search
main
0

Важный и полезный опыт

Чему можно научиться на уроках ОРКСЭ

Что объединяет всех младших школьников? Интерес. Ребята хотят знать ответы на все вопросы: как происходит смена дня и ночи, почему трава зеленая, а тигры не живут в лесу рядом с дачей… И, бесспорно, в процессе обучения они находят ответы на многие вопросы.

Но помимо обучения одной из главных составляющих учебного процесса является воспитание. В современном обществе просто необходимо формировать у младшего школьника систему нравственных ценностей. И не всегда наши дети живут в семьях, способных задать правильные морально-этические ориентиры. Поэтому школа была, есть и будет тем важным фактором, который формирует у ребенка опыт социального взаимодействия.

Воспитательные моменты присутствуют на каждом этапе школьной жизни: уроки, перемены, экскурсии, иные ситуации. Незаменимым помощником для учителя начальных классов стал курс «Основы религиозных культур и светской этики» – это значимый шаг, который объединяет обучение и воспитание. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются общепринятые ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Каждый учитель, а учитель начальных классов особенно, вне зависимости от педагогических замыслов оставляет след в жизни ребенка. Его слово для школьника становится порой важнее мнения родителей. Значит, сам педагог должен быть образцом для своих учеников. Издавна известно: нет лучшего воспитания, чем воспитание личным примером. Непосредственное участие педагога в беседах, в творческих заданиях и проектах направляет ребят, помогает в выражении своего отношения, помогает формировать оценку.

Творческие проекты

В ходе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» моим ученикам очень понравились и запомнились творческие проекты, в которых помимо самих ребят принимали участие родители. На мой взгляд, участие родителей в школьной жизни очень важно для ребенка, он чувствует поддержку и понимание. Наиболее доступным средством здесь является диалог. Для него созданы все необходимые условия: собеседники внимательны друг к другу, их общение направлено на решение общих задач. Изучение предмета ОРКСЭ расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными на занятиях в школе, родитель опирается на свой жизненный опыт и информацию, которой владеет.

Успешность сегодня во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить возможности, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, а позже оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В современной школе есть все необходимые условия для развития проектного мышления. Для ученика данный вид работы является возможностью максимального раскрытия своего творческого потенциала. Такая деятельность позволяет проявить себя как индивидуально, так и в группе, попробовать свои силы, использовать имеющиеся знания, презентовать результат, который был достигнут. Им зачастую является решение проблемы, сформированной самими школьниками. Ребята проявляют больший интерес, когда работают над задачей самостоятельно, а учитель лишь немного направляет их.

За основу творческих проектов были взяты самые нужные и близкие темы: «Что такое Родина», «Традиции моей семьи», «Мой двор», «Хороший поступок» и другие. Готовясь к проектам, ребята изучили много информации, делали выводы, старались понимать поступки друг друга и героев. С огромным увлечением четвероклассники рассказывали о своих семейных традициях, совместных поездках, вместе с родителями инсценировали фрагменты личных историй и литературных произведений. На уроках мы узнали «семейные истории двора», ближе ознакомились с традициями разных народов и с достопримечательностями района.

Совместная деятельность

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о самом себе и о другом человеке, о своих возможностях и способностях.

– На одном уроке мы рисовали «Семейное древо» и «Герб моей семьи». Семейное древо я решил сделать сам, а мама сказала: «Давай я тебе помогу», и мы сделали задание вместе, – вспоминает четвероклассник. – Урок о жизни интересен. Мы узнаем, каким должен быть хороший человек и что мы можем сделать, чтобы стать таким человеком.

Кто-то думает о полученных знаниях, делится навыками этикета, а кто-то вспоминает о подарках от одноклассников. Но все ребята сходятся во мнении, что уроки эти важны и учат нужному и ценному.

Ни для кого не секрет, что совместный труд объединяет. Работая над проектом, ребята научились распределять обязанности, уступать, быть командой! Родители лучше узнали деток, увидели, какими самостоятельными и рассудительными они могут быть.

ОРКСЭ – важный предмет, он воспитывает положительный внутренний образ, который проявляется в дальнейших устремлениях ребенка, ценностях и идеалах, выражается в поведении, его манерах и речи.

Екатерина ГЛУЩЕНКО, учитель начальных классов школы №86 имени М.Е.Катукова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте