У Виты КИРИЧЕНКО, учителя русского языка и литературы Центра образования №1479, на счету 1234 голоса – ровно столько получило ее эссе.
Возможно ли составление рейтинга для десяти библейских заповедей? Судя по «Божественной комедии» Данте, да. Нужен ли такой рейтинг? Нет. Да и слишком призрачны границы взаимовлияния и взаимопроникновения между десятью элементами единого целого, чтобы найти им однозначное место в иерархии ценностей. Аналогия возникла при попытке выделить главные составляющие смысла педагогического труда – все системно, и выделение отдельных частей воспринимается по-разному. Для меня эти смыслы – три «о»: оптимизм, образование, обучение. Уверена, что обоснованный оптимизм – витамин человеческой жизни, ведь только с ним в полной мере проявляются все самости личности, реализуются во всех сферах ее ключевые компетенции. Образование – это база, «стартовый капитал» выпускника, без которого не удастся ориентироваться в проблемах страны и мира, анализировать жизненные ситуации и принимать оптимальные решения. Потребность в обучении, умение учиться – основа основ, в современной жизни единственная возможность шагать в ногу со временем.Ценности непреложны: психическое и физическое здоровье ученика, здоровье русского языка как показателя здоровья общества. Как пишет С.Залыгин, здоровье человека и нравственное здоровье общества взаимосвязаны. Писатель обосновывает, что только эгоисты не заботятся о своем здоровье, что здоровье – очень емкое понятие. Нам, учителям, очень нужно не на словах, а на деле соблюдение так называемой клятвы Гиппократа. Нельзя пользоваться тем багажом знаний, умений, который был у тебя раньше или имеет отвлеченный характер. Личностно ориентированной должна быть вся работа педагога, иначе ошибки неизбежны. У московского образования привилегированное положение: в столице уникальные условия обучения, прекрасное кадровое и финансовое обеспечение, средоточие передового опыта. Мы имеем все возможности, для того чтобы поколения москвичей получали качественное образование и были здоровыми нравственно и физически. Мы в ответе за то, что далеко не всегда получается отличный результат. Да, сложно. У жизни в Москве не только плюсы. Это мегаполис, само передвижение по которому требует, особенно у старшеклассников, много времени и сил, город со сложной экологической обстановкой, средоточие соблазнов для подрастающего поколения. Слишком много обрушивается на юных москвичей, и учитель постоянно должен учиться беречь и приумножать лучшее в ребенке.Приоритет очевиден: чувство меры во всем. Как-то не получается у нас, если вспомнить историю и всевозможные реформы, все в меру. Если «идем в колхозы», так и семья буржуазный пережиток, если юбилей Пушкина, так и шоколадный бюстик поэта можно съесть за 500 рублей. Если инновации, так на свалку истории предыдущий опыт. Как бы нам с ИКТ не наступить на те же грабли? Все больше разрыв между языком наших детей и нашей речью. Последствия печальны, и результаты исследования PISA лишнее тому подтверждение. Дело не в том, что дети меньше читают или меньше знают. Причин много. Одна из них – наши дети живут в другом информационном поле, их отношение к самой информации, способам ее получения, необходимости сохранения совершенно другое, чем у старшего поколения. Активный лексический запас современных школьников ДРУГОЙ, и не считаться с этим – не хотеть видеть очевидное. Изменения в содержании образования, в методиках, в технологиях должны быть продуманными, соразмерными. Взрослым надо учиться и тому, что компьютер – средство, никак не цель, что если не в меру, то это не польза уже, а вред. Мое кредо: учить может тот, кто научился, научить может тот, кто учится.
Комментарии