С 2019 года в Москве действует проект «Математическая вертикаль», призванный обеспечить многоцелевую подготовку школьников 7‑9‑х классов по математике и смежным областям. За это время к нему присоединились более 400 школ города, а выпускниками стали более 10 тысяч ребят. В классах проекта ученики получают математические знания и прикладные умения для решения теоретических и практико-ориентированных задач. Все это обеспечивает базу для дальнейшего обучения в предпрофессиональных классах и самореализации в науке, инженерии, информационных технологиях. О том, как работает проект и что дает «Математическая вертикаль» школьникам, родителям и учебным заведениям, рассказал директор школы №58 Дмитрий ЩЕРБАКОВ.
– Дмитрий Евгеньевич, как давно ваша школа является участником проекта «Математическая вертикаль»?
– Школа открылась 1 сентября 2019 года, и с первого же дня существования мы присоединились к проекту. Ведь «Математическая вертикаль», на мой взгляд, несет в себе колоссальные преимущества – это классы с хорошим уровнем математики в подавляющем большинстве школ Москвы, в шаговой доступности для каждого ребенка. Но это и не матклассы для детей, планирующих дальше заниматься математикой профессионально. Здесь дают ребятам возможность изучить предмет в достаточной степени, чтобы потом заниматься дисциплинами, которые требуют хорошего уровня математической подготовки, например физикой, химией, экономикой.
В обучении я считаю главным не сам процесс, хотя и он важен, а результат, достигнутый ребенком. Ведь дети вкладывают в свою учебу очень много времени, и хотелось бы, конечно, чтобы это приносило плоды. Для школы, которая развивает у себя математическое образование, важны ориентиры, опорные точки в плане результатов, понимание того, что ребенок должен уметь, какие задачи решать. Поэтому приоритетные ориентиры в «Математической вертикали» для меня именно результаты школьников.
– Что конкретно для вас является необходимым результатом, который должен показать ребенок?
– Я окончил математическую школу и Физтех и потому понимаю, что дети должны уметь в плане математики. Существует диагностика «Математической вертикали», есть ОГЭ и промежуточные диагностики, программные требования. Я считаю, что школьники должны уверенно проходить эти итоговые проверки.
Вообще детей правильно приучать к внешним независимым диагностикам. Для многих ОГЭ и ЕГЭ – это стресс. А если ребенок уже привык участвовать в подобных проверках знаний, то для него это не какое-то разовое событие в его жизни, а абсолютно регулярное.
А вот текущие отметки детей для меня приоритетом не являются, потому что у разных учителей свои подходы к оцениванию. И это абсолютно нормально и естественно.
«Математическая вертикаль» – это не какая-то догма, от которой нельзя отступать, а прежде всего ориентир на хороший уровень подготовки по математике учеников, которые дальше планируют заниматься науками, с ней связанными.
Часто бывает, что примерно в пятом классе родители, видя у ребенка пятерку по математике, записывают его в математики. Хуже этого бывает только ситуация, когда люди считают, что если у ученика математика не получается, то он гуманитарий. А на самом деле ребенку с пятеркой может не нравиться математика, но он это поймет чуть позже, когда она станет сложнее. Зато ему могут понравиться биология или программирование. Иногда понять, что что-то не твое – это не меньший результат, чем найти свое. И в этом смысле ребята, которые приходят в «Математическую вертикаль» в 7‑м классе, уже достаточно взрослые, чтобы определиться, что им нравится изучать. У них появляется возможность понять, что математика им интересна, и подкрепить свои ощущения на практике. А если окажется, что школьник ошибся с выбором, он вовремя поймет, что нужно поискать себе что-то еще.
– Какие промежуточные цели уже достигнуты в вашей школе? Что планируете на будущее?
– Мы планировали иметь 3‑4 класса в параллели, которые благополучно и успешно проходят диагностику. Это было первой целью, и ее удалось достичь.
В течение пары лет мы планируем сформировать матклассы, где математика изучается на более высоком уровне. Для этого нужно научиться максимально раскрывать таланты ребят. Над этим мы сейчас и работаем.
Во многом успехи детей в школе определяются мастерством учителей, и важно, чтобы они тоже постоянно развивались. Мне очень хотелось бы в программы «Математической вертикали» привлекать как можно больше молодежи. Тем более в последние годы к профессии педагога возвращается престиж, выросли учительские зарплаты. Я уверен, что в перспективе нескольких лет ожидается большое количество хороших учителей математики и физики. Работа в проекте «Математическая вертикаль» – это хороший старт. У молодежи есть возможность встроиться в коллектив с уже очень сильными учителями, готовыми поделиться со вчерашними студентами опытом и узнать что-то для себя новое. Такое формирование учительского сообщества важно, и на данный момент это нам удается.
– Каким образом проходит обучение школьников в классах «Математической вертикали»? Для кого они?
– В нашей школе идет обучение с 7‑го класса, и дети к нам приходят осознанно за профильными и предпрофильными программами. У нас все классы, кроме гуманитарных, учатся в «Математической вертикали». Для того чтобы попасть в проект, нужно выполнить вступительную работу, которая совмещена с общегородской диагностикой. Всем ребятам, которые этот порог успешно прошли, я бы рекомендовал идти в «Математическую вертикаль», хотя бы попробовать, потому что математика – интересная наука, в ней есть множество красивых вещей, при этом очень часто применимых к реальной жизни.
Уровень подготовки детей, приходящих в 7‑й класс, разный. Работать в такой ситуации учителю помогают пособия проекта, так как материалы в них тоже разной сложности. Например, электронный учебник «Математической вертикали» по алгебре позволяет каждому ребенку выбрать уровень изложения. Математика для жизни – самый простой, математика для применения в профессии – чуть посложнее, для тех, кто в дальнейшем будет заниматься экономикой или химией, математика для творчества – для будущих профессиональных математиков, физиков. Все задачники тоже многоуровневые, соответственно, учитель может каждому ребенку дать именно те задания, которые ему в данный момент подойдут.
– Чем еще отличаются учебники и уроки в классах «Математической вертикали» от обычных?
– Каждый год родители новых учеников спрашивают: «А по каким учебникам вы учитесь?» А я говорю: «Уважаемые родители, я сам учился в матклассе и помню, что учебники ни по алгебре, ни по геометрии ни разу не открывал». Мне их выдали, и они дома лежали. А вот разнообразные задачники и листки с задачами у меня были потрепанные, исписанные. Потому что, на мой взгляд, в математике важно не то, по какому учебнику ты учишься или в какой форме проходит урок, важно, какие ты решаешь задачи.
Всем родителям я говорю: «Учебник может быть один, второй, третий, но это учебник, а математика – это решение задач». В «Математической вертикали» представлены те задания, которые должны уметь выполнять ребята по окончании проекта. Если измерять показателями сдачи ОГЭ, то ученики должны почти без ошибок сделать первую часть и решить как минимум пару задач из второй части. А в идеале это результат, близкий к максимуму.
Уроки главным образом отличаются от других уровнем задач. «Математическая вертикаль» – это не какие-то конкретные технологии. Мы и электронные учебники на уроках используем, и участвуем в различных активностях, ездим на математические бои, но главное – это уровень, на котором работают ребята.
– Что дает школе участие в проекте? Насколько востребованы такие классы у школьников?
– К большому счастью, в нашем городе очень много мотивированных родителей, которые понимают, что необходимо дать ребенку максимально качественное образование для успеха в будущем. Мы видим, особенно в последнее время, как растет невероятный спрос на специалистов именно в тех областях, где математика очень нужна и важна. Например, IT. Но, чтобы работать в этой сфере, уровень математической подготовки должен быть очень высоким. Кроме того, бурно развиваются биотехнологии, генетика. Современному специалисту в медицине помимо биологии и химии еще очень нужны математика и физика. Поэтому спрос на такие классы действительно большой.
Параллельно бытует мнение, что не обязательно хорошо изучать математику, потому что развиваются компьютеры, они за нас все посчитают. Однако компьютеры совершают ровно те ошибки, которые мы в них закладываем. И на 100% на них надеяться неправильно. Математика очень нужна управленцам, принимающим решения, потому что она настраивает мозги, учит видеть причинно-следственные связи. Математика – это вообще особый стиль мышления.
Больше всего хотелось бы, чтобы каждый ребенок был востребован, нашел свое место, а в идеале – дело своей жизни. А математическая вертикаль – это возможность попробовать себя и получить мощный старт в математике и смежных науках.
Ксения САТАРОВА
Комментарии