Проблема сохранения здоровья ребенка в дошкольный период и во время школьного обучения в последние годы стала для нас приоритетной. Только немногих выпускников школ можно отнести к категории здоровых, большинство имеют различные по тяжести отклонения в физическом и психическом развитии.
Наиболее ощутимо здоровье детей ухудшается при переходе из детского сада в школу и в начале обучения. Положение усугубляется недостаточной осведомленностью родителей о проблеме и методах работы с детьми определенного возраста. К сожалению, часто педагоги, родители и воспитатели не учитывают индивидуальных морфофункциональных возможностей ребенка, что приводит в конечном итоге к нарушению здоровья. Процесс сохранения здоровья и оздоровления становится возможным при взаимодействии таких наук, как педагогика, психология, возрастная физиология и педиатрия.
Для сохранения здоровья детей назрела необходимость создания в образовательных учреждениях разного уровня специальной здоровьесберегающей службы, обеспечивающей раннюю комплексную диагностику уровня развития ребенка и своевременную его коррекцию. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет обеспечить личностно ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка и сохранить его здоровье, а также повысить эффективность педагогического процесса.
Главное условие непрерывного образования – преемственность. Она должна обеспечить плавный переход детей из дошкольного учреждения в школу. Для успешного решения этой задачи необходимо использовать различные подходы в организации воспитания, обучения, создании развивающей образовательной среды, формировании психологической готовности детей к обучению. В дошкольном учреждении и начальной школе должна быть создана такая образовательно-развивающая среда, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Большинство многочисленных публикаций и документов посвящено вопросам воспитательно-образовательной работы, методам ее осуществления на разных этапах обучения. Значительно меньшее внимание уделяется проблеме сохранения здоровья ребенка в процессе обучения и при переходе его из детского сада в школу. Это становится одной из причин прогрессивно ухудшающегося состояния здоровья детей и подростков в нашей стране.
Главная цель экспериментальной работы коллектива нашей прогимназии – создание программы преемственности между детским садом и школой в воспитании здорового ребенка. Основная задача – постепенное, соответствующее возрасту развитие ребенка, формирование физической и психологической готовности детей к обучению в школе, их успешной адаптации к условиям обучения. Для решения этой задачи специалисты прогимназии подобрали и описали методики мониторинга развития детей, регулярно проводили обследования детей психологами, физиологом, логопедом и педагогами, разработали схему мониторинга развития (физического, нервно-психического), оценки адаптационных резервов организма и состояния здоровья дошкольников и младших школьников. Оценка физического развития, проводимая физиологом, включает регистрацию основных антропометрических показателей, параметров развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При этом определяется гармоничность развития ребенка. Такая диагностика и анализ медицинских карт стали основой для определения объема физической нагрузки педагогами по физической культуре и плаванию, которые также определяют уровень развития физических качеств у детей. Диагностика нервно-психического развития ребенка проводится по нескольким направлениям. Оцениваются особенности нервной системы, сенсорного развития ребенка, прослеживается формирование школьно-значимых функций (памяти, внимания). Психолог определяет особенности умственной деятельности, оценивает соответствие уровня развития психических процессов педагогическим требованиям и умственной работоспособности. Диагностика особенностей мотивационной сферы включает наличие и содержание учебных мотивов, отношение к учению, наличие противодействующих мотивов в важнейших сферах отношений: школа, семья, сверстники. Поведение каждого ребенка рассматривается с точки зрения социальных и этических норм, саморегуляции поведения, учебной и социальной активности. Выявляются различные невротические проявления, оцениваются особенности самооценки, тревожность, особенности адаптации детей дошкольного возраста к новым микросоциальным условиям. Логопед оценивает уровень речевого развития ребенка, определяет спектр проблем и их возможных причин, проводит индивидуальную и групповую работу с детьми.
Такая схема работы помогает оценить успешность адаптации ребенка к возрастающим учебным нагрузкам, динамику его развития и при необходимости составить программу индивидуальных занятий с учетом особенностей физического и нервно-психического здоровья. Отрабатываются технологии совместной работы специалистов (психолога, физиолога, логопеда, медицинских работников, специалистов по физической культуре) и педагогов (учителей, воспитателей) и внедрение их в воспитательно-образовательный процесс. В условиях прогимназии появляется возможность наблюдать за развитием ребенка от дошкольного до младшего школьного возраста (с 3-4 до 10-11 лет) и проследить влияние процесса подготовки к школе и последующего обучения на уровень здоровья. В отличие от имеющегося опыта оздоровительной работы с детьми такая схема работы позволяет осуществить комплексный индивидуальный подход к каждому ребенку, связать данные диагностики физического развития ребенка с его психологическими особенностями, прогнозировать возможные проблемы со здоровьем и школьные трудности.
На результатах проведенной диагностики основаны последующие индивидуальные и групповые развивающие и корректирующие занятия с детьми, проводимые психологами и педагогами прогимназии, а также с родителями, получающими регулярные консультации о развитии своего ребенка. Всестороннее, в первую очередь нервно-психическое, развитие ребенка-дошкольника обеспечивается также средствами дополнительного образования (танцы, ритмика, музыкальные занятия, плавание, театральный кружок).
Проведенное анкетирование, опрос и беседы с родителями детей дошкольного возраста позволили выделить основные проблемные вопросы. Они касаются здоровья, физического развития, режима дня, питания, дополнительных развивающих занятий, взаимоотношений с другими детьми и взрослыми в семье, детском саду, школе. Все это привело к необходимости создания цикла занятий с родителями и педагогами. Родители должны знать, как общаться с ребенком, возрастные и индивидуальные особенности его восприятия, памяти. Особое место занимают вопросы адаптации ребенка к ДОУ и школе, подготовки к школе, диагностики трудностей обучения и их преодоления. Для более эффективной работы с родительским коллективом мы разрабатываем цикл занятий, включающий лекции, тематические семинары, обучающие тренинги, ролевые и деловые игры. Для проведения таких занятий необходимы не только программы, но и методические разработки, проведение анкетирования родителей и педагогов, работа с научными литературными источниками как отечественных, так и зарубежных авторов.
Существенное отличие предлагаемой программы работы – то, что она опирается не на абстрактные проблемы, возникающие у детей и их родителей, а на результаты всесторонней диагностики (функциональной, психологической, логопедической), проводимой специалистами прогимназии в течение всего периода нахождения в ней ребенка – с 3-4 до 10-11 лет. Также мы принимаем во внимание тот факт, что дети, поступающие в 1-й класс, сразу начинают обучение по усложненным гимназическим программам в режиме полного дня. Это требует от ребенка больших усилий как физических, так и психологических, должно обеспечиваться работой с ним в течение всего предшкольного периода (диагностическими, развивающими и корректирующими подходами, разработкой индивидуальной траектории работы с ребенком). Каждому ребенку необходимо обеспечить не только психологическую готовность к обучению в школе, но и должное физическое развитие, включающее хорошее состояние здоровья, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, хороший уровень развития двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Физически развитый ребенок легче адаптируется и справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. От уровня физического развития зависят такие психофизиологические функции, как восприятие, произвольное внимание, целенаправленное запоминание, а также умение контролировать свое поведение, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность, темп деятельности, умение планировать свою работу и т. д.
Один из важных аспектов в реализации преемственности – определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения – во многом зависит от согласованности работы психолого-педагогических служб, эффективного взаимодействия специалистов школы и воспитателей детского сада. В условиях прогимназии эта проблема может быть решена на совершенно новом уровне. Дети находятся здесь с 3-4 до 10-11 лет, их наблюдают специалисты прогимназии, которые дают соответствующие рекомендации педагогам. Требования и подходы учебного процесса в начальной школе полностью согласованы с условиями воспитания и развития ребенка в дошкольном отделении, нет проблемы завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению. По этой причине переход в школу оказывается менее болезненным, чем в иных учебных заведениях, дети легче адаптируются к учебе, у них очень редко возникают невротические состояния и не наблюдаются ухудшение здоровья, рост заболеваемости. Отсутствие повышенных нагрузок и переутомления у большинства детей предотвращает снижение учебной мотивации, потерю интереса к учебе и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Нинель МАРДАЛЕИШВИЛИ, заведующая прогимназией №1661
Комментарии