search
main
0

«Вам технику дали, вот и работайте!». Но преодолеть трудности можно только сообща

По долгу своей службы мне часто приходится анализировать процессы, происходящие в родном учебном заведении. Поэтому хотелось бы высказать свою точку зрения на некоторые стороны информатизации.

Первая проблема, с которой я сталкиваюсь наиболее часто, – кадровая. Можно сколько угодно вкладываться в новейшее оборудование, закупать программное обеспечение по разным предметам школьной программы, проводить Интернет в учебные аудитории, но, если педагог не может или не хочет использовать ИКТ, все усилия по техническому оснащению учебных заведений не принесут никакой отдачи. Как правило, в этом случае информатизация ложится непосильным грузом на плечи учителя информатики, который и так давно уже и швец, и жнец, и на дуде игрец, и главный ответчик, если все идет не так, как запланировано.

А ведь поначалу, когда закупалось и устанавливалось оборудование, все были довольны: вот она, информатизация в действии, не на бумаге, а на деле! Проблемы возникли позже, когда конкретному учителю, той же незабвенной Марье Ивановне, заявили: «Мы вам создали все условия, поставили технику, обучили вас, так что будьте добры – начинайте работать, используя все полученное». А та и не ожидала, что от нее потребуют каких-либо усилий – зачем, ведь есть учитель информатики, пусть он все сделает, а я уж, так и быть, урок проведу. Вот и стоит в растерянности и не понимает, что же от нее требуют.

А если серьезно, то проблему кадров можно рассматривать как психологическую неготовность применять средства ИКТ в своей профессиональной деятельности и как неспособность использовать образовательные ресурсы.

Психологическая проблема в большинстве случаев возникает у педагогов старшего возраста. «Я много лет преподаю, у меня отличные результаты, меня все знают как опытного педагога, так неужели я не обойдусь без ваших компьютеров и ИКТ?» – типичное мнение многих солидных учителей. Такая ситуация в какой-то мере объяснима и приемлема для ветеранов, им в силу своего возраста гораздо сложнее сменить стиль работы. Но как ни печально, часто приходится слышать эти слова и от сравнительно молодых педагогов.

Несколько сложнее ситуация, когда учитель прошел обучение и добросовестно пытается использовать средства ИКТ на своих уроках. Впрочем, зачастую это желание исходит не от него самого, а от администрации, которая требует «отработать» вложенные в него средства. В итоге все выливается в некую «отговорку» – одна-две презентации в год, пара-тройка открытых уроков и всё. Никакого влияния на информатизацию учебного процесса они не оказывают, но видимость соблюдена, все довольны.

А ведь чтобы использовать ИКТ постоянно и с результатом, увлекать детей в творческий процесс, получая от этого удовольствие, нужно не просто обладать знаниями – они-то как раз вторичны. Главное – быть готовым пересмотреть свою личную педагогическую позицию. На это способны, увы, немногие.

Другая проблема, как это ни банально, – финансово-административная. Информатизация – довольно затратный процесс, денежных вливаний он требует немалых. Позиция же администрации проста до крайности: «Вам технику дали, вот и работайте!»

Да, дали, никто и не спорит, правда, пять лет назад. Но кого это сейчас волнует, кроме учителя-предметника, который не может запустить на нем великолепную обучающую программу из-за нехватки оперативной памяти или других технических проблем? Так уже получилось, что компьютеры устаревают быстро. И президентский Интернет скоро отключат, а безлимитный тариф даже на скорости 256 кб/сек стоит не менее пяти тысяч в месяц. И покупка программного обеспечения больно бьет по карману, пакет же лицензионных программ, поставленных в школу, скуп до невозможности.

Сюда же можно отнести отсутствие ставки инженера. В нашем лицее более 100 компьютеров, которые ежедневно требуют внимания к себе. Приходится выкручиваться, как сумеешь. Как до сих пор живы и работаем – неясно.

Третья проблема, которую я выделила для себя уже давно, скорее социальная, но порождает ее, как ни странно, именно успешный процесс информатизации. В погоне за информацией за бортом остается процесс развития личности. Ребенок активно использует компьютер и все чаще остается с ним один на один. Он учится, получает знания и, вероятно, неплохо сдает экзамены, но… Исчезает потребность во время обучения общаться со сверстниками, нет необходимости высказывать вслух свои мысли. А ведь этому тоже нужно учиться – спорить, отстаивать свое мнение, четко аргументировать свою позицию. Сейчас же у детей отсутствует потребность слушать, а главное – слышать собеседника. Процесс обучения идет полным ходом, но происходит ли воспитательный процесс? Скорее нет, чем да.

Информатизация уже сейчас требует активного вовлечения в образовательный процесс домашних компьютеров учеников и учителя. Поэтому необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы школьные и домашние компьютерные ресурсы использовались согласованно. Это позволит активизировать процессы дистанционного обучения, так как уже сейчас можно спрогнозировать в недалеком будущем новую волну экстерната. Следовательно, можно спрогнозировать, что непосредственное общение в процессе обучения в группе, между учеником и учителем будет сведено к минимуму или вовсе исчезнет. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, процесс обучения очень много теряет.

И если в недалеком будущем мы не хотим получить вместо полноценного и гармонично развитого выпускника ограниченного сухаря-интеллектуала, не умеющего высказывать вслух свои мысли и с кучей проблем в межличностном общении, нужно сейчас начинать разрабатывать новые формы использования ИКТ.

Наталья КОПТЫРЕВА, руководитель ресурсного центра общеобразовательного лицея № 3, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте