В рамках подготовки будущих медиков по программе «Медицинский класс в московской школе» крайне важно не только дать ученикам базовые знания, но и расширить их биологический кругозор. Для этого в программу старших классов очень полезно включать предметы, углубляющие и расширяющие представления о профильном предмете. Так, для учеников медицинских классов можно вводить такие предметы, как биологическая химия, экология, сестринское дело и некоторые другие.
В курсе «Биохимия», который рассчитан на два года (10‑11‑е классы), ученики изучают основы химических процессов, происходящих в живом организме. Задачей данного курса является не доскональное изучение всех путей и циклов метаболизма, а скорее формирование общего представления о тех химических реакциях, которые протекают в организме, о закономерностях, которым подчиняются биохимические процессы.
Первая часть курса посвящена основным классам соединений, входящих в состав организма. Разбираются их химическая структура, физико-химческие свойства, особенности строения. Далее обсуждается их роль в построении организма.
Помимо описания строения и функций белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и витаминов в данной части курса затрагиваются различные интересные особенности этих веществ. Так, например, говоря о белках, обсуждают строение антител и их роль в иммунитете. И после знакомства с этим вопросом обсуждают использование антител в клинической диагностике для оценки количества тех или иных веществ в биологических жидкостях (различные виды иммуноферментного анализа).
Здесь же (в рамках разговора об иммунитете) обсуждаются процесс создания вакцин, разнообразие препаратов, которые используются для проведения вакцинации от различных заболеваний.
Говоря о строении и функциях аминокислот и белков, нельзя не упомянуть о роли аминокислот и их производных в передаче нервного испульса. Поэтому в данном разделе курса мы также говорим об ионном балансе клетки, понятии возбудимых и невозбудимых клеток, выясняем, что такое потенциал действия. Говорим о различных нейромедиаторах и их роли в формировании поведения. Аналогичные обсуждения «интересных особенностей» проводятся и по разделам, касающимся жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, витаминов.
По окончании освоения раздела «Статическая биохимия» ученики переходят к изучению динамической биохимии. В рамках этого раздела обсуждаются процессы расщепления, синтеза и распада белков, жиров и углеводов, особенности регуляции данных процессов и нарушений, приводящих к патологическим состояним. Поскольку данный раздел очень сложный, иногда требующий знаний, выходящих за школьную программу, мы в основном останавливаемся на общих представлениях о процессах синтеза и распада, на понимании закономерностей того или иного процесса без излишней детализации.
В каждом разделе курса особое место отводится биохимии патологических состояний, описанию молекулярных причин возникновения болезней и возможных способов терапии.
После прохождения курса ученики мединского класса получают общую картину происходящих в организме процессов, что не только расширяет кругозор и спектр знаний, но и является прекрасной базой при изучении биохимии в медицинском или биологическом вузе.
Елизавета ВЛАДЫЧЕНСКАЯ, преподаватель биохимии школы №1517, кандидат биологических наук
Комментарии