search
main
0

Важны три «о»: оптимизм, образование, обучение

​У Виты КИРИЧЕНКО, учителя русского языка и литературы Центра образования №1479, на счету 1234 голоса – ровно столько получило ее эссе.

Возможно ли составление рейтинга для десяти библейских заповедей? Судя по «Божественной комедии» Данте, да. Нужен ли такой рейтинг? Нет. Да и слишком призрачны границы взаимовлияния и взаимопроникновения между десятью элементами единого целого, чтобы найти им однозначное место в иерархии ценностей. Аналогия возникла при попытке выделить главные составляющие смысла педагогического труда – все системно, и выделение отдельных частей воспринимается по-разному. Для меня эти смыслы – три «о»: оптимизм, образование, обучение.  Уверена, что обоснованный оптимизм – витамин человеческой жизни, ведь только с ним в полной мере проявляются   все самости  личности,  реализуются во всех сферах ее ключевые компетенции.   Образование – это база, «стартовый капитал» выпускника, без которого не удастся  ориентироваться в проблемах страны и мира, анализировать жизненные ситуации и принимать оптимальные решения. Потребность в обучении, умение учиться –  основа основ, в  современной жизни единственная возможность шагать в ногу со временем.Ценности непреложны: психическое и физическое здоровье ученика,  здоровье русского языка как показателя здоровья общества. Как пишет С.Залыгин, здоровье человека и нравственное здоровье общества  взаимосвязаны. Писатель обосновывает, что  только эгоисты не заботятся о своем здоровье, что здоровье – очень емкое понятие. Нам, учителям, очень нужно не на словах, а на деле соблюдение  так называемой клятвы  Гиппократа. Нельзя пользоваться тем багажом знаний, умений, который был у тебя раньше или имеет отвлеченный характер. Личностно ориентированной должна быть вся работа педагога, иначе ошибки неизбежны. У московского образования привилегированное положение: в столице  уникальные условия обучения, прекрасное кадровое и финансовое обеспечение, средоточие передового опыта.  Мы имеем все возможности, для того чтобы поколения москвичей  получали качественное образование и были здоровыми нравственно и физически. Мы в ответе за то, что далеко не всегда получается отличный результат. Да, сложно. У жизни в Москве не только плюсы. Это мегаполис, само передвижение по которому требует, особенно у старшеклассников,  много времени и сил, город  со сложной экологической обстановкой, средоточие соблазнов для подрастающего поколения. Слишком много обрушивается на юных москвичей, и  учитель постоянно  должен учиться беречь и приумножать лучшее в ребенке.Приоритет очевиден: чувство меры во всем. Как-то не получается у нас, если вспомнить историю и всевозможные реформы, все в меру. Если «идем в колхозы»,  так и семья буржуазный пережиток,  если юбилей  Пушкина,  так и шоколадный бюстик поэта можно съесть за 500 рублей. Если инновации,  так  на свалку истории предыдущий опыт. Как бы нам с ИКТ не наступить на те же грабли?  Все больше разрыв между языком наших детей и нашей речью. Последствия печальны, и результаты исследования  PISA лишнее тому подтверждение.  Дело не в том, что дети меньше читают или меньше знают. Причин много. Одна из них – наши дети живут в другом информационном поле, их отношение к самой информации, способам ее получения, необходимости сохранения совершенно другое, чем у старшего поколения. Активный лексический запас современных школьников ДРУГОЙ, и не считаться с этим  – не хотеть видеть очевидное. Изменения в содержании образования, в методиках, в технологиях  должны быть продуманными, соразмерными. Взрослым надо учиться и тому, что компьютер – средство, никак не цель, что если не в меру, то это не польза уже, а вред. Мое кредо: учить может тот, кто научился, научить может тот, кто учится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте