search
main
0

Ваш адвокат

Трудовые отношения

– Правомерно ли увольнение директора школы в связи с окончанием срочного трудового договора, заключенного с ним в 1995 году, срок которого истек в 2000 году?
К.КИСТИНЕВ
Томская область

– В соответствии с Законом РФ “Об образовании” трудовые отношения между работниками образовательных учреждений, к которым относятся и руководители образовательных учреждений, и образовательными учреждениями регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить российскому законодательству о труде (п.2 ст.56 Закона).
Статьей 17 КЗоТ РФ предусмотрено, что срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на конкретный срок с учетом характера предстоящей работы или условий выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
В связи с вступлением в силу изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” от 26.01.1996 г. случая, предусмотренного ст. 17 КЗоТ РФ относительно предписания в законе о срочности трудовых договоров, не стало. Следовательно, трудовые отношения работников образовательных учреждений, в том числе и руководителей образовательных учреждений, регулируются на общих основаниях, т.е. трудовые договоры (контракты) с ними заключаются, как правило, на неопределенный срок.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания и для прекращения срочного трудового договора (контракта), заключенного с руководителем образовательного учреждения еще до вступления в силу указанных изменений Закона РФ “Об образовании”, в связи с истечением срока трудового договора (контракта).
В случае отказа работодателя (органа управления образованием) от продления (пролонгации) срочного трудового договора (контракта) на неопределенный срок директор школы вправе обратиться за разрешением трудового спора в органы, рассматривающие трудовые споры.

– Слышал, что в свое время предполагались изменения в КЗоТ РФ об установлении компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы. Приняты такие изменения в настоящее время?
А.МЕДОВ
Дагестан

– В октябре 1999 года Государственной Думой был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации”, в соответствии с которым в целях повышения уровня гарантий трудовых прав работников ст.96 КЗоТ РФ “Сроки выплаты заработной платы” излагалась в новой редакции. В частности, в ней предусматривалось, что за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, в том числе за отпуск, и других предусмотренных трудовым договором (контрактом) выплат работодатель обязан произвести выплату соответствующих денежных сумм с уплатой процентов (денежной компенсации) на сумму денежных средств, не выплаченных работнику своевременно. Причем допускалось установление более высокого размера процентов (денежной компенсации) в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре (контракте).
Устанавливалось и другое важное для работников правило, согласно которому в случае задержки заработной платы на срок более 10 дней они имеют право, известив об этом работодателя в письменной форме за 3 рабочих дня, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной заработной платы с оплатой времени приостановки как времени простоя не по вине работника.
Президент РФ не поддержал новации, наложив вето на данный Федеральный закон. Мотивировалось это тем, что норма о денежной компенсации не учитывает особенности формирования фондов оплаты труда в организациях, финансируемых из средств соответствующих бюджетов, что повлечет за собой увеличение расходов бюджетов на цели, которые в них не предусмотрены.

Финансы

– В дошкольных образовательных учреждениях предусматривается планировать ассигнования для замены уходящих в отпуск работников. Финансирующий орган утверждает, что на эти цели должны использоваться средства надтарифного фонда. Так ли это?
Н.ПИВОВАРОВА
Ленинградская область

– Действия финансирующего органа в данном случае неправомерны. Ассигнования, предусматриваемые в сметах расходов дошкольных образовательных учреждений для замены уходящих в отпуск работников, предназначаются на оплату их труда, а не на установление стимулирующих доплат, в связи с чем они не могут рассматриваться как средства из надтарифного фонда, а планируются на общих основаниях из расчета размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников, т.е. в том же порядке, что и по вакантным должностям.
В соответствии с методическими рекомендациями по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций, предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки (ЕТС), утвержденной Минтрудом РФ от 11.11.1992 N 32, по вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник. Ассигнования по вакантным должностям планируются в размере, соответствующем предусмотренному разряду оплаты труда по ЕТС.
За счет указанных средств в штат дошкольных учреждений могут быть введены необходимые должности работников, если использование отпусков, например, воспитателями, осуществляется в течение календарного года, а принятый на должность воспитателя работник будет осуществлять замену уходящих в отпуск воспитателей в разных группах в течение этого периода. Кроме того, при наличии вакансии по должностям работников, введенным в штат замены уходящих в отпуск других работников, предусмотренные на оплату их труда средства могут использоваться на установление доплат за совмещение профессий или увеличение объема работы, при расширении зон обслуживания.

Пенсии

– Мой педагогический стаж 25,5 лет. С октября 1998 года была назначена пенсия по выслуге лет, а в октябре 1999 года снята. Органы соцобеспечения объясняют это тем, что последние шесть лет я жила и работала в Азербайджане, и это время в стаж по выслуге лет не включается. Правы ли они?
Т.МАМЕДОВА
Красноуфимск,
Свердловская область

– К сожалению, вы не указали в своем письме, гражданкой какого государства являлись в период работы в Азербайджане.
В соответствии со ст.98 Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”, в случае, когда иностранным гражданам либо лицам без гражданства и их семьям для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа за границей включается в такой стаж, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР, если иное не предусмотрено договором.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей” установлено, что работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях и учреждениях РФ за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях.

Оплата труда

– Муж моей подруги проработал 40 лет педагогом. От кого-то он слышал, что педагог, награжденный медалью “Ветеран труда”, имеет право на повышение разряда без прохождения аттестации. Верно ли это?
М.ХМЕЛЕВСКИХ
с. Сарбай,
Самарская область

– На сегодняшний момент Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений образования не предусмотрено случаев автоматического присвоения квалификационной категории.
Право на оплату труда по разрядам выше предусмотренных требованиями ТКХ предоставляется:
– работникам, имеющим научные степени доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности – на два разряда выше;
– работникам, имеющим ученые степени кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности;
– руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель”- на один разряд выше.
Что же касается повышения разряда без прохождения аттестации педагогу, награжденному медалью “Ветеран труда”, то такое положение действительно существовало и действовало на момент введения ЕТС с 1 декабря 1992 года для задействования без присвоения квалификационных категорий всех разрядов оплаты труда педагогических работников с 7-го по 14-й, поскольку от этого зависело выделение соответствующих средств из бюджетов всех уровней. В тот момент был утвержден временный порядок, при котором в отступление от требований ТКХ были установлены разряды, зависящие от наличия квалификационных категорий.
Так было утверждено Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников образования, в соответствии с которым квалификационные категории не присваивались, но предоставлялось право отдельным педагогическим работникам установить 12, 13, 14-й разряды ЕТС, если они на этот момент за педагогическую деятельность были отмечены государственными наградами ( в том числе и медалью “Ветеран труда”).
В связи с введением в действие Положения об аттестации разряды, предусматривающие наличие квалификационной категории, присваиваются только в случае прохождения аттестации на общих основаниях для всех педагогических и руководящих работников без исключения.

Льготы

– Предоставляются ли льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в приватизированных квартирах в поселках городского типа?

– Действующим законодательством предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением. Работникам, проживающим в собственных домах или в собственных домах мужа или жены, предоставляются бесплатно лишь топливо и освещение по действующим в данной местности нормам. Расходы по содержанию жилого помещения в этих случаях не возмещаются.
Учитывая, что в результате приватизации жилья его правовой статус изменяется и оно переходит в частный жилищный фонд (фонд, находящийся в собственности граждан), то, применяя аналогию закона, вышеуказанный порядок предоставления льгот работникам, проживающим в собственных домах, должен распространяться на работников, проживающих в приватизированных квартирах.
Данная льгота может предоставляться по решению органа местного самоуправления либо на основании соответствующего обязательства органа местного самоуправления в территориальном соглашении, заключенном с профсоюзами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте