Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательное право

Ваш адвокат

Учительская газета, №35 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

– Каковы законодательные ограничения для деления на части ежегодного отпуска? Вправе ли работодатель ставить условие работнику о том, чтобы в оставшиеся части отпуска в обязательном порядке включались выходные дни?

Отпуск в субботу

– Согласно ст. 115 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) по общему правилу ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется без разделения на части и составляет 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, педагогическим работникам право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставлено пунктом 3 части 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Продолжительность такого отпуска определяется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466.
Однако ежегодный отпуск можно разделять на части при соблюдении определенных правил.
Разделение ежегодного отпуска на части возможно по соглашению работника и работодателя. Такое соглашение может быть достигнуто при составлении графика отпусков. При разделении ежегодного отпуска хотя бы одна из его частей не должна быть менее 14 календарных дней. Оставшиеся дни отпуска, превышающие 14 календарных дней, могут быть разделены на любое количество частей (ст. 123, 125 ТК РФ).
Работодатель не вправе в одностороннем порядке, без согласия работника, решать вопрос не только о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части, но и о продолжительности этих частей. В частности, работодатель не вправе в обязательном порядке требовать от работника включения в оставшиеся части отпуска выходных дней.
При разделении по соглашению с работодателем части отпуска, превышающей 14 календарных дней, на части, которые приходятся только на рабочие дни (например, с понедельника по пятницу при пятидневной рабочей неделе), фактическое количество дней непрерывного отдыха работника увеличивается за счет выходных дней (суббота, воскресенье), не включенных в дни отпуска. Однако в этом случае, поскольку выходные (суббота, воскресенье) при таком разделении не были включены в дни отпуска, они не будут подлежать оплате.

Разногласия между работником и работодателем по вопросу возможности разделения отпуска на части либо по вопросу количества частей отпуска и их продолжительности не дают работнику права на самостоятельный уход в отпуск. Однако отдельным категориям работников, предусмотренным ТК РФ и другими федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время: женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам в возрасте до 18 лет, мужу – в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам, донорам, ветеранам боевых действий и другим.
Выдающееся ускорение
– Законом об образовании предусмотрено право обучающегося на индивидуальный учебный план, включая ускоренное обучение. Кто из обучающихся в вузе может претендовать на такое право?

– Организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры по индивидуальным учебным планам осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5.04.2017 №301 (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Согласно пункту 37 Порядка при освоении образовательной программы обучающимся, который имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом (далее – выдающиеся способности), по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
При этом при ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.
Повышение темпа освоения образовательной программы осуществляется для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития (п. 38 Порядка).
Письмом Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ от 9.07.2018 №05-7709 в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации по вопросу организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению соответствующей образовательной программы, в том числе выпускников специализированных учебно-научных центров, были направлены Рекомендации по организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры (далее – Рекомендации).
В частности, в Рекомендациях разъяснено, что под повышением темпа освоения образовательной программы понимается ускоренное обучение, реализуемое посредством повышения интенсивности (скорости) освоения учебного материала.
Соответственно для принятия решения о повышении темпа освоения образовательной программы необходимо установить, что обучающийся имеет выдающиеся способности.
Установление наличия выдающихся способностей может осуществляться:
1) по результатам промежуточной аттестации обучающихся;
2) по результатам Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
3) по результатам олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – конкурсы), направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений и проводимых в соответствии с частью 2 ст. 77 Закона об образовании;
4) по результатам ЕГЭ и иным результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования.
Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с основанием, предусмотренным пунктом 1 вышеуказанного списка, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы не ранее первой промежуточной аттестации обучающихся.
Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктами 2-4 вышеуказанного списка, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы на любом этапе ее освоения, в том числе до проведения первой промежуточной аттестации обучающихся.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее – организация), может устанавливать наличие выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования. Для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета в качестве таких результатов могут использоваться аттестат о среднем общем образовании с отличием, диплом о среднем профессиональном образовании с отличием, диплом о высшем образовании, для обучающихся по программам магистратуры – диплом бакалавра с отличием, диплом о высшем образовании других уровней.
При установлении наличия выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета целесообразно также учитывать особенности получения обучающимися среднего общего образования.
Согласно части 5 ст. 77 Закона об образовании в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации).

Заместитель на замену?
– Имеет ли право заместитель директора школы работать без аттестации два года, если он до этого не имел педагогического образования и никогда не проходил аттестацию?

– Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761 н утверждены «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС содержит требования к квалификации по должности «заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения»: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Как видим, требование о наличии педагогического образования необязательное, достаточно иметь и высшее профессиональное образование по вышеуказанным направлениям подготовки.
Приказом Минобрнауки РФ от 7.04.2014 №276 утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации), который, согласно пункту 1, применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 №678). Должности же руководителей организаций и их заместителей поименованы в разделе II названной номенклатуры должностей.
Письмом Минобрнауки РФ от 3.12.2014 №08-1933 направлены разъяснения по применению Порядка аттестации, в которых при ответе на подобный вопрос, в частности, отмечено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (в законе речь идет и о вновь назначаемых, и о действующих руководителях) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.
Аттестация заместителей руководителей организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.
В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей организаций является п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
В случае если руководители организаций, заместители руководителей наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учителя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя.


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt