Детский сад в современных условиях – это сложный механизм, стремящийся к саморазвитию, реализующий возможности по созданию необходимых условий для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий комфортные и достаточные условия для профессиональной работы педагогов и их творческого развития, отвечающий самым современным требованиям.
Основным элементом для слаженной и, самое главное, эффективной работы этого механизма является педагог. Педагог, нацеленный на постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование, знающий принципы и основы качественной педагогики и владеющий умениями организовать эффективный и ориентированный на ребенка образовательный процесс.
В 2019 году стало известно о выходе новой инновационной программы «Вдохновение», основанной на новейших исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Программа привлекла наших педагогов тем, что она ориентирована на новую социокультурную обстановку, в которой дошкольники растут и развиваются, на индивидуальный подход к каждому ребенку, давая ему возможность проявлять себя в разных направлениях развития. Ребенку предоставляется активная роль в воспитательном и образовательном процессах, а воспитателя программа вдохновляет и направляет на живое общение с ребенком. Девиз программы – вдохновлять, а значит, педагог должен быть позитивным, любить свою работу, уметь получать радость от общения с детьми и, конечно, быть компетентным в своей профессии. Дошкольным группам школы не удалось стать инновационной площадкой, было уже поздно подключаться, так как авторами ранее были закреплены детские сады для работы, поэтому мы связались с авторами, которые нас ориентировали на серию вебинаров, посещение открытых просмотров, личных консультаций методиста. Педагогам приходилось изучать программу «Вдохновение» и путем самообразования.
Сложность восприятия нового подхода возникла у большинства воспитателей, так как педагоги привыкли работать по программе «От рождения до школы», общаться с детьми с позиции «я главный и всегда прав», дети не имели возможности высказываться, выстраивать позитивный диалог. Однако, поставив в план внедрение инновационных технологий, педагоги постепенно начали осваивать проведение утренних, а затем и вечерних детских советов (автор Л.В.Свирская), определили зоны активности в группах (более расширенные привычные детские уголки). Внедрение любой инновационной программы рассчитано на 3‑4 года, что у нас и получилось, учитывая пандемию, работу в дистанционном формате. В июле 2020 года вышла инновационная программа «От рождения до школы», которая почти полностью повторила программу «Вдохновение», за исключением некоторых подходов, например к организации адаптации домашних детей.
Организация центров активности (уголков), оснащение и использование для индивидуальной работы с детьми происходит постоянно, особенно приятно отметить, что некоторые воспитатели стали изготавливать своими руками интересные и ценные пособия, такие как лэпбуки (книга на коленях), пособия по развитию речи, формированию звуковой культуры речи, игровой материал.
В повседневную жизнь детей и воспитателей всех возрастных групп вошли детские советы – живые беседы, где больше говорит ребенок, он учится четко высказывать свою мысль и выслушивать товарища и взрослого.
Утренние круги помогают детям плавно перейти непосредственно к образовательной деятельности, войти в день с позитивом, научиться планировать день и совместную деятельность, делиться впечатлениями о прошедших выходных днях, научиться умению не только высказываться, но и терпеливо выслушивать товарища, взрослого.
Вечерние круги помогают подвести итог дня, решить и обсудить воспитательные моменты: дети сами высказываются о том, что было хорошо или плохо в их поведении, поступках, что получилось в намеченной деятельности, что хотелось бы повторить.
Воспитатели, просмотрев обучающие семинары, видео, изучив методические рекомендации по организации детских советов, не сразу, но поняли, что это не занятие, а свободное и живое общение.
Талант педагога заключается в умении научить детей культуре общения, в умении направить тему беседы, а также показать пример уважения к собеседнику.
В самом начале внедрения новой технологии важно было определить место проведения, где было бы удобно детям и педагогу, который не должен возвышаться над детьми, поэтому все садятся на ковер, воспитатель может сесть на маленький стульчик.
Очень важный момент – участие в беседах должно быть добровольным и привлекательным для детей, что раньше вызывало у наших воспитателей некоторые сомнения, сейчас дети ждут утренний и вечерний круг! В каждой группе придумали свои позывные: у кого-то – нежный колокольчик, у кого-то – музыкальные мелодии.
Дети полюбили такой вид общения, где можно говорить то, что думаешь, петь, играть, делиться впечатлениями, бедой и радостью. Воспитатель также учит детей планировать день: во что поиграть, в каких уголках позаниматься, какую книгу посмотреть или почитать, что сделать на прогулочной площадке. В старших группах дети научились обсуждать и планировать коллективную работу, распределять роли. В группах, где воспитатель сам проникся этим видом общения с детьми, царят доброжелательная атмосфера, взаимопомощь, речь детей более развита, у них богатый словарный запас.
Коллектив школы №1285
Комментарии