Анализ содержательной части экспериментальных проектов, касающихся образования в области прав человека, а также отчетов о том, что уже сделано в 2001 году, позволяет сделать вывод о том, что эти документы представляют немалый интерес как пример творческого отношения к решению сложных и одновременно новых для нас проблем.
Возрождение идей правового государства и его ядра – гражданского общества в нашей стране пробудило активный интерес к праву не только как к регулятору различного рода общественных отношений, но и как к инструменту защиты основных прав и свобод человека.
Естественно, что реализация этого интереса немыслима без специального обучения граждан России, особенно подростков и молодежи, вооружения их комплексом базовых знаний в области прав человека. Но эту задачу способны решать только хорошо подготовленные для такой работы преподаватели, лекторы, обладающие широким педагогическим и правовым кругозором, опирающиеся на эффективные, надежные и проверенные методики. Отсюда следующая задача: обучение учителей. Ибо таких учителей, которые способны пробудить у слушателей – учеников, студентов, аспирантов – неподдельный интерес к предмету и помочь им осознать права и свободы человека как нечто относящееся к разряду самых великих социальных ценностей, – таких учителей, повторю, нам катастрофически не хватает.
Вот почему сегодня образование в области прав человека становится одним из приоритетов и стратегических направлений развития всего российского образования. Без всякого преувеличения можно сказать, что идея прав и свобод человека, будучи одной из вечных проблем исторического и социально-культурного развития человечества, в особой степени актуальна в российском обществе на этапе коренного реформирования социальной системы. Судьба построения гражданского общества и правового государства, перспективы демократических преобразований во многом зависят от успехов становления и развития системы образования в области прав человека.
Анализ представленных на рецензию материалов убеждает, что в этом направлении за последние 10 лет и, в частности, в течение нынешнего года проделана достаточно большая работа. Несомненно, весьма значительная роль здесь принадлежит реализации проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека в РФ”.
Можно утверждать, что благодаря именно этому проекту образование в области прав человека постепенно превращается у нас в комплексную, систематическую, набирающую хорошие темпы деятельность.
Прежде всего отмечу, что мероприятиями проекта охвачены большинство федеральных округов, значительное число краев, областей, городов нашей страны. Очень важно, что работа здесь проводится не только на общественной, но и на профессиональной основе: уже созданы соответствующие структуры, объединяющие людей, посвятивших себя целиком делу подготовки специалистов в области прав человека. Комплексный подход к разработке учебников, пособий, методических рекомендаций и иных учебных материалов, комплексный характер знаний, которые должны быть переданы “потребителям” соответствующей информации, – все это обеспечивается за счет вовлечения в процесс преподавания и обучения специалистов самых различных направлений: педагогов, психологов, юристов, философов, социологов, программистов и др.
Замечу попутно: как известно, недостатки очень часто являются прямым продолжением достоинств предмета. В данном случае безусловно положительное обстоятельство – широкий круг специалистов, берущих на себя благородный труд по созданию эффективной системы образования в сфере прав и свобод человека, – продуцирует и ряд немалых проблем. Назовем хотя бы следующую: дело в том, что предмет ни одной из перечисленных выше дисциплин не совпадает в полной мере с предметом специфической дисциплины, охватывающей, с одной стороны, содержательную характеристику прав и свобод человека, способов и средств их реализации и защиты, а с другой – обучение людей с высшим образованием, повышение уровня их подготовки в данной области для целей дальнейшей трансляции полученных знаний школьникам, студентам, иным гражданам. Поэтому возникает проблема методического порядка: для того чтобы педагог, философ, юрист могли стать высококлассными специалистами в области прав человека, к каждому из них нужен свой, особый подход, учитывающий специфику их основной профессии, своеобразие видения интересующего нас предмета. Однако нет никаких сомнений, что последовательное практическое решение возникающих проблем, накопление и учет опыта успехов и ошибок в работе со специалистами различного профиля приведут со временем к желанному результату.
Идея комплексного подхода просматривается отчетливо и еще в одном направлении. Как явствует из содержания рецензируемых материалов, в процессе проведения работы участники проекта соединяют: накопленный уже российский опыт с международным, достигнутое в центре (Москва, Санкт-Петербург) с тем, что получено периферийными организациями, усилия правительственных и неправительственных организаций (учреждений). Возможности устного и печатного слова сочетаются с возможностями кино и телевидения, рекомендации ученых – с опытом практиков, прежде всего правозащитников, и др.
Особенно плодотворно комплексный подход реализуется там, где настоящие единомышленники создают свои команды из числа штатных работников и волонтеров – специалистов различного профиля и налаживают устойчивые и долговременные связи с самыми разнообразными государственными и общественными организациями: институтами и ассоциациями, школами и фондами, библиотеками и территориальной администрацией и т.п.
Как можно судить по изученным материалам, фактически все активные участники проекта в рамках своих регионов создали или уже приступили к созданию подобных команд и озаботились налаживанием контактов, о которых было сказано выше. В этом отношении можно выделить московский регион (городской гуманитарно-правовой колледж, руководитель проекта В. Северухин), регион Урала и Западной Сибири (Екатеринбургский региональный центр поддержки гражданских инициатив, руководитель проекта А. Пастухова), Красноярский край (автономная некоммерческая организация Институт психологии и педагогики развития, руководитель проекта Б. Хасан) и некоторые другие.
Грамотная, квалифицированная команда способна не только активировать и вывести на определенный уровень работу по подготовке кадров для удовлетворения потребностей своей региональной системы образования в области прав человека. Наличие таких команд позволяет организовать на плановой основе межрегиональный обмен опытом, когда специалисты одного региона приезжают в другой для выступлений и проведения иных мероприятий, касающихся прав и свобод человека, обмена литературой, методологическими разработками и т.п.
Такие выезды сегодня проводятся крайне редко, они являются скорее исключением, чем правилом. Чаще всего инициаторами подобных мероприятий становятся различные структуры федерального уровня, и в качестве формы работы избирается конференция. Но разве это единственный возможный вариант встречи двух или нескольких регионов? Конечно же, нет. И в подтверждение можно сослаться на пример, приведенный А. Гениной (координатор образовательных проектов Британского совета). В Сочи создается при содействии Института “Открытое общество” колледж поликультурного образования. В порядке сотрудничества в этом деле активно используется команда специалистов из Красноярска.
Представляется, что необходимо использовать и всемерно развивать этот ценный опыт двусторонних связей и сотрудничества, при котором регионы работают самостоятельно, не нуждаясь в непременном и непосредственном участии Москвы. Кстати, в данном случае можно и нужно говорить не только об обмене практическим опытом, но и об оказании взаимной помощи, без которой, если я не ошибаюсь, сегодня не может обойтись ни один регион.
В связи со сказанным надо отметить в качестве важного положительного факта инициативу ряда регионов по созданию в регионах собственных авторских программ обучения в области прав человека, в которых находят отражение потребности региона, его демографические и иные особенности (снова приведу в пример г. Красноярск). Но, видимо, нетрудно понять, что эти программы могли бы быть расширены и обогащены за счет мероприятий, проводимых при поддержке или даже решающей помощи коллег из других регионов.
Анализ материалов, представленных на конкурс, показал, что суммарными усилиями его участников охвачены все мероприятия, предусмотренные проектом развития образования в области прав человека. Это ежемесячные публикации в прессе, школьные конкурсы и тренинг, региональные тренинги для студентов педагогических вузов и учителей, создание и распространение мини-библиотек; подготовка программы повышения квалификации и курса для выпускников и преподавателей педагогических университетов, создание сети базовых организаций, занимающихся проблемами образования в области прав человека.
Каждая из перечисленных программ, как правило, имеет в своей основе хорошо продуманный план мероприятий, полностью соответствующий критериям, предусмотренным проектом ООН. Нет возможности (впрочем, и необходимости) перечислять даже наиболее интересные и значимые из этих мероприятий, настолько велик их общий список.
Пожалуй, только одно из уже состоявшихся стоит выделить. Речь идет о совещании экспертов по вопросу образования в области прав человека, проведенном в сентябре 2000 года благотворительным фондом “Точка опоры”. И состав участников, и уровень докладов и выступлений свидетельствуют о том, что в России существует большой потенциал творческого развития системы образования в области прав человека, есть идеи и есть люди, способные их воплощать в жизнь. Полагаю, что подобного рода мероприятия целесообразно сделать регулярными.
Отмечу также создание специального сайта, на котором интересующиеся данной тематикой люди могут найти весьма интересную и полезную информацию, относящуюся к проекту ООН “Содействие развитию образования в области прав человека в Российской Федерации”. Здесь помещены словарь терминов, новости о состоянии дел и наиболее интересных мероприятиях, важнейшие международные документы и литература по вопросам образования в области прав человека, сообщения из регионов о деятельности организаций – участнииц проекта и о проблемах, возникающих в процессе этой деятельности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что работа в рамках проекта ООН осуществляется в нашей стране в целом вполне успешно. Содержание, качественная сторона мероприятий, проводимых в центре и в регионах, как правило, не вызывает сомнений. Есть все основания полагать, что намеченная на 2001 год программа будет выполнена, и это станет еще одним шагом вперед в деле правового просвещения населения и создания у нас подлинного гражданского общества.
В заключение позволю себе высказать некоторые пожелания.
Преподнести слушателю, ученику определенный комплекс знаний о его правах и свободах – это только первая, хотя и совершенно необходимая, но недостаточная часть обучения. Следует сделать гораздо более выраженный акцент на способах, средствах, механизмах реализации этих прав. Желательно больше внимания уделять воспитанию практических навыков их защиты.
Чтобы преподавание было максимально эффективным, оно должно строиться с учетом особенностей аудитории на основе дифференцированного подхода к ней. Имеется в виду не только разделение по статусному признаку (учителя, студенты, школьники и т.д.). Необходима дифференциация и по направленности интересов, характеру проблем, с которыми слушателям приходится сталкиваться в том или ином регионе. Следует учитывать различия в возможностях получения в необходимых случаях поддержки со стороны местных государственных органов, общественных организаций и т.п. Вот почему было бы очень полезным, на мой взгляд, предпосылать семинарским занятиям и лекционным сессиям хотя бы небольшие по объему социологические опросы будущих слушателей и использовать иные средства получения информации, которая позволяет уточнить “прицел” преподносимого материала в соответствии с интересами и потребностями аудитории.
Полагаю, что совершенно правы те участники проекта, которые выступают за расширение тематики занятий за счет информации методического характера, за увеличение удельного веса активных форм обучения. В частности, следует чаще практиковать открытые уроки с последующим обсуждением. Проводить их должны не только преподаватели-“инструкторы”, но и сами слушатели. Целесообразно искать возможности для организации на регулярной основе стажировок для наиболее активных участников образовательного процесса в области прав человека. Причем с этой целью использоваться должны не только командировки в центр. Не менее полезны могут быть “горизонтальные” командировки, когда обучение участников проекта из одного региона проводится силами специалистов и на объектах другого региона.
Нет сомнений, что особое внимание должно быть уделено повышению уровня подготовки учителей сельских школ, преподающих интересующий нас в данном случае предмет.
Перечень проблем и недостаточно освоенных еще направлений работы можно было бы продолжить. Мы еще только в начале пути и сделали слишком мало, если иметь в виду масштабы нашей страны и осознать, насколько грандиозна цель обеспечения каждому гражданину возможности реализовать свое право на получение информации о своих правах и свободах, права на их соблюдение и защиту. Поэтому так ценен каждый шаг вперед, приближающий нас к этой цели.
Михаил БАБАЕВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
Комментарии