Детский лагерь «Большое Приключение» отметил в этом году 15-летний юбилей. За лето здесь отдохнуло больше 1600 мальчишек и девчонок, четверть из них приехали в Карелию по бесплатным путевкам Департамента образования. Каждый год в лагере что-то меняется – и это одна из главных особенностей палаточного городка на берегу Мергубского озера. О том, как рождаются новые идеи «Большого Приключения», рассказывает Матвей Шпаро – создатель и идеолог лагеря, директор московского Центра дополнительного образования детей «Лаборатория приключений», член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Долгими зимними вечерами мы, организаторы и, так сказать, идейные вдохновители лагеря, – Дмитрий Шпаро, директор лагеря Юрий Бабинцев, его заместитель Кирилл Вшивцев, педагог и журналист Екатерина Богданова и я – проводим много часов в обсуждении «Что хорошо и что плохо». Меня больше всего интересует «что плохо», так как всегда есть замечательная возможность сделать что-то хорошее. Что может быть приятнее, чем когда ты меняешь плохое, некрасивое, неправильное на что-то хорошее, качественное и светлое? Хочу рассказать о том, как в «Большом Приключении» появляются новые формы работы с детьми, уверен, это будет интересно и родителям, и специалистам, работающим в детских лагерях.Начну с письма – простого листа бумаги, заклеенного в почтовый конверт, которое было получено летом 1990 года. Мой отец Дмитрий Шпаро всего лишь год назад учредил Клуб «Приключение» и только начинал придумывать детские и молодежные проекты. Мне повезло, я, будучи пятнадцатилетним подростком, провел 14 дней в туристическом лагере «Видживаган» в США, совершая путешествия на каноэ по рекам и озерам национального парка «Баундари-Уотерс» (в переводе – «Пограничные воды», протяженная цепь рек и озер, древний водный путь на границе США и Канады). Для меня эта поездка изменила всю жизнь, достаточно сказать, что концепция американского лагеря легла в основу нашего «Большого Приключения», но об этом будет отдельная история. За 14 дней произошло много событий, поразивших меня, но самое знаковое случилось спустя 2 месяца после возвращения в Москву. К нам домой пришло письмо из Америки от моего инструктора Тома Хаглера. Письмо было адресовано моим родителям, в нем рассказывалось о том, как их сын общался со своими американскими сверстниками и как достойно он справился со всеми сложностями путешествия. Конечно, родители дали прочитать это письмо мне. Я был очень горд, что инструктор так высоко меня оценил. То ощущение счастья я помню и сегодня.Прошлым летом, встречая на вокзале дочку, возвращающуюся из Карелии, я услышал от родителей, ждавших вместе со мной детей, что очень хочется услышать от инструктора хоть какие-то впечатления о ребенке: каким он был в лагере, с какой стороны себя проявил. Тут я и вспомнил про письмо из «Видживагана». Решение пришло само собой: обязательно надо писать из лагеря письма родителям. Решить – легко, воплотить в жизнь – сложнее. Сначала сформулировали общие принципы, потом подумали о том, что письма, которые будут получать родители, должны быть грамотными. Это означало, что нужен некий корректор, который бы просматривал послания перед отправкой и исправлял орфографические ошибки. Таким образом, для администрации «Большого Приключения» эта затея вылилась в кругленькую сумму около 400000 рублей: дополнительный рабочий день у инструкторов, заработная плата редактору, конверты, марки, налоги. Но я уверен, что эти затраты оправданны. Общий тренд – вовлекать в педагогический процесс родителей, надо только правильно находить инструменты и формы. Кажется, нам это удалось.
Комментарии