения их воспитанников стали результатом присвоения такого звания. На данный момент в образцовом коллективе трудится два человека те, которые в статье называются главными специалистами.
«Новоявленный клуб» создан по решению 10 педагогов клуба «Скиф», которые более не хотели взаимодействовать с Александрой Никитичной и Сергеем Владимировичем, потому что считали их поведение по отношению к коллективу неэтичным и непрофессиональным, решающим событием для ограничения взаимодействия с Гусаковым и Подлевских стал инцидент, когда Гусаков проверяя пневматическое оружие в присутствие нескольких человек выстрелил в сторону двух педагогов “нового” клуба, по этому факту информация передана в УМВД по Приморскому району. Не очень понятно о каком копировании наработок и программ идёт речь, учитывая тот факт, что клуб «Фалькон» создан педагогами ДДТ, которые и ранее работали там, большинство групп педагогов – это дети, которые ранее занимались в клубе «Скиф» и продолжают заниматься в рамках программам по которым ранее был организован образовательный процесс.
Не знаю с чем связано увеличение документооборота, могу предположить с тем, что администрация ДДТ после трагедии решила взять педагогов туристско-спортивного отдела на повышенный контроль. Но утверждение о том, что документооборот увеличен только для двух специалистов отдела не соответствует действительности, я лично общался с педагогами клуба «Фалькон» и они тоже говорили об увеличении документооборота. Так что документооборот был увеличен для всех педагогов, реализующих программы туристско-краеведческой направленности, а не только для Гусакова и Подлевских.
Утверждения о том, что одним педагогам дают снаряжение, а другим нет, на сколько мне известно, тоже не соответствует действительности. Как и утверждение про то, что администрация не выпускает детей-туристов из «СКИФа» на многодневные выезды, хотя дети-туристы из «Фалькона» походную деятельность осуществляют. Не выпускают всех, поводы всегда разные. Вот например зимой педагогов клуба “Фалькон” не выпустили в поход из-за отсутствие инструкции по использованию походной печки в шатре, которую между прочим должен был разработать заведующий отделом Гусаков С.В.
По приказу директора ДДТ педагогам «СКИФа» выделен кабинет для методической работы и деятельности вне сетки педагогических часов. Ранее за педагогами туристско-спортивного отдела было закреплено 2 кабинета, один из которых был укомплектован всей необходимой оргтехникой для осуществления методической деятельности. На данный момент оборудованный и аттестованный на несколько рабочих мест кабинет занят педагогами Гусаковым и Подлевских, все остальные педагоги-туристы работают в одном учебном кабинете и для осуществления методической работы вынуждены использовать личную технику (ноутбуки, принтеры и тд.). Администрация ДДТ учитывая конфликтную ситуацию в отделе для Гусакова и Подлевских выделила отдельный кабинет, аттестованный на 3 рабочих места, но они отказываются занимать новое рабочее место и по-прежнему вдвоём занимают кабинет, в котором оборудовано как минимум 6 рабочих мест (по крайней мере столько их было, когда я сам работал в туристско-спортивном отделе)
Педагоги Сергей Гусаков и Александра Подлевских вынуждены заполнять горы документов, отвечать на докладные записки, и это все в процессе подготовки к занятиям. Также, как и остальные педагоги туристско-спортивного отдела, кроме того авторами большинства докладных и служебных записок на которые вынуждены бесконечно отписываться педагоги являются Сергей Гусаков и Александра Подлевских.
Очень странная получается журналистика, представлена одна точка зрения и большинство утверждений являются просто выражением мнения одного человека и не всегда являются достоверными фактами.