В «Учительской газете-Москва» №12 от 22 марта 2011 года вышла статья под заголовком «Вечной общественной работы не бывает». Речь в ней шла о том, кто и сколько может работать в советах родительской общественности.
Сколько лет можно заниматься общественной работой в образовании? Вопрос, скорее всего, риторический. Я, например, занимался ей совсем не 11 лет, а намного больше – 26 лет. Сначала был в родительском комитете класса, потом возглавлял совет отцов в школе, совет школы и попечительский совет школы. Когда стали создаваться советы родительской общественности в районе, округе и городе, то избирался в них. И это несмотря на занятость в период военной службы, множество командировок. Опыта общественного участия набралось немало.В городе Л.Красильникова, В.Островская, Л.Деревнина, Л.Мясникова, И.Васина, Р.Погребная и многие другие родители, бабушки и дедушки окунулись в школьную и окружную общественную работу и не уходят из нее по 15-20 и более лет. И что делать с этим опытом? Нужны ли нам в общественной работе профессионалы? Те, кто понимает то, что происходит в школьных коллективах, образовательном процессе и московском образовании? Желают работать и могут, опираясь на свой профессиональный и общественный опыт, приносить пользу.С приходом нового руководства Департамент образования взял курс на поддержку экспертно-консультативных групп по разным направлениям образовательной деятельности. Такие группы создают нынче при управлениях департамента и окружных управлениях. Стали появляться консультанты и при методических объединениях в школах. Приходят люди разного возраста, специалисты высокого класса. Эта общественная работа требует душевных, временных и иных затрат. Нужны ли для них какие-то возрастные ограничения?Меняется система образования, а вместе с этим изменяются требования и к работе органов родительской общественности. Необходимы, с одной стороны, целенаправленная деятельность на большую перспективу, а с другой стороны – быстрое реагирование на происходящие перемены. Здесь нельзя обойтись без координации и в то же время без самоорганизации, самостоятельности родительских органов общественного управления. Командные методы уже работают плохо, родители-общественники их не приветствуют, часто они вызывают протест. При администрировании в общественной работе у активистов пропадает всякое желание соучаствовать, совершенствовать эту работу. На этапе развития образования важно всем учиться – учиться проектированию и целевому планированию, согласовывать разные интересы, учиться договариваться и искать способы разрешения проблем.В школьном треугольнике «учитель, ученик и родители» среди родительского актива пока еще действует привычка критиковать друг друга вместо взаимоподдержки, поиск ошибок и недостатков вместо опоры на достоинства и достижения. Среди деятелей родительской общественности от класса до городского уровня очень много эмоциональных реакций на различные события и предложения вместо активного обсуждения ситуаций.Известно, что есть немало родительских комитетов классов и школ, советов родительской общественности, где весь воз тянут на себе один-два человека. Большинство родителей не откликаются на призыв совместно вести общественную работу, говорят о своей чрезмерной занятости или «Я уже был избранным, пусть теперь другие поработают на общее дело» и в то же время хотят или не хотят, но для семьи и детей готовят еду ежедневно на общественных началах, без всяких условий.Частные интересы пока слабо согласовываются с общими. Из-за этого нередко выпускают непродуманные законы, стандарты, принимают неэффективные решения, которые задевают многих.Могу привести только один пример. В середине девяностых годов было принято решение о создании кабинетной системы в школах. В результате исчезли учительские, где был ежедневный обмен мнениями, – настоящий «педагогический котел», у детей не было своего уголка, ответственности за парту и класс. На каждой перемене и сегодня идет массовая миграция учащихся из класса в класс, в результате происходит немало конфликтов, столкновений, травм. И где они – родительские комитеты и школьные советы?В системе образования сейчас действуют тысячи детско-взрослых проектных и исследовательских групп. Их объединяют общие проекты и цели. В этих группах находится множество отцов и дедушек. Чего не скажешь о родительских советах, где их почти нет. Видимо, пора уже над этим вопросом подумать.На городском уровне реализуются крупные социально-образовательные проекты. Одно многоуровневое многопрофильное сетевое экскурсионное движение чего стоит с координационным центром «Городское юношеское экскурсионное бюро»! Городской Совет родительской общественности в последнее время курирует это направление.Сегодня новый этап работы начинается не на пустом месте. Есть немало образцов – моделей деятельности; такие разработки, как класс-проекты, «жизненные темы», школьно-семейное и семейное проектирование, совместное планирование на периоды обучения, находят все больше и больше сторонников.Владимир ИЗВЕКОВ, заместитель председателя городского Совета родительской общественности
Комментарии