search
main
0

Ван ЦЮАНЬАНЬ: “Всех учителей я доводил до слез”

– Говорят, в Китае трудно снимать кино. Так ли это?

– Я думаю, глубинные причины – не политические. Китай – очень древняя страна, и она с трудом принимает все новое. Я в этом вижу причину трудностей. На заре китайской перестройки мы поначалу осуждали смело одетых девушек. Теперь привыкли и говорим, как это замечательно и хорошо. Новое все равно пробьет себе дорогу. Молодым режиссерам снимать трудно, но молодежь – это целый социальный слой, и ее надежды, ее чаяния мы обязаны отразить.

– В чем состоит главная молодежная проблема в Китае?

– На первом месте – духовный кризис, кризис веры. В этом отношении Китай и Россия очень похожи. Когда-то была единая идеология, и все держалось на веровании в одного человека – Мао Цзедуна или Сталина. Была одна дорога – иди прямо. Теперь появилось множество путей. Их выбор тоже стал проблемой. По-прежнему трудно правильно выбрать профессию, найти хорошую работу.

– Как вы сделали свой выбор – снимать кино и что больше повлияло на это – родители, школа, друзья?

– В школе я не был прилежным учеником. Презирал все предметы, их преподавали неинтересно. Учителя меня недолюбливали. Я отвлекал класс, рассказывал смешные истории и всех учителей доводил до слез. Если не хулиганил на уроках, то спал. Замечая это, преподаватели говорили: “Пусть спит, будет спокойнее”. Однажды одноклассники подшутили надо мной: ушли с урока и не разбудили. Просыпаюсь, в окнах темно, вечер… Сейчас иногда встречаю одного из своих учителей, которого могу назвать любимым. Ма – так его зовут – известный в Китае актер и режиссер. Его одного не удавалось довести до слез.

Мой отец – старый китайский коммунист, преподает в партийной школе. Одно время был ее директором. Мама работает в библиотеке. В разгар культурной революции я был еще подростком. В ту пору всю молодежь посылали в деревню – на перевоспитание. Чтобы спасти от этой участи, родители пристроили меня в театральную труппу. Там я танцевал. А в девятнадцать лет по культурному обмену попал во Францию. В кино меня привел роман с француженкой, которая снималась в фильме “Старое ружье”. Она-то и познакомила меня со всем, что имеет отношение к съемкам.

– В России любят фильмы о восточных единоборствах. Как воспринимают их в Китае?

– Нам тоже нравится их смотреть для развлечения. Но по-настоящему любить эти фильмы нельзя. Мне кажется, в этом отношении китайцы и русские похожи. У нас очень глубокие культурные корни, которые ориентируют на серьезные произведения.

Восток сейчас хорошо знает Запад, но Запад плохо знает восточную культуру. Я хочу в следующем фильме поднять проблему столкновения двух культур, двух философий и укладов жизни. Действие будет разворачиваться не в мегаполисе, а в маленьком уездном городке. Хочу показать людей, живущих на стыке города и деревни. Скорее всего это будет комедия.

– Кто из русских кинематографистов наиболее известен в Китае?

– Пожалуй, Никита Михалков. Его фильмы, в том числе “Утомленные солнцем”, очень популярны. Тема переосмысления истории близка Китаю и нужна зрителю. Наша страна приняла западную модель экономики, но культуру и мышление абсолютно не приняла. Государственные кинокомпании снимают такие же фильмы, что и в разгар культурной революции. Деньги на это подчас выделяются очень большие. Но я повторюсь – новое всегда найдет свою дорогу и своего зрителя.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте