– Есть ли шансы оспорить решение пенсионных органов об отказе включить в стаж для досрочной педагогической пенсии период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, начавшегося в апреле 1992 года, а закончившегося в сентябре 1993 года?
– Да, шансы есть. Такое решение можно оспорить в судебном порядке. Судебных решений по аналогичным делам уже достаточно много, даже на уровне Верховного суда РФ (например, определение Верховного суда РФ от 01.07.2011 г. №41-В11-10). Поэтому можно говорить об устоявшейся судебной практике по данному вопросу.Верховный суд РФ в определениях указывает, что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С момента вступления в силу вышеуказанного закона (6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.Далее Верховный суд РФ в своих определениях исходит из позиции, изложенной в постановлении пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».Так, особо отмечается, что если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начинался в период действия нормативных актов, предусматривавших его включение в стаж для досрочной пенсии, то с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 г. по сентябрь 1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.Особо обращаю внимание, что также положительно в подобных ситуациях решается и вопрос с периодом ухода за ребенком до 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности с 1 декабря 1989 г.- В ходе проверки школы были выявлены нарушения. В связи с этим на имя директора школы выписан штраф. Возможно ли возложить административную ответственность на конкретных виновных из числа администрации школы?- Надзорные органы выписывают штраф образовательному учреждению (организации) либо должностному лицу (руководителю организации).Организация внутри по факту предписания проводит служебное расследование, устанавливает фактического нарушителя и принимает соответствующие меры.Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом при отнесении того или иного физического лица к должностным лицам следует руководствоваться примечанием к ст. 2.1 КоАП РФ, которое, в частности, определяет, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).К организационно-распорядительным обязанностям относят функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений.Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных учреждений, которые выполняют профессиональные или технические обязанности.Если наряду с осуществлением этих обязанностей на работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, учитель – за неисполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий).К должностным лицам организации относятся:1) руководитель организации;2) члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);3) заместители руководителя организации;4) иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т. д.).Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В то же время должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (п. 2 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 27 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Исключение из этого правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов.Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.Напоминаем, что с 1 декабря 2009 года вступили в силу ряд новых статей Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих административные наказания, в частности, за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций, за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.- Проработала учителем бессменно в одной школе 20 лет. В середине года по семейным обстоятельствам я перевелась в другую школу. При переводе ни одного рабочего дня не пропало. Недавно в бухгалтерии мне сказали, что летний отпуск будет предоставлен исходя из отработанного времени на новом месте, без учета отработанного в предыдущей школе. Правомерно ли это, если был оформлен перевод?- Прием на работу по переводу означает, что предыдущий работодатель вас уволил, а новый принял. Следовательно, предыдущий работодатель при оформлении увольнения в связи с переводом обязан был выплатить вам все, что вы заработали, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск. У нового работодателя расчетный период отпускных начался с первого дня вашей работы на новом месте.Однако в соответствии со статьей 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Этой же статьей определены также категории работников, которым оплачиваемый отпуск за первый год работы по заявлению работника должен быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы.При применении указанной статьи необходимо учесть, что если работодатель предоставляет работнику отпуск согласно графику за первый год работы через шесть месяцев работы или по соглашению сторон даже раньше, то он не вправе исчислять его пропорционально проработанному времени, как это предусматривалось до введения в действие ТК РФ, поскольку у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть.Неполная продолжительность отпуска возможна лишь в случаях, когда по просьбе работника и с согласия работодателя отпуск разделяется на части в порядке, установленном статьей 125 ТК РФ.Пропорциональное исчисление отпусков допускается лишь при предоставлении неиспользованных отпусков с последующим увольнением, а также при исчислении компенсации на неиспользованный отпуск при увольнении.В соответствии со ст. 137 ТК РФ предусматриваются случаи удержания причитающейся работнику при увольнении заработной платы за неотработанные дни отпуска, если работник уволился до окончания того рабочего года, в счет которого уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск.- Существует ли документ, предписывающий требования к проверке деятельности учителя? Если да, то какими случаями ограничивается проверка?- На федеральном уровне нет единого документа, предписывающего требования к проверке деятельности учителя. Такая проверка может осуществляться на основании Положения о внутришкольном контроле, разрабатываемого в самом образовательном учреждении. При этом нужно иметь в виду и положения письма Минобразования РФ от 07.02.2001 №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».Так, в письме предусмотрено, что ответственность образовательных учреждений, установленная Законом РФ «Об образовании» (действует до 1 сентября 2013 г.), определяет необходимость осуществления внутреннего контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны его руководителя.Базовый компонент управления – организация получения объективной информации о реальном положении дел, что является неотъемлемой частью осуществления должностного контроля руководителей образовательного учреждения за результатами образовательной деятельности. В связи с этим совершенствование управления общеобразовательным учреждением находится в прямой зависимости от проведения контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимаются объективные управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений.Предмет и формы контроля определяются руководителем образовательного учреждения в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательного учреждения, определенными законодательством об образовании, а также уставом образовательного учреждения.Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения – внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам.Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;- подготовки к аттестации образовательного учреждения;- подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;- по обращению родителей обучающихся.Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).
Комментарии