– Можно ли устанавливать начало отпуска в выходной или нерабочий праздничный день?
Отпуск в выходной
– Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) не запрещает устанавливать начало отпуска с выходного или нерабочего праздничного дня. Вместе с тем предоставлять отпуск исключительно в выходные не следует.
В письме Минтруда России от 7.12.2018 №14‑2/ООГ-9754 на аналогичный вопрос из обращения дан следующий ответ.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков регулируются главой 19 ТК РФ.
На основании ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.
Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.
ТК РФ не установлен запрет на предоставление отпуска работнику в случае, если начало отпуска приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день.
Вместе с тем предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска исключительно в выходные дни не будет соответствовать требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена административная ответственность на основании статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предупреждение или штраф; для должностных лиц штраф составляет до 5000 рублей, для юридических лиц – до 50000 рублей).
При этом п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено установление органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя организации, являющейся бюджетным учреждением, порядка определения платы за оказание указанных услуг.
Кроме того, письмом Минобрнауки России от 6.02.2019 №МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг» (далее – письмо) рекомендовано до издания приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, касающегося порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, при установлении стоимости обучения для граждан, поступающих на первый курс, организациям, являющимся бюджетными учреждениями, следует руководствоваться Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 №1898 (далее – Порядок определения платы).
Пунктом 6 Порядка определения платы установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Минобрнауки России в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 №640. Также Порядком определения платы предусмотрено, что организации, являющиеся бюджетными учреждениями, самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг, исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.
Вместе с тем организации в соответствии с ч. 5 ст. 54 Закона об образовании и п. 9 Порядка определения платы вправе снизить стоимость платных услуг по договору об оказании платных услуг (далее – договор) с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств. Основания и порядок снижения стоимости платных услуг устанавливаются локальным нормативным актом организации и доводятся до сведения физического и (или) юридического лица, имеющего намерение заказать либо заказывающего платные услуги для себя или иных лиц на основании договора, и (или) обучающегося.
Обращаем внимание, что недостаточное финансовое обеспечение реализации образовательной программы приводит к возникновению дефицита средств у организации и, как следствие, снижению качества оказания образовательных услуг.
Таким образом, для граждан определен минимальный допустимый размер платы за обучение, необходимый для качественного оказания образовательной услуги, при этом законодательством Российской Федерации закреплена автономия образовательных организаций в установлении стоимости платных услуг с учетом указанных выше требований законодательства, а также предусмотрена возможность снижения стоимости обучения с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор, в котором указываются полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Полная стоимость платной услуги отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание платной услуги (услуг), предусмотренной договором. Указание полной стоимости платной услуги исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги, оказание которой является предметом заключенного договора.
Частью 3 ст. 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При этом обращаем внимание, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который:
в 2017 г. составил 4 процента (в ред. от 15 ноября 2017 г.) – 3,2 процента;
в 2018 году составил 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) – 2,8 процента (в ред. от 30 ноября 2018 г.) – 3,4 процента;
в 2019 году (в ред. от 29 ноября 2018 г.) составляет 4,3 процента.
Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. При этом согласно ст. 310 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) недопустимо одностороннее изменение условий договора за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с ч. 6 ст. 54 Закона об образовании договор не может содержать условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
Письмом обращено внимание, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется право на академический отпуск в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 13.07.2013 №455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (далее – Порядок). За лицом, находящимся в академическом отпуске, сохраняется статус обучающегося. Согласно п. 6 Порядка в случае, если обучающийся обучается в организации по договору, во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается. В связи с этим после выхода обучающегося из академического отпуска в силу ч. 3 ст. 54 Закона об образовании увеличение стоимости платных образовательных услуг обучающимся после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В письме обращено внимание и на ситуацию, когда в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающийся реализует право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления, а зачет результатов обучения осуществляется на основании представленных обучающимся документов, в том числе справки об обучении или о периоде обучения. При этом объем образовательной программы согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, как правило, состоит из трех блоков: «Дисциплины (модули)», «Практика» и «Государственная итоговая аттестация», а также зависит от зачетных единиц или академических часов, необходимых на освоение указанной образовательной программы.
На основании изложенного в случае перевода обучающегося на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану, предусматривающему увеличение количества зачетных единиц, осваиваемых в течение года, а следовательно, и сокращение общего срока обучения, увеличение стоимости платных образовательных услуг, оказываемых за один учебный год, возможно при неизменной полной стоимости, скорректированной на уровень инфляции.
Письмом обращено внимание, что дополнительное соглашение об увеличении полной стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, также недействительно в силу действия ст. 16 Закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заключение с обучающимся дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.
Комментарии