– Законно ли требование о наличии педагогического образования как обязательном условии для работы учителем физики в школе кандидату на должность, имеющему высшее образование по специальности «физика»?
«Я б учителем пошел…»
– Письмом Минпросвещения от 28.03.2019 №ТС-817/08 даны разъяснения о применении требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт). В частности, отмечено следующее.
Требование профстандарта о наличии высшего образования (далее – ВО) или среднего профессионального образования (далее – СПО) в области, соответствующей преподаваемому предмету (как в рассматриваемом случае), является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования – педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
– К правовым основам информационной безопасности детей на территории Российской Федерации можно отнести:
– Федеральный закон от 29.12.2010 №436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции;
– Федеральный закон от 3.07.1998 №124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;
– приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 №161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», предусматривающий, что указанные требования применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в местах, доступных для детей, а также при предоставлении в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №436‑ФЗ доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей;
– Минпросвещения России письмом от 29.03.2019 №03-393 направило для учета в работе Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети Интернет (далее – Рекомендации), подготовленные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с МВД России, Минкомсвязи России, Минпросвещения России, Роскомнадзором, Минздравом России и Роспотребнадзором.
Рекомендации представляют собой перечень рекомендаций о различных мерах, механизмах и мероприятиях, которые рекомендуется реализовать организациям и физическим лицам для защиты своих несовершеннолетних пользователей.
Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, посредством разработки и администрирования интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений.
Рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:
– принципы организации защиты несовершеннолетних пользователей, рекомендованные к руководству в повседневной работе организаций и физических лиц;
– меры по организации защиты несовершеннолетних пользователей в сети Интернет, включающие необходимые организационные мероприятия, перечень функций и опций сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей).
Так, в частности, рекомендуется реализовать положения приказа Минкомсвязи России от 16.06.2014 №161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» и нижеуказанный перечень административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:
1. Издавать нормативные локальные акты, направленные на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и ознакомление с ними ответственных работников.
2. Осуществлять внутренний контроль за обновлением и соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принципам и нормам информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций.
3. Обеспечивать оперативное рассмотрение претензий, жалоб или запросов органов власти, организаций и граждан Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий. В случае обращений со стороны органов власти необходимо обеспечить предоставление информации и ответа в сроки, указанные в соответствующем обращении, но не позднее одного месяца с момента получения обращения;
4. Способствовать выявлению правонарушений и преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, путем организации необходимых действий, указанных в запросах правоохранительных органов и органов прокуратуры.
5. Обеспечивать работу служб поддержки и исключения возможности трудоустройства в данные службы кандидатов, которые могут не подходить для работы, связанной с контактами с детьми: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке.
6. Обеспечивать регулярный аудит систем мониторинга и фильтрации запрещенной для детей информации.
7. Оперативно удалять персональные данные детей, опубликованные на сайте либо сервисе с целью причинения вреда здоровью и (или) развитию ребенку или группе детей, чьи персональные данные были опубликованы, и направлять информацию о лицах, разместивших данную информацию для вышеуказанных целей, и лицах, участвующих в реализации вышеуказанных целей, в правоохранительные органы с целью привлечения данных лиц к ответственности.
Важным аспектом реализации административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является повышение информационной компетентности в сфере кибербезопасности детей и их родителей (законных представителей). В связи с этим рекомендуется организациям и физическим лицам, осуществляющим деятельность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, реализовывать следующие меры:
1. Создавать и размещать на регулярной основе социальную рекламу и реализовывать другие просветительские меры, направленные на пропаганду информационной безопасности среди несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей).
2. Разместить информацию о контактах, включая интернет-ссылки и телефоны, соответствующих некоммерческих организаций и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности детства.
3. Осуществлять сотрудничество с органами власти, образовательными организациями и некоммерческими организациями в целях повышения информационной культуры несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей) путем осуществления совместных просветительских проектов, создания образовательных ресурсов, разработки рекомендаций и материалов для обучения безопасной работы с сайтами или сервисами и в иных целях.
Рекомендации содержат рекомендации для следующих категорий сайтов и сервисов: «Обмен информацией между пользователями», «Информационные сайты», «Поисковые системы», «Интернет-сервисы» и «Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей».
Так, например, по категории «Интернет-сервисы» даны следующие рекомендации. В данную группу входят интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление своим пользователям различных товаров и (или) услуг, например интернет-магазины, приложения, игры и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
1. При продаже товаров и услуг, которые включают информационный контент, запрещенный для детей и отдельных возрастных категорий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 №436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», администрация интернет-сервиса обязана запросить дополнительную информацию о покупателе (Ф.И.О., возраст, телефон) и в случае недостижения пользователем возраста продажи либо непредоставления данной информации отказать в продаже товара или оказания услуг.
2. При предоставлении товаров и услуг, ориентированных на взрослых, подробная информация о них должна быть недоступна. Краткая информация должна содержать возрастную маркировку, текстовое предупреждение о недопустимости просмотра данного товара или услуги до момента согласия пользователя об ответственности за последствия просмотра подробной информации.
3. Разработать методы родительского контроля, позволяющие родителям ознакомиться с историей оказанных их ребенку услуг или приобретенными им товарами, настраивать доступные ребенку категории товаров или услуг и ограничить возможности ребенка по получению ими возмездных или безвозмездных товаров или услуг.
Комментарии