Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ваш адвокат

Учительская газета, №50 от 12 декабря 2017. Читать номер
Автор:

– Несет ли учитель физкультуры ответственность, если ребенок получил травму на его уроке? Если да, то какое может быть наказание?

– Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе и за жизнь и здоровье обучающихся. Таким образом, ответственность в рассматриваемом случае в первую очередь понесет школа.Родители ребенка, получившего травму на физкультуре, могут обратиться в суд с иском о возмещении затрат на лечение и морального вреда, причиненного ребенку. Однако для этого необходимо совершить ряд действий:1) Написать письменное заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование несчастного случая и выдать акт о несчастном случае. Родители также вправе попросить администрацию принять меры по факту травмы, например наказать виновных преподавателей;2) Зафиксировать факт травмы. Если школа отказывается выдать акт о несчастном случае, доказательством наличия травмы являются записи об осмотре ребенка в травмпункте и данные соответствующих медицинских документов об осмотре ребенка;3) Обратиться в суд с иском о возмещении затрат на лечение и морального вреда, причиненного ребенку. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также по степени вины причинителя вреда.Согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученика моральный вред, а также расходы на лечение.Учителя физкультуры тоже могут привлечь к ответственности:1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения, это зависит от степени тяжести травмы и обстоятельств случившегося) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ.2. Школа, заплатив родителям ребенка материальную компенсацию и возместив моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученику (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).Обращаем внимание, что письмом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 г. №08-2228 направлены Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации.- Работаю педагогом дополнительного образования в изостудии. Сейчас требуют обязательно иметь диплом педагога, если работаешь с детьми, поэтому меня записали на дистанционные курсы повышения квалификации. Но я отказалась, так как не пользуюсь компьютером (у меня его нет). Для работы с детьми мне он не нужен. В ответ на мой отказ мне сказали, что после этих курсов я могла бы получить диплом педагога, но теперь меня могут уволить. После устройства на работу я сама попросилась и окончила годичные курсы при Московском государственном институте усовершенствования учителей. И потом через каждые 5 лет проходила много других курсов. Мне говорят, что это теперь не считается. У меня есть множество грамот, в том числе Почетная грамота Министерства образования и науки РФ. Мои воспитанники оканчивают художественные школы, колледжи и институты. Неужели человек с высшим художественным образованием и стажем работы 32 года преподавания должен получать второй диплом для того, чтобы продолжать преподавание?- Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.Такой вывод подтверждается положениями пункта 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276 (далее – Порядок аттестации), в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) (далее – квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.Кроме того, отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для прекращения трудового договора (увольнения) по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе.Такое увольнение нельзя считать правомерным в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу квалификационных характеристик должностей работников образования, содержащих для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.Квалификационные характеристики должностей работников образования вступили в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеют. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу квалификационных характеристик должностей работников образования, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования направления подготовки «Образование и педагогика» следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 г. №1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. №1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. №337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №1136».Все вышеуказанные разъяснения подтверждены письмом Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505.Обращаю внимание также, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. При этом согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 вышеуказанного закона педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.- Дает ли право на повышение оплаты труда учителя в школе присвоение почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»?- В настоящее время вопросы оплаты труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций находятся в компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления.Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления (статья 144 Трудового кодекса РФ).Дополнительные выплаты работникам, имеющим почетные звания, устанавливаются актами органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования. В каждом субъекте РФ свои правила на этот счет.Однако стоит заметить, что, несмотря на достаточно высокие требования к получению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», материальное подкрепление такого звания невелико.- Преподаватель техникума получает дополнительное профессиональное образование по направлению работодателя в другой местности. Как должна рассчитываться учебная нагрузка преподавателя в этом случае?- Разделом IV приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Порядок) утверждены правила определения учебной нагрузки преподавателей, в том числе техникумов, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, а также основания ее изменения.Согласно пункту 4.4 Порядка в случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.В своем письме от 10.10.2016 г. №06-1188 Минобрнауки России дополнительно разъяснило, что Порядком не предусмотрено уменьшение педагогическому работнику определенного ему объема годовой учебной нагрузки на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность.Вместе с тем при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона или аналогии права, т.е. применение норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.Минобрнауки России считает целесообразным и обоснованным применять положения пункта 4.4 Порядка к педагогическим работникам, направляемым работодателем для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает и в одном и в другом случае равные гарантии и компенсации.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt