Несмотря на то что книга Светланы Нестеровой называется «Вечная тайна» (издательство «ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2009), уже с первого рассказа становится понятным, о чем пойдет речь. Собственно, отдав предпочтение этому названию, автор, избегая лишней интриги, сообщает, что станет вести разговор, – читатель, ты, конечно, уже догадался! – о любви.
Брать ее темой своих произведений занятие неблагодарное (сколько всего уже сказано!), и в то же время очень часто здесь возникает что-то непредсказуемо новое, неожиданное. Думается, в отношении «Вечной тайны» это и произошло. Среди довольно слабых рассказов («Саша», «Диалог во сне», «Наденька», «Неотправленное письмо» и др.) есть произведения, заслуживающие внимания. К примеру, рассказ «В дороге», где немного пунктирно, но динамично повествуется о судьбе шофера Родиона Тимофеева – сына обычной деревенской женщины и немецкого военнопленного. История их преступной привязанности, история мальчика, которого нельзя было оставить у матери (вся деревня осудила бы) и отданного на воспитание бездетной паре в другое село, описана сдержанно и бесхитростно, и оттого эффект эмоционального воздействия на читателя достаточно силен.
Рассказ «Есть на земле память», построенный по давно знакомому принципу «разговор попутчиков», предлагает интересную историю человека, отыскавшего могилу отца. Перед читателем постепенно разворачиваются события военного детства оставшегося безотцовщиной мальчишки, тоже прошедшего горестную смертельную мясорубку войны. Она рассказана почти односложно, без преувеличений и метафор, но серьезно задевает струны души. На мой взгляд, этот прием простого, не отягощенного словесными изысками повествования чрезвычайно выигрышный. Он же помогает автору донести свою мысль в рассказах «Эхо детства» и «Цветет белая гречиха».
Мне импонирует манера письма, когда авторское слово будто становится живым, осязаемым, когда благодаря его эмоциональному накалу возникает торопливый отклик. Но когда случается «эмоциональное недержание», нет шансов закрепиться в благодарной памяти читателя. Думается, рассказу «Неотправленное письмо», напоминающему дневниковые стенания оставленной женщины, то требующей мужчину-подлеца вернуться, то истерично прощающуюся с ним, место не в книге, а именно в дневнике.
Некоторые рассказы повторяются: «она любила – он ушел, она ушла – он любил». Можно поймать себя на мысли, что читаешь очередной бесконечный любовный сериал. Впрочем, «сериал» Светланы Нестеровой, думается, в своей открытости и наивности гораздо безобиднее сериалов на федеральных телеканалах.
Человек, взявшийся говорить на вечную тему – тему любви, заслуживает уважения хотя бы потому, что отваживается на это. Светлана Нестерова может запомниться читателю неподдельной искренностью, желанием что-то изменить в такой многообразной, неисчерпаемой и невероятно трудной теме, как человеческие взаимоотношения.
Комментарии