search
main
0

Ватных дел мастера Как народный промысел служит образованию?

Как народный промысел служит образованию?

Народные традиции зачастую уходят в облака забвения и растворяются там без остатка. Секреты старых мастеров теряются, краски блекнут… Но случается и наоборот: чьи-то упорные руки вдруг выхватывают из бездны исчезнувшее было ремесло, словно оброненный в песок самоцвет. Так произошло и с ватной игрушкой: забытый промысел только в XXI веке получил свое второе рождение.

Все началось с куклы

В марте 2020 года центр ремесел «Семейные традиции» при поддержке Фонда президентских грантов запустил образовательный благотворительный проект для семей с особенными детьми «Традиционная ватная игрушка». В нем приняли участие мастера ватной игрушки со всей страны и матери детей с инвалидностью. Легкомысленные люди, скажет скептик. Не закончилась пандемия, унесшая жизни и здоровье тысяч людей, неизвестно, каких еще страшных сюрпризов следует ожидать от нее в будущем, а они возрождают каких-то «старых барынь на вате». Да, пандемия поменяла наш образ жизни и нас самих, загнала в узкие клетушки зумов и ватсапов, а дети и вовсе заблудились в онлайн-лабиринтах… Лучшим способом разнообразить бесконечный «день сурка» для взрослых и ребят остается создание рукотворной красоты.

Центр ремесел «Семейные традиции» создала социальный предприниматель, общественный деятель и художник-модельер по первому образованию Светлана Моднова. Родом она с Урала. До 30 лет жила в Челябинске и, сколько себя помнила, в свободное время всегда что-то мастерила – вязала, шила, рисовала эскизы. Создала коллекцию «Хозяйка Медной горы» – наряды в малахитово-изумрудных тонах, посвящение родным Уральским горам, заняла третье место на Всероссийском конкурсе молодых модельеров на ВДНХ. Но родился маленький сын, нужно было зарабатывать на жизнь. Светлана окончила Челябинский государственный университет, выучилась на управленца, работала в администрации города, руководила Центром общественных объединений Челябинска, помогая 300 некоммерческим организациям города. Там создавались социальные проекты и программы, поддержанные местным бизнесом.

Потом Светлане пришлось вслед за мужем уехать на 15 лет в Сочи, где она руководила местным агентством ОАО «Роспечать», создала семейный бизнес. А шесть лет назад, тоже вслед за супругом, переехала в столицу. И вдруг заинтересовалась прикладным творчеством, на которое раньше никогда не хватало времени. Появилась возможность посещать самые яркие мастер-классы под руководством художников, знакомиться с мастерами. А потом в Интернете увидела мастер-класс по ватной игрушке мастера Татьяны Мартыненко. И буквально заболела этим полузабытым ремеслом.

– Я пришла к Татьяне и сделала из ваты свою первую куклу – девочку в синей шубке, шапочке, личико из глины сама расписала, – вспоминает Светлана. – Такая милая получилась куколка! Поняла, что с помощью этого податливого и мягкого материала может воплотиться в реальность все, о чем мечталось: фигурки людей и животных, а из них – уральские сказы Бажова, русские сказки…

Стала искать сообщество мастеров ватной игрушки, оказалось, нет такого. Были отдельные мастера, которые маленькие шедевры ваяли в одиночку. Без своего круга общения, без собственной «гильдии», одни ники разбросаны в Инстаграме.

Светлана познакомилась с представителями Союза художников декоративно-прикладного искусства, и там ей предложили организовать Всероссийскую секцию ватной игрушки. Совместно с союзом организовали встречу, на которую собрались 50 художников из разных городов России. Это был август 2018 года… Тогда уже родилась младшая дочка Сонечка, которой мягкие невесомые куколки тоже очень полюбились. Светлана поняла, что это ремесло с его простыми и очень экономичными материалами самое подходящее для обучения и взрослых, и детей, целая незаполненная ниша для дополнительного образования. Так и появилась автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр ремесел «Семейные традиции» – новая страница в жизни Светланы и новый поворот в истории ватной игрушки.

Небьющийся «фарфор»

Ватная игрушка известна в России еще со времен Петра I. Завезли эту традицию немцы, точнее немецкие принцессы. Конечно, дарили и использовали ее в основном на Рождество. До революции ни одна елка без этих нарядных изящных украшений не обходилась. В советские годы ею стали заниматься уже не мастера-одиночки, а артели. А там один личико расписывает, другой костюм мастерит, третий прикрепляет ручки-ножки. Вот игрушка и выходила кособокой, тусклой, примитивной. Кто постарше, тот еще помнит этих младенцев в пеленках и конфеты, завернутые в серебристые фантики, – скудные радости советского детства.

А ведь чтобы создать настоящие шедевры, не нужно ни дорогих материалов, ни сложных инструментов. Все самое простое: вата, проволока, кусочек глины, клейстер и акриловые краски. Из доступных и экологичных средств возникают затейливые статуэтки, которые на первый взгляд не отличимы от фарфоровых. Фигурки поблескивают и переливаются на свету, и хочется их брать в руки осторожно, словно они и вправду из тонкого фарфора… Потому-то они так хороши в виде елочных украшений. И у них есть преимущество – они не бьются. Если любопытный ребенок вдруг неловким движением повалит елку с такими игрушками, то можно не опасаться кучи битого стекла.

Лишь в последние годы стали появляться ватных дел мастера, благодаря которым игрушка расцвела, похорошела, обрела свежие, насыщенные краски. Так, художник Наталья Привалова сочинила свой удивительный «Театр». Представьте себе даму с широченной юбкой-кринолином, которая раскрывается на манер занавеса, а под ним целая сцена с актерами, музыкантами…
Композиция победила на Международном конкурсе «Виват театр России!» в 2019 году, объявленном Годом театра. Это был первый конкурс, проведенный центром ремесел «Семейные традиции», и на него были присланы 462 работы со всей страны и из-за рубежа. Или еще одна тончайшая работа – ватная копия клоуна Юрия Куклачева: его знаменитая добрая улыбка, поварской колпак и рыжая кошка, стоящая на передних лапах на его ладони. Автор – художник и педагог центра Анастасия Леонова.

– Ватную игрушку в основном связывают с Новым годом и Рождеством, – говорит Светлана Моднова. – Но она может быть всесезонной, подходить и для интерьерных украшений, и для спектаклей кукольных театров, можно даже написать портреты в вате. Из нее можно сделать все – от елочного шарика до сложной, многомерной композиции. А уж сделать ватный промысел основой для благотворительных мастер-классов, обучать взрослых и детей старинному ремеслу сам Бог велел.

Маленький праздник для мамы

Так получилось, что сразу после конкурса стали «стучаться в дверь» центра ремесел мамы детей с инвалидностью. Больше всего звонков и писем было из Подмосковья – из Домодедова, Каширы, Клина, Дмитрова. Просили приехать и провести мастер-класс для детей, жаловались, что жизнь в маленьких городках скучная и однообразная. Хотя Москва с ее соблазнами и рядом, то со сложным ребенком далеко не уедешь. Всего через полгода после рождения центра Светлана разработала проект поддержки таких мам и выиграла с ним конкурс Фонда президентских грантов.

Первыми ученицами стали жительницы города Домодедова – мамы ребятишек с различными тяжелыми нарушениями развития: с ДЦП, расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна. Организованный ими клуб «Особенный ребенок» посещают 367 семей. Мастера взялись обучить ватной игрушке 30 женщин с творческой жилкой, чтобы они могли реализовывать свои изделия и получать дополнительную занятость.

На презентацию проекта пришли мамы вместе с детьми разного возраста, ведь оставить-то их дома не с кем. Кто-то даже с двумя или с тремя! Мастера-преподаватели организовали десять тематических столов и провели мастер-класс одновременно для 100 человек. Разноцветный вихрь рукоделия так захватил и детей, и взрослых, что у них загорелись глаза, появилась вера в себя. На первый взгляд просто: проволочка закручивается в виде фигурки, вокруг нее наматывается вата, наносится клейстер, затем раскрашивается… Но само изготовление игрушки – дело кропотливое, мастер-классы длятся иногда по пять-шесть часов. Самое главное в этом ремесле, чтобы игрушка получилась аккуратной, с четкими и ровными линиями.

– Мы записали 12 видео мастер-классов, – вспоминает Светлана. – Нашим ученицам понравилось обучаться онлайн, да и удобно. Ведь у многих из них маломобильные дети, которые могут находиться только дома. Проект способен не только дать нашим подопечным дополнительный заработок, но и отвлечь их от ежедневных забот о больном ребенке, предложить им отдушину – увлекательную, дружественную и творческую атмосферу. Невероятно тяжело быть постоянно привязанной к ребенку с инвалидностью, не имея своего личного пространства, выхода в свет, маленького праздника.

Как создать школу «ватной науки»

Следующий президентский грант центр ремесел получил уже на организацию мануфактуры русской игрушки. Это и создание рабочих мест – семь сотрудников проекта постоянно получали зарплату в течение года, и издание методических журналов, и видео мастер-классов для работы с ученицами. Мануфактура ватной игрушки развивается как меняющееся живое пространство.
Команда мастеров подобралась слаженная и дружная – художник-мультипликатор, победитель конкурса «Виват театр России!» Анастасия Леонова из Москвы, мастера Людмила Комарова и Ираида Кочетыгова, креативные мастера из творческой мастерской «Арт-Калерия» и многие другие. Они обучили за прошлый год более тысячи человек, среди которых не только матери или бабушки детей с ОВЗ, но и педагоги инклюзивных школ, педагоги дополнительного образования, женщины старшего возраста, потерявшие работу.

Сегодня центр работает уже над третьим большим проектом, поддержанным президентским грантом – «Мануфактура ватной игрушки для сохранения национальных традиций». В рамках проекта будет проведено более 350 онлайн- и офлайн-мастер-классов по методике, разработанной мастерами-преподавателями. Они делятся на три уровня: базовый, расширенный и продвинутый. Сначала слушатели научатся работать с ватой, сами создадут простейшие формы – овощи и фрукты. Потом начнут делать животных, фигурки людей и на третьем этапе перейдут к более изысканным и сюжетным композициям. В приоритете среди учащихся мамы детей с ОВЗ и многодетные, женщины предпенсионного возраста, которые потеряли работу во время пандемии, педагоги, работающие в социальных учреждениях, центрах детского творчества, школах.

Студенты факультета изящных искусств Московского педагогического государственного университета – особая категория слушателей, им предстоит освоить старинное мастерство как будущим преподавателям и ученым, написать курсовые работы и дипломы по ватной игрушке. Ведь проект не столько образовательный, сколько еще и исследовательский.

Ставрополье – родина слонов

Возродившись так стремительно в Москве, ватная игрушка начала свое торжественное карнавальное шествие по регионам России. Центр «Семейные традиции» получил поддержку четвертого Всероссийского проекта «Ватная игрушка – культурный код народов России» от Президентского фонда культурных инициатив. Теперь уже на этнографические экспедиции и распространение ремесла в регионах. К проекту подключатся более 150 участников – культурологи, этнографы, педагоги, студенты и аспиранты.

– Наш проект разделен на несколько разных блоков, – рассказала педагог и филолог, координатор проектов Ирина Рузавина. – Первый блок посвящен исследованию культурных кодов шести регионов России: это Москва и Московская область, Краснодарский край, Таймыр, ХМАО – Югра, Башкирия, Коми (возможно, вскоре подключится и Ставрополье). Будут выявляться этнические особенности, сохраненные в культуре региона, его культурные коды, предметная символика. Потом исследователи составят прототипы образов, по которым будут создаваться коллекции самых интересных игрушек. Коллекции будут переданы в культурные учреждения, НКО и фонды, которые занимаются сохранением культуры этих мест, в культурологические и педагогические вузы. Основная наша площадка – факультет архитектуры и дизайна МПГУ, там пройдут две конференции и конкурс «Культурные паттерны региона и их отражение в игрушке». Он станет творческим воплощением полученных знаний и результатов. А самое главное – запишем с нашими мастерами-педагогами новый большой онлайн-курс по изготовлению игрушки длительностью 36 часов. К нему смогут присоединиться жители регионов, педагоги дополнительного образования и просто все желающие ознакомиться с этим ремеслом.

Мы в последнее время много говорим о внутреннем экологическом и этнографическом туризме. Давайте задумаемся, чем торгуют сувенирные лавки в южных городах? Китайскими магнитами, ложками с аршинным названием города и прочим бросовым ширпотребом. А ведь Краснодарский край – это регион, богатый культурными особенностями, связанный корнями с казачеством, а главным символом края считается цветок подсолнуха. И участники проекта исследуют костюмы и быт жителей казачьих станиц, аулов Карачаево-Черкесии и Адыгеи, сделают на их основе художественную ватную игрушку. Русский Север – уникальное созвездие исчезающих малых народностей, кладезь древних мифов и сказок, а символами могут служить тотемные изображения животных и птиц – волков, лис, куниц, соболей, сов. Ну а Ставрополье не только яблочный край и крупный производитель овечьей шерсти, но и согласно недавним открытиям археологов вообще родина слонов! Недалеко от Ставрополя была обнаружена пещера с сотней останков этих симпатичных гигантов, а раньше находили там и кости мамонтов. Остроумная идея – «назначить» слона символом этого края! И уставить полки сувенирных магазинов ставропольскими ватными слониками в ярких попонках, чтобы туристы согласно старинному обычаю приобретали их на память и на счастье.

– Недавно мастера «Семейных традиций» участвовали в конференции «Кавказские диалоги: сохранение нематериального наследия через призму народных промыслов и ремесел», – говорит Ирина Рузавина. – Одна из ведущих преподавателей, Екатерина Лаврова, провела мастер-класс, в котором участвовали онлайн 170 человек – педагоги, школьники и студенты из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставрополя, Невинномысска и других городов. Они с увлечением лепили лесные грибочки из ваты.
А на следующий год мы будем в качестве модераторов вести на этой конференции творческую площадку. Так наша ватная игрушка становится послом мира и взаимопонимания народов в этом многонациональном регионе.

Пальцы и мозг – в движении

Ирина Рузавина, как и большинство педагогов, беспокоится о том, что нынешние обстоятельства непреодолимой силы и повальная онлайнизация привели к изменению сознания у детей. Оно стало клиповым или мозаичным: ребенок мыслит отрывочными и постоянно меняющимися картинками, что ведет к ухудшению краткосрочной памяти. Оторвал глаза от экрана – и уже не помнит, что прочитал или увидел, не может сконцентрироваться на одной мысли. Единственное спасение – заставить его включить моторику рук, которая благотворно влияет на мышление, а для этого надо погрузить его в творчество. Изготовление ватной игрушки служит этой цели идеально: пальцы и мозг постоянно в движении. Начав с простейших форм, всегда хочется перейти к более сложным, освоить следующую ступень.

– В прошлом году я прошла онлайн-занятия в «Семейных традициях», – делится Светлана Яковенко, педагог дополнительного образования Центра детского творчества подмосковного Фрязина. – Случайно увидела в Интернете ватные композиции на военные темы и поразилась их выразительности, четкости и проработке деталей. Мануфактуру нашла по объявлению руководителя нашей организации многодетных матерей. Меня взяли в образовательный проект без проволочек, я подходила по всем статьям – многодетная мама, средний мой сын с ОВЗ, преподаю детям творчество. Когда начинали лепить овощи и фрукты, наши мастера всегда придумывали для них характерные признаки. Груша называлась Дюшесный Мишка, а морковь – Морковка Как Не Попасть в Суп. Мастер-классы шли профессионально, но в то же время весело, очень выручал чат в Ватсапе, я познакомилась там с женщинами из других городов, уже прошедшими эти занятия, они доброжелательно подсказывали, советовали.

Светлана ведет кружок «Мастерица», где занимаются дети с 6,5 года. Преподает разные виды рукоделия – бисероплетение, поделки из соленого теста, вышивание… Конечно, младшим школьникам замысловатые изделия не по плечу, зато как они рады, когда из белого комочка ваты и клея получается оранжевая мандаринка или Снегурочка в расписном сарафанчике! Результат очень важен: во-первых, родители, которые поначалу считали лепку из ваты пустячным занятием, начинают гордиться, показывая работу ребенка в соцсетях. А во-вторых, вместе с уроками труда и рисования из школьной программы исчезло и обучение творческим и бытовым навыкам. В кружке дети учатся базовым вещам – вдевать нитку в иголку, вытирать и хранить кисточки, накладывать краску, варить клейстер, разравнивать поверхности.

– Я открыла кружок «Кукольная мастерская». Мы с учениками делаем кукол из разных материалов, в том числе из ваты, – говорит Светлана. – Мы все воспитывались на романтических историях о сильных людях – индейцах, об их освободительной борьбе. Я давно мечтаю создать свой кукольный театр и поставить в нем спектакль на основе мифов и сказок наших северных народов, ведь в их судьбе и культуре много общего. Ватная техника кажется простой, но, чтобы создать настоящий театр, надо много заниматься и постоянно совершенствоваться. Я получила сертификат проекта базового курса, но в то же время продолжаю учиться, ведь, как говорили наши педагоги, ватная игрушка – это школа, которую невозможно окончить.

Само слово «мануфактура» – старинное, хрустящее, пахнущее имбирными пряниками, свежевыкрашенной шерстью, выделанной кожей и прочими приятными праздничными вещами. А для «ватных дел мастеров» от мала до велика еще и клеем и свежей краской. И конечно, предновогодним ожиданием чудес!

Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте