В расширении общественного участия в управлении образованием в 2007 году произошел существенный рост числа школьных и муниципальных советов с управленческими полномочиями, подготовленных публичных отчетов, школьных сайтов. По данным показателям область продемонстрировала один из лучших результатов среди регионов – участников конкурса.
Очевидно, что эффекты расширения общественного участия в управлении образованием не могут быть сведены к росту количества советов, докладов.
Важным результатом реализации проекта служит признание общественности как полноправного субъекта образовательной политики, а общественного заказа на содержание качества образования как основы для разработки образовательных программ школ и программ развития школ.
Привлечение общественности к обсуждению и решению ключевых проблем развития школы, в частности к оценке и стимулированию качества образования, оформляется как норма деятельности органов управления образованием, администрации и коллективов образовательных учреждений.
В 2008 году основное внимание сосредоточено на качественной стороне государственно-общественного управления.
Экспертиза, консультации и обучающие семинары регионального оператора, работа муниципальных органов управления образованием направлены на решение следующих задач:
советы должны начать реальную работу, приступить к освоению и реализации управленческих полномочий, прежде всего по участию в согласовании образовательной программы и программы развития школы;
при подготовке публичных докладов управленческие команды школ должны уйти от шаблонов ведомственной отчетности, включить в свое содержание информацию, отвечающую реальным потребностям общественности, представить ее на доступном «непрофессионалам» языке;
школьные сайты должны обеспечить регулярное информирование общественности о жизни школы, ее достижениях и планах.
В текущем году возникла необходимость в регламентации вопросов о взаимодействии управляющих советов с профсоюзными организациями в части согласования положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и предложений о размере стимулирующих выплат педагогам по результатам мониторинга результативности. Здесь нельзя игнорировать роль представительных органов трудового коллектива, закрепленную в трудовом законодательстве, но и советы необходимо наделять полномочиями по участию в распределении стимулирующей части ФОТ.
Об эффектах институционализации общественного участия в управлении образованием свидетельствует тот факт, что в области расширены направления работы, предусмотренные комплексным проектом:
наряду с публичными докладами школ развивается практика подготовки публичных докладов о состоянии и результатах развития региональной и муниципальных систем образования;
создаются органы государственно-общественного управления с полномочиями по участию в распределении стимулирующей части ФОТ в дошкольных образовательных учреждениях.
Начата работа по созданию нормативной и инструктивно-методической базы государственно-общественного управления в учреждениях профессионального образования.
Очевидно, что существует ряд сложных вопросов, требующих дополнительной нормативной регламентации, проведения обучения, но процесс, как говорится, «пошел».
Более того, у нас возникли основания говорить о лидерах этого процесса и отметить их активность (закрепить статус). В марте 2008 года в области проведен первый слет лидеров государственно-общественного управления с награждением председателей управляющих советов, ученических комитетов, директоров школ.
Мы полагаем, что в 2008 году вопросы модернизации образования сохранят и укрепят лидирующее положение в информационной повестке дня, будут созданы условия для оформления и реализации общественного заказа на образование.
С этой целью:
будут проведены конкурсы: «Лучший бренд образовательного учреждения» (первый конкурс успешно проведен в 2007 году), «Лучший материал СМИ о реализации национального проекта «Образование»;
будет организовано участие общественности в экспертизе условий организации образовательного процесса;
в муниципальных образованиях пройдут общественные слушания, сходы местных жителей и родительские собрания по вопросам развития сети – другого важного направления КПМО.
Создание советов на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения означает вовлечение в практику управления от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей родительской общественности местного сообщества.
Но для того, чтобы общественные управляющие принимали компетентные решения, их надо специально учить. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с негативными последствиями и дискредитации идеи государственно-общественного управления.
Учитывая данные обстоятельства, Министерство образования Московской области инициировало проект по обучению общественных управляющих. В 2007 году Академией социального управления и муниципальными органами управления пилотных территорий было подготовлено более 400 общественных управляющих.
Эта работа будет продолжена в текущем году, а масштабы подготовки управляющих возрастут. Осенью 2008 года планируется обучить 1000 общественных управляющих. Все они будут обеспечены пособиями, в которых доступным языком раскрываются вопросы управления современной школой, полномочия советов и возможности их использования для повышения качества образования и улучшения условий обучения. Здесь для нас важно, чтобы работа не была сведена к организации «поточных» курсов, а складывалась целостная система с соответствующим нормативным и финансовым обеспечением.
В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области в большинстве школ созданы управляющие советы, наделенные полномочиями участия в решении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов.
Александр МОИСЕЕВ, проректор по научной работе Академии социального управления
Светлана СМОЛЕНЦЕВА, председатель управляющего совета школы №20 г. Королева:
– Оценивать результативность работы учителя сложно. Родители и представители местного сообщества, избранные или кооптированные в состав школьных советов, не слишком-то хорошо знают все многообразие видов деятельности учителя, возможно, не могут по достоинству оценить методическое мастерство, использование педагогических инноваций.
Я видела, что многие учителя переживают из-за того, что их будут оценивать родители. Педагоги говорят: это будет чересчур субъективно. Но тот порядок участия советов в распределении стимулирующих выплат, который, например, был принят в нашей школе и, насколько я знаю, в других школах города, не требует участия общественности в непосредственной оценке труда учителя.
Главным в работе совета стало обсуждение вопроса о том, за что поощрять учителей, то есть определить это самое качество образования. И этот вопрос, конечно, очень сложный. У нас было довольно бурное обсуждение.
Многие вещи очевидны и никаких особых фантазий не требуют. Если у учителя дети успешно сдают ЕГЭ и побеждают на предметных олимпиадах – это надо оценить. А с другой стороны, надо поощрять тех, кто старается уделять внимание всем учащимся, кто занимается с детьми не только на уроках – ходит в походы, возит в музеи, тех, кто сформировал интерес к предмету… И с этим соглашаются и родители, и педагоги.
Как таковой оценкой занимались профессионалы – директор и его команда – завучи, методисты. И на другом заседании совета нам представили доклад о результатах работы каждого учителя по тем критериям, которые были согласованы. Так что никаких конфликтов участие совета в решении такого серьезного вопроса не породило. А мы впервые получили возможность высказать наши представления о том качестве образования, которое нужно нашим детям, позволит им быть успешными в учебе, жизни и профессии и после окончания школы.
Конечно, не все родители готовы участвовать в такой работе. Для многих – это лишняя забота и «темный лес». Мы знаем и другие примеры, когда граждане не готовы воспользоваться своими правами. Возьмите реформу ЖКХ – не хотят собственники создавать товарищества собственников жилья, и не реформируется целая сфера.
А многие родители еще и не знают про свои возможности участвовать в управлении школой. Привыкли, что никто с их интересами не считается, только регулярно просят деньги сдавать на разные нужды.
Но ведь в советы все-таки выбирают наиболее активных, тех, кто искренне хочет улучшить жизнь школы.
И, конечно, важно организовать подготовку управляющих к работе в советах. Быть управляющим – очень ответственная роль, ведь у совета серьезные полномочия. И в прошлом году для председателей управляющих советов в нашем городе прошли обучающие семинары. Они были полезны, и, я думаю, нужно это дело продолжить.
Комментарии