– Имеют ли постоянные сотрудники школы какие-то преимущества по сравнению с совместителями при распределении нагрузки на учебный год, если уменьшается количество классов?
– Статьей 288 Трудового кодекса РФ установлено, что помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за 2 недели до прекращения трудового договора. Однако такое увольнение работника – право работодателя, а не обязанность. И в данном случае речь идет лишь о возможности для работодателя принять на соответствующую должность работника, для которого эта работа будет являться основной.В случае же сокращения штата работодатель должен отталкиваться в первую очередь от ст. 179 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профзаболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.Данной нормой не установлено каких-либо преимуществ для основных работников перед совместителями.В связи с этим нет оснований считать, что работодатель обязан в первую очередь увольнять работников-совместителей и предоставлять их рабочие места основным работникам. Данный вывод подтверждается и определением СК по гражданским делам Московского областного суда от 16.01.2006 г. №33-173.Таким образом, или руководство образовательной организации будет вынуждено пойти на процедуру сокращения штата (без преимуществ основным работникам по сравнению с совместителями), или придется пересматривать штатное расписание и ставки работников. Естественно, на такой пересмотр необходимо получать согласие заинтересованных работников. Однако и в этом случае законом не предусмотрено никаких преимуществ для основных работников.- Какова продолжительность очередного отпуска директора учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», если выполняется педагогическая нагрузка в объеме 1 ставки?- Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам. Согласно п. 4 приложения к названному постановлению директор образовательного учреждения дополнительного образования детей имеет право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня.Однако при определении продолжительности отпуска для отдельных педагогических работников необходимо непосредственно руководствоваться примечаниями к приложению, несмотря на то что наименования образовательных учреждений и должностей работников поименованы в соответствующих пунктах приложения.Так, пункт 2 примечания к названному постановлению предусматривает, что для педагогических работников, указанных в пункте 1 приложения к постановлению, и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.В пункте 1 приложения поименованы следующие должности: директора (заведующие), их заместители; преподаватели – организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты.Таким образом, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» имеет право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.- Есть ли у работодателя законодательные основания для снижения размера выплат по больничному листу?- В соответствии с п. 21 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. №375) основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:а) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;б) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;в) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.При наличии одного или нескольких оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов:- при наличии оснований, указанных в подпунктах а) и б) – со дня, когда было допущено нарушение;- при наличии оснований, указанных в подпункте в) – за весь период нетрудоспособности.Причинная связь между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением может устанавливаться на основании медицинского заключения, данного с соблюдением соответствующей процедуры, либо путем проведения расследования уполномоченными на это органами.Таким образом, если работодатель получил больничный лист, то, прежде чем его оплачивать, на основе информации, содержащейся в нем, работодатель определяет, нет ли оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. И если такие основания есть, размер пособия нужно снизить. Иначе ФСС РФ при проверке не примет излишне выплаченную сумму пособия к зачету.Снижение размера пособия по временной нетрудоспособности возможно в установленном размере – один МРОТ (с 1 января 2014 года – 5 554 рубля, с 1 января 2015 года – 5965 рублей). При этом работодатель может снизить размер только по вышеперечисленным основаниям.Особо обращаем внимание, что согласно п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 г. №624н, факт нарушения режима должен быть зафиксирован лечащим врачом в листке нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима». При этом указывается дата нарушения и ставится подпись лечащего врача. Если нарушений режима не было, указанная строка не заполняется.Однако отметка о нарушении режима в листке нетрудоспособности сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительных причин. Причины нарушения придется выяснять работодателю. Для этого надо затребовать у работника письменное объяснение.В настоящее время критерии оценки уважительности причин нарушения режима застрахованным лицом законодательно не установлены. Но при установлении их уважительности работодатель МОЖЕТ (не обязан) использовать Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 №74. При этом Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 №255-ФЗ не возлагает на работодателей обязанности обращаться в территориальные отделения ФСС РФ за разрешением выплачивать пособие в полном или уменьшенном размере. Является ли уважительной причина нарушения режима, решает организация на основании оправдательных документов, представленных работником. Решение оформляется распоряжением (приказом) руководителя. Впоследствии проверяющие из ФСС РФ с этим решением могут и не согласиться. Для весомости аргументов руководитель при принятии решения может учесть мнение комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию при ее наличии.- Каковы могут быть законные основания для проверки работы учителя?- Проверка учителя может осуществляться на основании Положения о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самой образовательной организации. При этом нужно иметь в виду и положения письма Минобразования РФ от 07.02.2001 №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».Так, в письме предусмотрено, что ответственность образовательных организаций, установленная законодательством об образовании, определяет необходимость осуществления внутреннего контроля со стороны руководителя образовательной организации.Базовый компонент управления – организация получения объективной информации о реальном положении дел, что является неотъемлемой частью осуществления должностного контроля руководителей образовательной организации за результатами образовательной деятельности. В связи с этим совершенствование управления находится в прямой зависимости от проведения контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимаются объективные управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений.Предмет и формы контроля определяются руководителем образовательной организации в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательной организации, определенными законодательством об образовании, а также уставом образовательной организации.Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательной организации – внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательной организации способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам.Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного контроля в случае:- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательной организации;- подготовки к аттестации образовательной организации;- подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;- по обращению родителей обучающихся.Каждый из работников образовательной организации, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).
Комментарии