Мы живем в период глубоких перемен и потрясений во многих областях жизни, включая нашу систему. Все, что происходит сейчас в образовании, сложный и многогранный процесс. За короткий отрезок времени мы должны поменять свое отношение к нормативному финансированию, платным услугам, статусам образовательных учреждений, к миссии этих учреждений. Если раньше они воспитывали и обучали только детей, то сегодня должны стать более открытым пространством для населения, центром взаимодействия с родителями и местным сообществом. Чрезвычайно важно, какие управленческие решения будут при этом приняты, как профсоюзные организации будут участвовать в подготовке этих решений. Растут требования к уровню подготовки кадров, их работоспособности, добросовестности на всех ступенях образовательной деятельности. Никто не спорит, что от того, как работает учитель, зависят рейтинг и имидж образовательного учреждения. Конечно, личный вклад каждого должен быть по достоинству оценен, но самое трудное – перестроить психологию людей…
Тезис о главной задаче в деятельности профсоюза сейчас особенно актуален. От профсоюзной организации зависит очень многое, от нее и ждут многого, и рассчитывают на многое. Не случайно недавно руководитель Департамента образования Исаак Калина отметил: директор, который не работает вместе с профсоюзной организацией, не может добиться успеха в решении задач, поставленных перед школой, обеспечить качество обучения. Как помочь педагогу сориентироваться во всех процессах, которые будут происходить в системе в ближайшем будущем? Каким образом профсоюз должен участвовать в управлении образованием, помогая администрации и в то же время защищая интересы работников? Как не допустить роста социальной напряженности в трудовых коллективах?Педагогический коллектив не серая масса, не просто рабочая сила. Это люди с их судьбами, заботами, желаниями и проблемами, с их отношением к делу, к коллегам. Как общественная организация, мы стремимся к прямому контакту с каждым, нам важно знать, как люди реагируют на те или иные изменения, какие настроения преобладают.Председатель первичной профсоюзной организации обычно знает ситуацию изнутри даже лучше, чем администратор, потому что он сам член трудового коллектива, его выбрали, ему доверяют, именно к нему люди чаще всего приходят со своими трудностями, за советом. Известно, что в лидеры выбирают, как правило, людей разумных, пользующихся уважением в коллективе, к чьему мнению прислушиваются. Такой лидер не боится взять на себя ответственность, он всегда старается разрулить любую конфликтную ситуацию мирным путем. В связи с этим хочется еще раз отметить, что необходимо серьезно подходить к выборам председателя первичной профсоюзной организации, особенно сейчас, когда грядут серьезные изменения в оплате труда в связи с введением НСОТ.Профлидер образовательного учреждения, конечно, не юрист или финансист. Это обычный учитель или воспитатель, библиотекарь или педагог-психолог. Но чтобы иметь сегодня право высказывать свое мнение, вносить корректные предложения, обсуждать проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения и входить в состав управляющего совета, он должен не только знать проблемы и особенности коллектива, но и быть юридически и экономически грамотным.Сейчас широко обсуждаются экономические механизмы в системе образования. Для этого проводят семинары, приглашают коллег из разных регионов в качестве консультантов; во всех округах проходят встречи заместителя руководителя Департамента образования Натальи Шерри с директорами образовательных учреждений, председателями первичных профсоюзных организаций, представителями родительской общественности. Это замечательно, но в каждом округе по 400-500 учреждений – собрать сразу всех и объяснить, что конкретно нужно делать для того, чтобы новый механизм заработал, нереально. А для успешного завершения начатых преобразований просто необходимо, чтобы стратегия и четкий алгоритм действий по достижению целей были изложены и донесены до каждого звена педагогической цепочки.Конечно, мы систематически проводим учебу профактива, совещания с председателями первичных профсоюзных организаций, на которых предоставляем всю необходимую информацию на текущий момент, но работать в наше время, руководствуясь только записями после совещаний, невозможно! Любая информация не из первых рук на каждой ступени трансляции получает оттенок субъективизма. И использование такой информации таит в себе определенную опасность получения искаженной картины, нежелания задуматься о происходящих явлениях, результатом чего могут стать неверные действия. Не случайно на сайте Южного окружного управления образования оперативно появляются самые различные актуальные материалы, начальник Южного управления образования регулярно проводит совещания с директорами школ, встречается с управляющими советами, родительской общественностью, с профсоюзным активом. Такая живая связь помогает не только быть в курсе, но и вносить необходимые коррективы в свою работу.Профсоюзный лидер обязан изучать первоисточники: проекты законодательных актов, постановления Правительства и другие нормативные документы по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза, вести постоянную разъяснительную работу среди сотрудников учреждения. Это непросто, так как нужно постоянно читать СМИ, следить за событиями, быть эрудированным и осведомленным во всех аспектах происходящих изменений, причем не только в системе образования. Ведь все решения государства в той или иной мере касаются граждан, а значит, и всех тех, кто работает в школах, детских садах, учреждениях дополнительного, среднего профессионального и высшего педагогического образования. Новая система оплаты труда в порядке эксперимента будет введена в нескольких школах Южного округа. У педагогических коллективов этих ОУ чрезвычайно сложная и ответственная задача, ведь то, что предложат и опробуют они, потом будет введено во всей столичной системе образования. Профсоюз не против того, чтобы учителя получали больше, мы за то, чтобы работа тех, кто трудится наиболее самоотверженно и успешно, была поощрена материально. Но нынче одна из актуальных проблем – как сделать так, чтобы распределение стимулирующих выплат проходило справедливо и безболезненно, чтобы не было обиженных и недооцененных. Понятно, что каждый работник хочет получить из общего мешка как можно больше, и это нормально, при условии что он достигает высоких результатов и того качества педагогического труда, которое от него ожидают ученики, их родители и все общество в целом. У тех руководителей, что сейчас стоят у руля распределительных отношений, прав гораздо больше. Именно это вызывает некоторое беспокойство в коллективе: вдруг тот, к кому благоволит директор, окажется в более выигрышном положении?Мы считаем, что система распределения стимулирующих средств должна быть прозрачной, поскольку недостаток информации порождает негатив, недоверие к руководству, лишние разговоры и ненужные конфликты. Рядовой работник чувствует свою отстраненность от общих дел, отключенность от решения общих задач, ощущает себя малозначащим винтиком. Поэтому в разработке критериев оценки педагогического труда, нормативной базы, регламентирующей распределение фонда оплаты труда учреждений, должна участвовать общественность. Профсоюз – мощнейший ресурс в обеспечении качества работы школы. То, что профком спорит с руководителем по поводу оплаты и условий труда работников, хорошо, ведь это оздоравливает обстановку, так как, с одной стороны, не позволяет администрации злоупотреблять своими правами, а с другой стороны, сдерживает непомерные требования работников.Мы уже знаем, что образовательные учреждения будут обладать большей самостоятельностью в расходовании средств, что решения многих вопросов сейчас отданы на их откуп. Это, конечно, правильно, но педагог и тут должен быть уверен, что средства будут распределяться справедливо, что на зарплату руководителя и администрации не уйдет половина фонда. Только тогда у него появится стимул упорно трудиться и повышать качество своей работы, когда появятся четкие рекомендации по этим вопросам, единые для всей Москвы. Могу сказать, что мы все с нетерпением ждем этих рекомендаций.Однако у педагога интерес состоит не только в том, чтобы получить как можно больше денежных средств в виде заработной платы и стимулирующих выплат. Он также заинтересован в том, чтобы работа была безопасной, чтобы рабочее место было хорошо организовано, чтобы работа была интересной и престижной, а в учреждении не исчезла атмосфера творчества, взаимоуважения и понимания. Кроме того, каждому нужно, чтобы были созданы и некоторые другие условия: возможность повышать квалификацию, овладевать новыми технологиями, формами и методами, продвигаться по служебной лестнице; чтобы решали его социально-бытовые вопросы, удовлетворяли культурные потребности, чтобы он имел возможность пользоваться медицинскими услугами. Профсоюзу необходимо продолжать работу в этом направлении.В пятой главе проекта закона «Об образовании» заложены основные гарантии, в том числе и социальные, для педагогических работников. Очень важно обеспечить их сохранение в такой сложный период, как введение новой системы оплаты труда.В Москве в последнее время идет процесс реструктуризации образовательных учреждений – к успешным присоединяют те, что не пользуются успехом и спросом у москвичей. Конечно, мы должны бдительно следить за процессом реструктуризации учреждений, который часто протекает очень болезненно, так как напрямую затрагивает интересы конкретных людей – их заработок, условия труда, учебную и эмоциональную нагрузку. В ближайшее время эта тенденция сохранится, а значит, профсоюз не должен оставаться в стороне, он должен стоять на страже соблюдения всех необходимых процедур, не допуская необоснованного ущемления прав работников. К сожалению, быть хорошим для всех невозможно. Но уважение и доверие работников многого стоят. Самое главное – поступать по справедливости. За хорошее – благодарить и награждать. За плохое – наказывать. Тогда каждое, даже самое непопулярное, решение, если его необходимость доходчиво объяснить, будет воспринято с пониманием.Сейчас очень важно осознавать, что роль профсоюзной организации не в том, чтобы раздавать материальную помощь своим членам, а в том, чтобы обеспечивать социальную справедливость при распределении заработанных общими усилиями средств. Для этого необходимо активное участие профсоюза в разработке всех готовящихся решений, нормативной базы, в четком разъяснении информации членам профсоюза по всем позициям, для того чтобы трудовой коллектив каждого образовательного учреждения не только понимал суть поставленной цели, но и активно осознанно участвовал в предстоящих процессах. Только тогда профсоюз действительно сможет стать представителем и выразителем интересов работников в трудовых взаимоотношениях, посредником в разрешении социально-экономических вопросов.Ольга СОБОЛЕВА, учитель года Москвы-1993, председатель Южной окружной организации Общероссийского профсоюза образования Информация к сведениюПо предложению Минобрнауки России в ноябре 2010 года Общероссийский профсоюз образования принимал участие в независимой экспертизе проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – проект ФГОС С(П)ОО), разработанного Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. В экспертном заключении отмечено следующее: Недоумение вызывает способ формирования учебного плана образовательного учреждении, когда «реализация обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Получается, что, например, не обязательно изучать в старшей школе математику (ведь можно взять из этой области только информатику) и русский язык (можно взять только литературу), а что же тогда с обязательными ЕГЭ по математике и русскому языку, или они тоже будут необязательны? Получается, что можно выбрать только один предмет из естественных наук, например экологию? Употребляемые в тексте проекта ФГОС С(П)ОО понятия «компетентностная парадигма», «системно-деятельностный подход», «система условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования», «государственная (муниципальная) образовательная услуга» не общеизвестны, неоднозначно понимаемы и формально нигде не закреплены, в том числе в существующей нормативной базе.В проекте стандарта отсутствует перечень нормативных документов, описывающих порядок его введения, разграничение ответственности за реализацию ФГОС С(П)ОО между образовательным учреждением, его учредителем, Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, целевые ориентиры в системе условий и критерии контроля состояния системы условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.Раздел проекта ФГОС С(П)ОО «Требования к условиям реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования» должен содержать «целевые ориентиры» кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий, однако положения этого раздела в большинстве случаев предполагают лишь возможность обеспечения определенных условий (неконкретизированных) для участников образовательного процесса. Это выражается, в частности, в отсутствии в разделе «Финансово-экономические условия реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования»:- структуры норматива финансирования общеобразовательных программ (соотношение между затратами на оплату труда и затратами на учебные расходы);- требований к порядку расчета фонда оплаты труда (установление предельного соотношения между затратами на оплату труда административно-управленческого, педагогического и вспомогательного персонала);- требований к величине гарантированных базовых ставок заработной платы, базовых окладов за выполнение работниками образовательного учреждения трудовых функций.
Комментарии