Так уж вышло, что в педагогической семье «дошкольники» обычно находятся в тени своих коллег старших ступеней – учителей и преподавателей вузов. Конкурс «Воспитатель года» – младший «брат» «Учителя года» – был призван в корне изменить ситуацию и сделал это. Во время конкурса в каждом из регионов страны происходит тщательный отбор лучших из лучших, которые становятся звездами областного, а некоторые и всероссийского масштаба. Вот и в Московской области только что завершилось соревнование, на котором выявили пятерку самых ярких воспитателей региона в этом году. Выступления лауреатов «Воспитателя года Подмосковья-2016» произвели впечатление фейерверка идей, талантов, темпераментов.
Но чтобы этот праздник состоялся, потребовались огромный труд и подготовительная работа организаторов и вдохновителей конкурса. Организаторами выступили Правительство Московской области, Московская областная Дума, Министерство образования региона, муниципальные органы управления образованием и, конечно, областной комитет Профсоюза работников народного образования и науки. «Воспитатель года Подмосковья» вновь проходил на отлично зарекомендовавшей себя базе Государственного гуманитарно-технологического университета (ГГТУ) в Орехово-Зуеве. Здесь были созданы все условия для успешной работы и комфортной жизни («творческого отпуска», как выразился кто-то из дам) 57 конкурсантов из разных городов и районов области.«Все, от уборщицы до охранника, радовались нашему приезду и постоянно спрашивали, как дела на конкурсе, все ли нас устраивает», – заметили участницы состязания (в этом году усатых няней, увы, замечено не было). В ГГТУ располагается Московский областной центр дошкольного образования во главе с главной «крестной феей» Галиной Гришиной со всеми своими сотрудниками-волшебниками, которые активно помогали конкурсанткам, чем только могли. Не говоря уже о том, что в оргкомитет и жюри конкурса вошли многие ученые и руководители вуза, в частности, заместитель председателя Большого жюри, проректор по науке Элина Яковлева, а ректор университета Надия Юсупова приветствовала участников конкурса как радушная хозяйка.Психологическая поддержка оказалась для конкурсанток как нельзя кстати, ведь «Воспитатель года Подмосковья-2016» – это девять дней напряженных выступлений, три тура испытаний – один сложнее другого. Судите сами: на первом этапе – «Творческая лаборатория» – надо было сначала показать все свои таланты и артистизм на самопрезентации (здесь были и песни, и танцы, и кукольные представления, и фильмы, и мини-концерты), а затем представить свой опыт работы. И те, кто блестяще проявил себя в первой части тура, не всегда справлялись с напряжением второй части. Тем более что тут нужно оперировать четкой аргументацией выбора своей профессии, проявить умение анализировать, обобщать и применять инновационные идеи в профессиональной деятельности, оригинально представить свой педагогический опыт, продемонстрировать высокую культуру публичного выступления и умение взаимодействовать с аудиторией. Так что по итогам первого тура были отобраны лишь десять финалистов.Второй тур конкурса, самый важный и решающий – «Педагогическая мастерская», включающая занятие с детьми и мастер-класс, – был еще сложнее. Тут надо было на практике доказать, какой ты педагог. Одни только названия занятий (или официально выражаясь, педагогических мероприятий с детьми) могут многое сказать об охвате тем и широте замыслов участниц: «Посланник из затерянного мира», «Волшебное электричество», «В гостях у бумажных гномов». Какие только направления не были представлены здесь: и познавательное, и социально-коммуникативное, и художественно-эстетическое, и физическое… Испытание прошло в стенах орехово-зуевского центра развития ребенка №1, между прочим, лучшего детского сада Подмосковья 2015 года.В детский сад финалистки прибыли за день до состязаний. Для знакомства с воспитанниками ЦРР – всего один день. Пообщались, запомнили имена. А дети-то все разные, «со своими взглядами на творчество». Как поведут себя малознакомые малыши в «массовке» перед строгим жюри, кто знает? Да и сами «режиссеры» пребывали в большом волнении. На все про все 20 минут плюс 10 минут на самоанализ, и ни минутой больше.В конкурсном действе второго тура – десять профессионалов: семь воспитателей, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Самый «легкий» педстаж среди претенденток – двухгодичный, у воспитателя Анны Обмочевской из детского сада №2 городского округа Власиха. А самый солидный – у Татьяны Крищикайтис из центра развития ребенка – детского сада №4 Электростали.Интересно, что финалисты, не сговариваясь, сделали центральной нитью своих занятий русскую сказку. Но как же по-разному у них это получилось! Например, хрупкая и прекрасная, словно сказочная Аленушка, 31‑летняя Анна Обмочевская решила заворожить детей беспроигрышными историями про Бабу-ягу – костяную ногу, сестрицу Аленушку и непослушного братца Иванушку. За кулисами мы узнали, что у Анны – две дочки, 5 и 6 лет. Она жена военного, окончила Северо-Кавказский федеральный университет по специальности «психология». А в минувшем году освоила специальность «дошкольная педагогика и психология» в Тульском институте экономики и информатики.Самое непосредственное отношение к армии – она в ней служила! – имеет и другая финалистка, 37‑летняя Татьяна Шепетко. Но от военного в Татьяне Николаевне разве что четкость и умение мобилизовать кого угодно. И тут же – необыкновенный драйв, яркий темперамент и удивительный талант, проявленные на русской народной почве. И хотя, скажем по секрету, эксперты уже устали от «народников» на конкурсах, про Шепетко они, не сговариваясь, определили: она «не ряженая», она этим живет. «Аутентичная», – как метко сказала Элина Яковлева. Настолько, что без костюма, в котором она как будто родилась, ее решительно не узнавали. Надо было видеть, как «компьютерные» дети восторженно сразу же включились в «Ручеек», запели песенки под балалайку, а в зажигательную игру про животных с присказками вроде «шалды-балды индюшонок» потом захотели сыграть все взрослые зрители… Оказалось, эти маленькие речевые сокровища Татьяна Николаевна добывала сама – еще учась в Вологодском педуниверситете, ездила по деревням в фольклорные экспедиции, а потом работала учителем музыки и музыкального фольклора. Последние пять лет она работает музыкальным руководителем в детскому саду №30 Шатурского района Подмосковья. При этом успевает проявить свои неуемные артистизм и активность во множестве мест сразу. Татьяна Шепетко – лауреат Всероссийского конкурса народных сказителей 2002 года, участник телепередачи «Доброе утро» на Первом канале, лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший музыкальный педагог» 2015 года и многих других творческих смотров.Не преминула воспользоваться моральным и эмоциональным воздействием сказки и старший воспитатель из Одинцовского района, 38‑летняя Ольга Крамина, которая в образе Василисы Премудрой провела малышей по волшебной лаборатории. Василису и ее антипода, Кощея Бессмертного, использовала на своем занятии и 38‑летний логопед из Королева Оксана Биглова. Эти сказочные персонажи возникли из… деревянных ложек (многие коллеги тут же взяли идею на вооружение). Оксана Владимировна провела одно из самых интересных занятий – «Встречу с капелькой», где куклы помогли воспитателю в игровой форме поговорить с ребятами о роли воды в нашей жизни. Дошколята разделились на две команды и обсуждали вопрос «много воды – это хорошо или плохо?». Дети высказывались порой неожиданно: «Это плохо, потому что мокро. А за мокрые ноги мама заругает!» Своим виртуозно выстроенным занятием конкурсантка достигла сразу нескольких целей – в частности, развития речи и навыков социальной коммуникации, работы в одной команде.Пятый лауреат конкурса (раскроем секрет – перед вами портреты лучших), 36‑летний воспитатель из Воскресенского района Татьяна Тодорович поразила и детей, и взрослых литературной сказкой, отправившись в гости к Мухе-цокотухе. Оказалось, при помощи небольших приспособлений – обрезанных перчаток с насаженными на липучку фигурками насекомых – можно разыграть удивительное представление, причем малыши с удовольствием «подключали» свои руки, превращавшиеся то в ножки паучка или сороконожки, то в крылья бабочки или пчелы. Татьяна Юрьевна вообще умеет практически из всего создавать волшебные «штучки» – вот и на мастер-классе она делилась с коллегами секретами создания чудесных игрушек из обыкновенных деревянных прищепок.Это и правда были самые яркие из мгновений второго тура, так что неудивительно, что их творцы и вышли в заключительный тур, где им предстояло выступить на круглом столе «Профессиональный разговор». Здесь лауреатов ждали свои сложности – продемонстрировать знания в широком образовательном поле и понимание профессии, своего особого пути в ней. Ведущий круглого стола, заведующий кафедрой ГГТУ, филолог и писатель Клим Булавкин умело модерировал беседу, задавая широкое поле для размышлений между «если бы вы были разработчиками ФГОС для дошкольного образования, что бы вы добавили или убрали из документа?» до «как вы наказываете детей?». Пятерка лауреатов хоть и волновалась, но уверенно и искренне отвечала на столь каверзные вопросы (не волнуйтесь, наши героини воспитанников не наказывают, а дают понять, как исправить ситуацию). Что же касается стандартов, то лауреаты справедливо заметили, что подготовка к школе не должна сводиться к умению читать и считать (поэтому нужны четкие критерии того, как замерить готовность ребенка к школе) и что необходимо прописать условия пребывания детей с ОВЗ в обычных группах. И конечно, воспитатели, так же как учителя, считают, что засилье бумажной отчетности пора на деле, а не только на словах сократить.В ходе разговора выяснилось, что у дам много общего – практически все пришли в систему дошкольного образования из смежных сфер и их таланты гармонично дополнили педагогические наклонности, сделав их уникальными воспитателями. Также почти всех привели в детсад собственные дети. Интересно, что воспитателей своих детей они сами как мамы спросили бы о том, дают ли малышам возможность играть в свободную игру и считают ли они себя счастливыми людьми. Наши героини точно такими являются. Их жизнелюбию можно только дивиться – они всегда готовы пошутить над собой и посмеяться над забавной ситуацией. За пять минут до начала заключительного этапа они умудрялись хохотать над перлами, собранными членами жюри по ходу испытания вроде «Глаза – это не украшение, это необходимость» и «В моей шкатулке есть все, кроме тараканов».Большому жюри во главе с зам. министра образования Московской области Натальей Пантюхиной пришлось нелегко: как выбрать одного из стольких талантливых людей? Впрочем, решение это еще впереди – победительницу определят после тщательного подсчета баллов и анализа увиденного в Минобразования Московской области. Имя воспитателя года Подмосковья-2016 мы, возможно, узнаем на грядущем в апреле Московском международном салоне образования или в День учителя.Они и правда все победительницы. 5 из 57, а в конечном счете из 32 тысяч воспитателей Подмосковья – согласитесь, это и так жесткий отбор. Но самое главное, пройдя конкурсное горнило, они все стали единомышленниками как по клубу «Воспитатель Подмосковья», так и по предстоящему Фестивалю мастеров, когда они проедут по области с мастер-классами и, что важнее, друзьями по жизни. Надо было видеть, как сразу после круглого стола все барышни обнялись и вдруг запели с легкой руки Татьяны Шепетко: «Ура, ура, ура, ура! Вся компания хороша!» Так оно и есть.КомментарийВера АЛХИМОВА, заместитель председателя Московской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, член Большого жюри конкурса «Воспитатель года Подмосковья-2016»:- Я уже второй раз в жюри и заметила, как вырос профессионализм участников. Подход специалистов-воспитателей к этому конкурсу становится профессиональным, творческим, ведь воспитатель должен владеть педагогической системой, современными технологиями и самыми широкими знаниями о ребенке, законах его развития, уметь понимать и чувствовать их. При этом постоянно стремиться к самопознанию и развитию, чтобы быть примером детям. Все эти навыки показали участники конкурса.А еще мы увидели, что воспитатель может быть волшебником, веселым, добродушным, общительным и открытым детям. Мне хотелось бы поддержать каждого участника, и хотя первое место только одно, тем не менее победителями можно считать всех, потому что они уже оказались на конкурсе.
Комментарии