search
main
0

Вечная тема: подростки. Мудрый совет. Выпуск 53

«Нам куда тяжелее, чем учителям, – говорит девочка 17 лет. – По русскому у нас выпускница вуза, почти наша ровесница, одевается и говорит, как мы. Математичка училась с моей мамой, как все родители, ничего не понимает в подростках. Химию ведет бабушка моего одноклассника, а по биологии и вовсе прабабушка! Хуже всего учительница по английскому – она одинокая, откуда она знает, что такое дети? Она всех нас ненавидит».

Помимо методических разработок, профессиональной литературы, я собираю высказывания самых разных людей об образовании, делюсь ими с коллегами и учениками. Вместо длинных нотаций и объяснений могу дать подросткам цитату молодого актера: «I think education is one the greatest tools for most kids not only to expand their book knowledge, but their ability to experience new things – I think it opens more doors than any other experience I can think » (Will Estes). «Я думаю, образование – это один из величайших инструментов для большинства детей, чтобы не только расширить знания, почерпнутые из книг, но и помочь испытать новое: я думаю, образование открывает большее количество дверей, чем любой другой опыт» (Вилл Эстес).

Так подростки порой оценивают нас, учителей.

Понятно, что все не так просто, как представляют школьники. Молоденькая выпускница вуза может оказаться прирожденным учителем. Внешность обманчива. Наличие или отсутствие собственных детей – тоже не критерий профессионализма. Многие мои бездетные коллеги любят работать с детьми любого возраста, прекрасно справляются с дисциплиной и уверенно общаются с родителями. Старость сама по себе не помеха для проведения качественных занятий…

Другой вопрос – в чем специфика работы именно с подростками? Выделю несколько важных моментов.

Криминальные наклонности или подростковый эпатаж? Группа возбужденных или пьяных подростков куда опаснее аналогичной группы взрослых. Считающие себя «большими» молодые люди не всегда понимают, что «круто» не обязательно значит «хорошо». У них бушуют пресловутые гормоны, и это зачастую объясняет, но никак не оправдывает их поведение. Выходя из дома, я ежедневно вижу школьников из соседней школы. Высокие мальчики, завидев идущую женщину, начинают преувеличенно громко материться. Им кажется, что это подчеркивает их «взрослость». Заметив кучку мальчишек разного возраста, я внимательно слежу за ними и покрепче держу сумку: у нас неоднократно вылавливали шайки детей, грабивших женщин. Младшим лет 10-11, старшему 18 и больше. То есть вожак есть всегда. Если у педагога возникают вопросы, стоит почитать специальную литературу, проконсультироваться со специалистами, чтобы вовремя понять, имеете ли вы дело с обычными подростковыми особенностями или серьезными отклонениями от нормы.

Уровень тревожности. Высокий уровень тревожности характерен для всех современных детей. Они не живут в вакууме, видят и слышат куда больше, чем зачастую предполагают родители и педагоги. На этом фоне крики и ругань со стороны педагогов в школе только усугубляют дело. Работая в школе первый год, я получила оригинальную характеристику в стенгазете, которую ученики сделали к Дню влюбленных 14 февраля и где собрали мнения об учителях и пожелания педагогам: «Самая добрая учительница, никогда не орет». Мой уровень английского языка, профессиональные качества никакой роли для них не играли.

Кумир мой! Девочка 13 лет стала приходить в школу в откровенных, чересчур взрослых нарядах, с изобилием косметики на лице. На переменах она принимала странные позы, бросая вокруг томные взгляды, ставившие в тупик ее одноклассников. Я спросила, какой сериал она смотрит. Выяснилось, что после школы, когда родителей дома нет, она часами сидит у телевизора, изучает мамину коллекцию – сериал «Отчаянные домохозяйки». И старается во всем подражать своей любимой героине… Потребовались краткие беседы и многочисленные примеры, чтобы она поняла: подражать женщине 30 лет не стоит. Вы замечали, сколько стало на улице, в общественных местах напоказ целующихся парочек? Это называется PDA, Public Display of Affection – «публичное проявление чувств». Это не в нашей российской ментальности, но кумиры в сериалах, на youtube так делают, значит, надо и нам… Не думаю, что процесс можно повернуть вспять. Полезно представлять себе, откуда что взялось.

Если вы чувствуете себя вымотанным, вам кажется, что вы ничего не достигли за день, не смогли донести разумное, доброе, вечное до непослушных старшеклассников, выйдите на перемене в коридор, посмотрите на хохочущих первоклассников. Ваши «неуправляемые» десятиклассники совсем недавно были такими же. Стало легче?

Помимо методических разработок, профессиональной литературы, я собираю высказывания самых разных людей об образовании, делюсь ими с коллегами и учениками. Вместо длинных нотаций и объяснений могу дать подросткам цитату молодого актера: «I think education is one of the greatest tools for most kids not only to expand their book knowledge, but their ability to experience new things – I think it opens more doors than any other experience I can think of» (Will Estes). «Я думаю, образование – это один из величайших инструментов для большинства детей, чтобы не только расширить знания, почерпнутые из книг, но и помочь испытать новое: я думаю, образование открывает большее количество дверей, чем любой другой опыт» (Вилл Эстес).

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте