search
main
0

Вечером запоминайте, утром повторяйте. Практические советы по подготовке к единому госэкзамену

Внимательно изучил точку зрения Андрея Кузнецова и Екатерины Григорьевой – представителей Нижегородского государственного университета и Государственного университета имени Лобачевского – в рубрике «Взгляд» на сайте «УГ» www.ug.ru. Выскажу свое мнение как учитель истории.

Все знают, что единый государственный экзамен – стресс не только для детей, оканчивающих 11-й класс, и их родителей, но и для учителя-предметника, который несет ответственность за их подготовку. От успешности сдачи экзамена по выбранной дисциплине зависит рейтинг его школы среди образовательных учреждений региона. Администрация каждой школы заинтересована, чтобы ее выпускники успешно сдали ЕГЭ по предмету, а учитель квалифицированно и методически правильно подготовил их к столь непростой учебной процедуре. Да, правы коллеги в том, что при количестве часов, отводившихся на историю раньше, можно было уделять много времени закреплению учебной информации, развивать не только память и мышление, но и монологические умения, учить связному изложению материала, обращая особенное внимание на логику, установление причинно-следственных связей.Сегодня в 10-11-х классах гимназии города Кирово-Чепецка, где я работаю, отводится на историю 2 часа. В выпускном классе – 1 час факультативной подготовки к ЕГЭ. Учитывая, что программа предусматривает еще и изучение всемирной истории (коллеги могут со мной согласиться, что мы часто ею жертвуем в угоду российской), часов становится еще меньше. К сожалению, существуют еще больничные, праздничные дни и ряд школьных мероприятий, из-за которых «вылетают» часы на предмет. Не скрою, меня и многих моих коллег тревожит снижающееся качество преподаваемого предмета.Да, приходится «сокращаться» даже при изучении истории России, упуская ряд важных тем (например, из нынешнего ЕГЭ – Польское восстание при Александре II), но составители КИМов это не учитывают, считая способности выпускников достаточно высокими для сдачи экзамена.Вообще у меня создается впечатление, что они не осознают, что собой представляют ученики 11-х классов, выбравшие историю в качестве экзамена. Общаясь с психологами, читающими литературу об особенностях нынешнего поколения детей, узнаешь о том, что большая часть сегодняшних школьников – дети средних способностей, имеющие психологические проблемы в связи «со стрессонеустойчивостью к ЕГЭ».Из реальных примеров: ученик, занимавший призовые места на олимпиаде по предмету, не справляется с волнением и сдает единый экзамен на 63 балла. На другого давят родители, требуя высоких результатов, а после того как он не получает их, «по-родственному» заявляют ему, что он неуч и лентяй, снижая тем самым самооценку ребенка. В СМИ этим летом звучали высказывания о том, что если ученик сдал ЕГЭ на низкие баллы, то плохо учит школа, а педагоги имеют низкую методическую подготовку. Как все просто…Что касается самих КИМов на реальных ЕГЭ (в том числе по истории), то они имеют мало общего с демоверсиями по предмету. Решаем одно, на экзамен выносится другое. Происходит своеобразное натаскивание отдельных групп учеников на сдачу минимального порога по ЕГЭ… Откуда, позвольте спросить, возьмется психологический эффект повышения личностной самооценки и чувства удовлетворения от проделанной работы?Кстати, о том, как выглядят КИМы по истории нынешнего ЕГЭ, можно было судить по статье Дмитрия Гущина, выложившего их для обсуждения. Что можно здесь сказать? Просмотрев эти варианты, прихожу к выводу: моим ученикам (они будут сдавать ЕГЭ в 2012 году) по силам сдать экзамен, ведь те задания, которые были в нынешних КИМах, мы разбирали теоретически и практически. Единственное дополнение здесь в том, что при правильной подготовке к ЕГЭ по истории со стороны учителя будущий выпускник должен приложить максимум прилежания и усидчивости.Мне хотелось бы остановиться на анализе подготовки к ЕГЭ на примере истории. Предмет, безусловно, сложный, но востребованный выпускниками нескольких последних лет. Среди предметов по выбору в городе Кирово-Чепецке преобладает обществознание (312 человек), а история после физики (120 человек) замыкает своеобразную тройку лидеров – 99 учеников.Подготовка к ЕГЭ по истории начинается в сентябре, условно делится на 3 этапа и осуществляется на факультативе (1 занятие – 1 час 35 минут).На первом этапе (сентябрь – ноябрь) составляется хронологическая таблица, в которой выделяются четыре позиции (см. таблицу). Для иллюстрации приведем пример из эпохи правления князя Владимира.В подобном ключе составляется таблица для всех правителей с IХ до конца ХIХ века, где подробно рассматриваются события начиная от легендарного Рюрика до Александра III.Таким образом, у выпускника создается целостное представление о событиях внутренней и внешней политики, в том числе культурного развития, и особенностях конфессиональной политики в определенный исторический период.Что касается событий ХХ – начала ХХI века, то они рассматриваются в ходе изучения истории России в 11-м классе, и хронологическая таблица заполняется по ходу изучения предмета.На втором этапе (ноябрь – февраль)начинается решение конкретных задач частей А, В и С, но с учетом некоторых особенностей: определяются четкие хронологические рамки: IХ-ХVI, ХVII-ХVIII, ХIХ, ХХ века (1900-1916 гг.; 1917-1945 гг.; 1945-1991 гг.; 1992-2011 гг.); отрабатываются задания на знание фактов и дат, поиска информации в источнике, установление последовательности событий, систематизацию фактов и понятий, анализ исторической ситуации и др.; проводятся контроль и коррекция выполнения заданий; даются рекомендации по улучшению качества выполнения заданий; создается ситуация успеха для ученика; предлагается список дополнительной литературы для самообразования; осуществляется координация деятельности по подготовке к ЕГЭ с родителями.На третьем этапе (конец мая – середина июня) осуществляется мозговой штурм, в ходе которого занятия проводятся 2 раза в день – утром и вечером.Успех выпускника в сдаче ЕГЭ по истории зависит не только от знаний учителя по предмету, но и от знаний психологии. Современный учитель должен обладать интегрирующими знаниями не только в области педагогики, истории и обществознания, но и в области социальной и возрастной психологии.Временные рамки выбираются таким образом, чтобы интеллектуальная активность мозга была наиболее оптимальна. Известно, что память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня примерно к 19 часам. Секрет успеха прост: вечером запоминайте, а утром повторяйте. В приведенной методике я советую разбить весь материал условно на смысловые части и читать (повторять, учить) определенный материал дома 2-3 раза подряд – это способствует лучшему усвоению материала.Чтобы экзамен стал успешным для одиннадцатиклассника, необходимы психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Очень важно, чтобы семья и школа действовали в едином ключе – не давили на детей и не запугивали их, а создавали ситуацию успеха и настраивали на лучшее.На данном этапе разбираются только задания уровня С, что обусловлено рядом причин: именно этот уровень вызывает наибольшие затруднения выпускников; за эту часть предусмотрены высокие баллы, позволяющие выпускникам получить их и надеяться на поступление в престижные вузы страны; с учетом сокращения часов на предмет такая подготовка позволит восполнить пробелы в курсе истории России для будущих абитуриентов.Далее потенциальным абитуриентам предлагаются простые советы, которые позволят сохранить накануне ЕГЭ ясность и четкость ума: правильное и сбалансированное питание, что позволит организму органично усваивать витамины и питательные вещества; занятия спортом, что позволит обогатить мозг кислородом; здоровый сон, что позволит организму сохранить нервные клетки и восстановить силы.Таким образом, предложенная методика, на мой взгляд, позволит сдать ЕГЭ с минимальными потерями для семьи и школы, а в результате в выигрыше останутся все – ученик, родители и педагог.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте