Сегодня сложно удивить школьника обычным уроком, привлечь его внимание к теме, показать особенности того или иного предмета, иными словами, выработать познавательный интерес. Сколько соблазнов вокруг! Отвлечь ребенка от гаджета или использовать устройство в нужном направлении – задача современного учителя, который должен считаться с тем, что близко, что интересно школьнику. И каждый учитель имеет в своем арсенале методы, способы, формы привлечения внимания детей как при работе на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Познавательный интерес рождается из обычного любопытства, которое возникает у ребенка как естественная потребность, как природное свойство. Если любопытству не дать угаснуть, подпитывать его постоянно, оно превратится в любознательность, тогда потребность получать знания, в том числе и самостоятельно, становится неотъемлемой частью существования.Возможности удивить учащихся возникают на каждом уроке. Так обычное любопытство привело к исследовательскому проекту, а затем и к созданию школьного лингвистического журнала, который функционирует на протяжении нескольких лет.Начиналось все очень просто. Знакомя учащихся 6-го класса с заимствованными словами в разделе «Лексика», я им рассказала о периодах проникновения этих слов в язык, о том, что многие иноязычные слова так прижились в русской речи, что мы их не ощущаем иностранными. Назвала слова «лошадь» и «собака», пояснив, когда и как они пришли в русский язык. Ребята подобрали к ним русские синонимы. Посыпались вопросы: дети пытались узнать, какие еще слова не являются исконно русскими. Тогда я предложила им самим поискать в этимологическом словаре то или иное слово, рассказать о нем, о путях его проникновения и т. д. Следующий этап – поиск иноязычной лексики в произведениях русских писателей и поэтов. Эти работы уже представляли собой серьезные исследования на школьном уровне.Все мы сегодня сетуем, что дети перестали читать классическую литературу. А они аргументируют свое нежелание отсутствием времени, изменением жизненных приоритетов, возможностью получить информацию из Интернета в любое время. Внимание к литературе можно привлечь необычной игровой формой, квестом. Слово новое, привлекает внимание, хотя некоторые девятиклассники слышали о нем и примерно понимают, что собой представляет эта игра. Договорились поиграть, предварительно подготовившись. Основное условие – знание содержания программных произведений, список которых был заранее оговорен. Разбились на команды, готовились неделю. Выяснилось, что дети поделили между собой произведения, на переменах пересказывали содержание, уточняли детали. Игра проводилась во время каникул, так как требовалось наличие свободных кабинетов, раздевалок и прочих уголков, где были спрятаны задания. Для достижения главной цели – помочь герою вернуть память, которую у него отняли инопланетяне, – следовало поэтапно выполнить задания, требующие знания литературы.В результате игры учащиеся не только пополнили знания, но и поработали в коллективе, справились с индивидуальными целями. Соревновательный элемент и коммуникативное взаимодействие еще больше сплотили класс, и самое главное, чего мы хотели добиться, произошло: дети прочитали необходимые произведения.Как видим, многое зависит от нас. Большое количество вопросов, с которыми дети обращаются к нам, учителям, к родителям, к литературе и, конечно, к Интернету, развивает их мыслительную активность, разбуженную познавательным интересом. И нам, как писал К.Д.Ушинский, следует развивать в ученике способность самостоятельного приобретения знаний.Татьяна АГАБЕКОВА, учитель русского языка и литературы школы имени Н.М.Карамзина
Комментарии