Образование – та сфера жизнедеятельности человека, которая затрагивает интересы практически каждого жителя города. Для нас очевидно, что вклады в образование и в раннее развитие детей наиболее результативны с точки зрения долгосрочных социальных эффектов.
Определяя в Послании Федеральному Собранию основные направления новой политической стратегии, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: «Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».Инвестиции в образование и социальное развитие подрастающих поколений – одна из стратегических задач при планировании интеллектуальной и экономической перспективы столицы. Северо-Восточный округ, насчитывающий 441 образовательное учреждение, четко следует заданному вектору развития столичного образования. Нынешний учебный год должен стать важным шагом в модернизации общего образования, направленной на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Нам предстоит решить стратегические задачи в области совершенствования профессионального мастерства учителей и инфраструктурной среды московской школы, системы поддержки талантливых детей, сохранения и укрепления здоровья школьников.Новые возможности в образовании современного ребенка (начиная с прихода его в детский сад или школу) потребуют от нас оказания ему помощи, чтобы он смог безболезненно пройти адаптационный период, нам нужно создать условия для развития индивидуальных способностей и сформировать у ребенка необходимые компетентности.Дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить право ребенка на полноценно прожитое детство, в котором сочетаются эмоциональный комфорт ребенка и его полноценное психическое развитие. Доверие родителей к дошкольным учреждениям значительно возросло благодаря качеству работы детских садов, и это не только хорошая материально-техническая база образовательных учреждений, квалифицированные кадры, но и использование современных технологий и методик.Мощным импульсом развития инновационной педагогической деятельности в детских садах нашего округа стала реализация пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В настоящее время в округе работают ресурсный центр «Воспитание ценностных ориентиров» на базе Центра развития ребенка – детского сада №1837 и городская сетевая площадка ресурсного центра «Здоровый малыш» на базе детского сада компенсирующего вида №2399. 74 детских сада округа объединились в сетевом взаимодействии вокруг успешно работающих 17 ресурсных центров, реализующих основные направления в дошкольном образовании. В Эстафете педагогического мастерства, проводимой в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы», приняли участие свыше 600 педагогов округа. Необходимо более широко организовать трансляцию опыта ресурсных центров и сетевых площадок среди всех дошкольных образовательных учреждений. Большую помощь в этом должна оказать электронная библиотека «Московское образование: от младенчества до школы», создаваемая в городе.Окружную сеть учреждений дошкольного образования выгодно отличает разнообразие новых форм получения образования в дошкольных учреждениях. С 1 сентября 2010 года у нас работают 18 центров игровой поддержки и 130 групп кратковременного пребывания, 21 консультативный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, 3 службы ранней помощи, 11 лекотек, 35 семейных детских садов. С 1 сентября 2010 года вводятся Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Реализация ФГТ – непростой процесс. Окружной методической службе необходимо оказать максимальное внимание и поддержку дошкольным образовательным учреждениям, испытывающим трудности в реализации ФГТ.Отрадно, что все детские сады округа включены в единое информационное пространство. Заканчивается создание сайтов практически всех дошкольных учреждений. Использование ИКТ позволяет не только оперативно осуществлять связь, обмениваться мнениями на форумах, но и проводить дистанционное обучение родителей. Это особенно важно в рамках реализации программы «Московская семья – компетентные родители». Для снижения уровня социального сиротства окружному управлению образования совместно с органами здравоохранения и муниципальными службами необходимо организовать работу «Школы молодого родителя», уделив при этом особое внимание тем, кто еще только готовится стать мамами и папами.Все еще актуальна тема преемственности дошкольного и начального общего образования. Нам необходимо активнее вводить в практику работы дни открытых дверей в школах для детей подготовительных групп, воспитателей, родителей, выступления и знакомство учителей будущих первоклассников с воспитанниками детских садов, выстраивать совместную деятельность по подготовке детей к школе, используя опыт Центрального округа – методических объединений в районах дошкольных образовательных учреждений и школ.В обеспечении доступности дошкольного образования продолжает оставаться серьезной проблема очередности в детские сады. Этот вопрос стоит на контроле префектуры округа, лично префекта Ирины Рабер. Правительство Москвы делает невозможное для решения этой проблемы. В настоящее время государственной системой дошкольного образования в СВАО охвачены свыше 36000 детей, однако очередность в дошкольные образовательные учреждения сохраняется и составляла на 01.09.2010 года 2805 человек. Наиболее проблемной ситуация с очередностью в ДОУ остается в районах Марьина Роща (327 чел.), Бабушкинский (305 чел.), Южное Медведково (168 чел.), Отрадное (276 чел.), Алексеевский (160), Свиблово (140 чел.). Однако есть наш внутренний ресурс в решении проблемы очередности; это открытие дошкольных групп для детей 5-6 лет в малокомплектных школах, в блоках начальных классов, в центрах образования, готовятся к принятию групп дошкольников центры образования №1459 в районе Отрадное, №1682 в районе Бибирево, №287 в районе Останкинский, гимназия №1572 в районе Марьина Роща. Кроме того, префектура и окружное управление образования активно прорабатывают вопрос с заинтересованными организациями по открытию корпоративных детских садов, идет работа по открытию такого детского сада в районе Марьина Роща на базе Ювелирного дома «Эстет».1 сентября 2010 года в Северо-Восточном округе приступили к учебе 79880 школьников, это на 1500 больше в сравнении с предыдущим годом. Такая положительная динамика напрямую связана с увеличением рождаемости в Москве. В этом году в дружную команду школьников мы приняли 8700 первоклашек – это на 500 больше, чем в прошлом году; в 10-е классы было подано 4885 заявлений, а это на 700 больше прошлогоднего показателя.С 1 января 2011 года вступят в силу и изменения, внесенные в Закон «Об общем образовании в городе Москве». Наряду с детьми, которым федеральным законодательством предоставлено преимущественное право при приеме в 1-й класс, такое право теперь получили дети-сироты; ребята, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения; дети из многодетных семей; дети, чьи братья и сестры уже обучаются в данном учреждении. Хотя набор в 1-й класс будет осуществляться только с апреля 2011 года, уже сейчас надо провести всю необходимую организационную работу, в том числе: обеспечить широкое информирование родителей о новых правилах приема; сформировать адресные перечни для каждого конкретного образовательного учреждения. В Закон «Об общем образовании в городе Москве» внесены и другие изменения и дополнения, в том числе зафиксирована ответственность родителей (законных представителей) за получение их детьми общего образования. Впервые в современной истории календарный год был объявлен Годом учителя, который стал важным этапом в решении проблем повышения качества кадровых ресурсов, профессионального совершенствования московского учителя, усиления его роли в формировании гражданского общества. Реализуя комплекс мер, направленный на повышение престижа профессии учителя, Правительство Москвы оказывает столичным педагогам широкомасштабную, разноплановую поддержку. Одним из ее результатов стало неуклонное повышение уровня заработной платы. Сегодня по отрасли она составляет 36284 рубля, а у педагогов – 38700 рублей. Особое внимание мы уделяем закреплению в отрасли молодых специалистов. В новом учебном году в школы округа пришли более 300 человек, в том числе по целевой контрактной подготовке – 32 человека. Для них сформирован достойный социальный пакет, включающий единовременное пособие на бытовое устройство в размере 20 тысяч рублей, доплаты от 40 до 50% к тарифной ставке, частичную компенсацию стоимости проезда в городском транспорте. В 2009-2010 учебном году для молодых специалистов было выделено 12 квартир. Помочь молодому педагогу в профессиональном становлении, оказать ему своевременную методическую и практическую поддержку призван институт наставничества, который с нового учебного года работает в нашем округе. Для этого в ОУМЦ введена должность методиста по работе с молодыми специалистами, которую займут высококвалифицированные учителя, имеющие большой опыт работы.Не остается без внимания и отдых педагогов и их детей в летний период. Следует отметить, что Москва – один из немногих регионов страны, где продолжают выделять жилую площадь для педагогических работников на льготных условиях. Так, в 2009-2010 учебном году Департамент образования и префектура СВАО выделили учителям 48 квартир общей площадью 2445,4 кв. м. Повышение престижа профессии учителя, создание условий для его культурного и духовного роста остаются главной задачей не только текущего Года учителя, но и последующих лет. Во все времена образ учителя ассоциировался с образом интеллигентного человека. Сегодня родители хотят видеть в учителе не только профессионала, владеющего арсеналом педагогических средств, психолого-педагогическими знаниями, но действительно доброжелательного, культурного человека, способного помочь ребятам стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе людьми, а значит, найти себя в будущем. Учитель обязан уважать каждую личность. В новых условиях работа учителя будет оцениваться как с точки зрения достижений ученика, так и с точки зрения профессионального роста самого педагога, что потребует от педагогических коллективов отработку технологии создания портфолио учителя. Это очень важно в контексте введения к 2012 году по всей стране новой системы оплаты труда учителей. Как подчеркнул Президент РФ Дмитрий Медведев, «речь идет не только об увеличении фонда оплаты труда, а о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов». Переход на новую систему предоставит руководителям образовательных учреждений возможность дифференцировать заработную плату учителей, преподавателей и воспитателей в зависимости от качества их работы, но возложит большую ответственность на руководителя образовательного учреждения. В прошедшем учебном году были организованы встречи с коллективами учителей в «педагогических гостиных» тринадцати школ. Мы увидели немало по-настоящему талантливых, интересных людей. В планах на I полугодие 2010 года посещение еще 14 школ. Я благодарю руководителей образовательных учреждений за деловой настрой, за возможность открытого диалога. Очень важно в нынешнем динамично развивающемся мире не выпасть из общего потока. Я сейчас говорю о тех малокомплектных школах, которым необходимо кардинально пересмотреть свою программу развития. Об этом шел предметный разговор на встрече с педагогическими коллективами школ №№195, 242, 298, 352. Считаю, что проблему низкого рейтинга отдельных ОУ должны решать конкретные педагогические коллективы, думаю, не без помощи окружного методического центра. Должна быть разработана система мер по повышению качества оказания образовательных услуг. Отделу школ необходимо взять на контроль выполнение поставленной задачи. С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Его ввод в действие станет началом серьезных изменений в организационно-правовом положении учреждений всего социального комплекса Москвы, включая и учреждения образования. Переход на новые типы (автономное, бюджетное или казенное учреждение) потребует от руководителя учреждения новых профессиональных компетенций, в том числе в вопросах экономного расходования ресурсов. Каждое образовательное учреждение должно провести разъяснительную работу и широкое обсуждение новых организационно-правовых форм с педагогической и родительской общественностью и школьными советами и, опираясь на итоги обсуждения, совместно с учредителем определить новую организационно-правовую форму. Основой деятельности учреждения образования нового типа будет выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг, установленных учредителем. Перечень и требования к качеству государственных услуг уже разрабатывает Департамент образования. Главная же задача, которая сегодня стоит перед руководителями образования всех уровней, – не допустить возникновения социальных рисков, связанных со снижением качества образования. То есть при переходе на новые организационно-правовые формы должны быть полностью сохранены не только объемы и спектр бесплатных услуг основного и дополнительного образования, но и обеспечена возможность дальнейшего инновационного развития образования, основные векторы которого определены программой «Столичное образование-5». Это один из важнейших вопросов, который обязательно будет поднят мною на традиционных встречах с родительской общественностью. График таких встреч уже подготовлен и утвержден. Предстоящий переход учреждений на новые организационно-правовые формы значительно расширяет самостоятельность учреждений как в составлении индивидуальной образовательной программы, так и в расходовании финансовых средств. Сегодня для того, чтобы выстроить деятельность учреждения, руководитель должен хорошо ориентироваться в вопросах менеджмента и экономики. Обязательность образования в области менеджмента и экономики учтена и в новых требованиях к квалификации руководителя учреждения, введенных в минувшем году. На рост профессионального мастерства и повышение качества образования направлен и новый порядок аттестации педагогических работников, который вступает в силу с 2011 года. Его принципиальное отличие в том, что каждый педагогический работник должен будет в обязательном порядке раз в 5 лет подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Проводиться аттестация будет в форме письменного квалификационного испытания и, по сути, станет экзаменом на соответствие профессионального уровня работника современным требованиям.Окружному методическому центру совместно с руководителями образовательных учреждений необходимо подготовить работников к новой системе аттестации. На встрече префекта Северо-Восточного округа Ирины Рабер с педагогической общественностью член совета директоров, руководитель школы №962 Лариса Полякова высказала предложение активнее использовать средства массовой информации для поднятия престижа профессии учителя. И сейчас можно подвести некоторые итоги: активно использовали страницы «Учительской газеты-Москва» для презентации работы по различным направлениям педагогической деятельности дошкольные учреждения №№1837, 2399, общеобразовательные учреждения №№258, 757, 962, 1518, ДЮЦ «Северный»; 9 публикаций были подготовлены специалистами управления образования и методического центра; гимназия №1573 и лицей информационных технологий №1537 активно сотрудничали с телеканалами ВКТ, «Столица» и телерадиокомпанией «Мир»; специалисты управления образования приняли участие в серии передач на ВКТ, объединенных общей темой «Образование в округе».Заслуживает уважения и поддержки инициатива учителей школ №№ 240, 258, 266, 279, 307, 753, создавших творческие проекты о педагогической династии своей семьи. Директор школы №1413 Д.Бонами на встрече с префектом предложил объявить конкурс на лучшую сохранность школы. Сейчас завершается работа над соответствующим «Положением», после чего образовательные учреждения будут приглашены к участию в этом конкурсе.Одним из показателей качества образования стали результаты единого государственного экзамена. В этом году в ЕГЭ принял участие 5161 одиннадцатиклассник. Общие результаты сдачи ЕГЭ в округе выше, чем в предыдущем году. Так, по сравнению с 2009 годом число ребят, получивших наивысший балл на экзамене по русскому языку, возросло практически в 2 раза (с 16 до 30). Самое большое количество стобалльников в гимназии №1518 – 7 человек. Второй год подряд 100 баллов получают учащиеся из гимназии №1565 и Центра образования №1099. В Центре образования №264 в этом году 4 учащихся получили сто баллов, в школе №962 – 2 ученика, по одному – в ОУ №№277, 283, 301, 953, 958, 1413, 1459, 1506, 1537, 1573.Результаты сдачи экзаменов по выбору достаточно высокие, например, количество стобалльников по литературе, истории, обществознанию, физике возросло практически в 2 раза. Всего в округе 48 стобалльников. По этому показателю округ на 5-м месте в Москве. Самые высокие результаты качества обучения по всем предметам показали следующие учреждения: №№ 1518, 1537, 1565, 1573, 1568, 1554, 240, 757, 962, 1099, 1411, 1412, 1413, 1955. Несмотря на то, что мы получили на ЕГЭ достаточно высокие результаты по сравнению с прошлым годом, однозначно утверждать сегодня, что достижения выпускников – результат повышения качества работы педагогов, нельзя, так как по результатам опроса более 50% ребят в течение года занимались с репетиторами. Окружной методической службе необходимо отработать образовательные технологии, обеспечивающие успешную подготовку и сдачу государственного экзамена, а руководителям учреждений следует в обязательном порядке включить во внутришкольный контроль систему работы учителей выпускных классов с учениками, которые планируют сдавать экзамены по выбору. Думаю, существует прямая зависимость между результатами ЕГЭ и качеством работы школ по профильному обучению учащихся. В 2009-2010 учебном году профильное обучение в округе реализовывалось в 120 образовательных учреждениях, что составляет 81% от общего количества школ округа. С 1 сентября 2010 года еще 19% образовательных учреждений перешли к профильному обучению на старшей ступени. Таким образом, к 2011-2012 году 100% школ округа будут осуществлять профильное образование на старшей ступени обучения.Для трансляции позитивного опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в округе создана сеть базовых школ. Большинство школ – монопрофильны. А это значит, что учреждения при выборе профиля обучения ориентируются не на социальный заказ, а на свои кадровые ресурсы, таким образом, ограничивая ребят в выборе профиля. Выход один – повышение профессионального уровня педагогов в данном направлении работы. На заключительном этапе перехода образовательных учреждений округа на профильное обучение ОУМЦ необходимо: разработать «образовательную карту» реализуемых профилей в 2010-2011 учебном году (о ней должны знать старшеклассники, их родители); продолжить изучение состояния внутришкольного контроля качества преподавания профильных предметов в образовательных учреждениях, реализующих профильное обучение.В новом учебном году заработает региональная система оценки качества образования. Созданная база данных объединит: результаты внутреннего и внешнего контроля; результаты диагностики уровня обученности; мониторинговые исследования. Такой структурный подход позволит объективно и комплексно оценить организацию образовательного процесса в конкретном учреждении и определить «проблемные зоны».Одним из ведущих направлений работы станет переход на новый образовательный стандарт. Принятый Федеральный государственный стандарт начального образования выдвигает на первый план формирование модели деятельности учащегося и применения в этой деятельности полученных им знаний. Для осуществления информационной поддержки введения стандартов нового поколения Центр информационных технологий и учебного оборудования создал портал «Начальная школа», им надо пользоваться. В новом учебном году перед столичным образованием стоит задача подготовки учреждений к массовому переходу на ФГОС с 1 сентября 2011 года. Ее выполнение потребует творческих, нестандартных подходов со стороны руководителей всех уровней. Абсолютно логично, что за внедрением стандарта начального общего образования следует новый этап – работа над стандартом основного общего образования, который будет утвержден к концу 2010 года. В новом учебном году будут определены пилотные учреждения. Повсеместное внедрение стандарта основного общего образования планируется осуществить в 2015 году. Каждый педагог знает, как важно вовремя разглядеть способности ребенка, не упустить талант, помочь и поддержать его. Для этого работа с одаренными детьми в округе начинается уже с дошкольного возраста. Для интеллектуально одаренных ребят школьного возраста создана разветвленная сеть учреждений повышенного уровня. Это 5 прогимназий, 2 лицея, 8 гимназий, 20 школ с углубленным изучением предметов, где отрабатываются самые современные технологии работы с одаренными детьми, применяются вариативные системы образовательных маршрутов.Нам нужен в округе химико-биологический лицей. Я надеюсь, в одной из новых школ мы выберем это направление. Мечтаем, что будет новое здание для лицея информационных технологий №1537 Ярославского района.Для создания условий выявления и поддержки одаренных детей в новом учебном году принято решение об открытии ресурсных центров на базе учреждений повышенного уровня. Учреждения повышенного уровня полноценно должны методически сопровождать массовую школу, так как одаренные ребята есть практически в каждом образовательном учреждении, независимо от его типа. Наша задача не только выявить их, но и создать условия, при которых такие дети смогут самореализоваться. Для выявления талантливых детей сформирован комплекс разносторонних конкурсов, олимпиад и соревнований разного уровня. По сравнению с прошлым годом число участников окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников выросло на 15%. Число победителей и призеров окружных предметных олимпиад выросло на 58%. Самые результативные образовательные учреждения округа в окружных предметных олимпиадах (см. таблицу 1).Наблюдается положительная динамика результативности в окружных этапах Всероссийской олимпиады школьников: английский язык – более чем в 6 раз; право – в 5 раз.В прошедшем учебном году из 1805 победителей и призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников: по 2 диплома имеют 187 учащихся; по 3 диплома имеет 41 учащийся; по 4 диплома имеют 9 учащихся; по 5 дипломов имеют 2 учащихся (№№1370, 1430); по 6 дипломов имеют 2 учащихся (№№1506, 1518). В городском этапе олимпиады приняли участие боле тысячи (1035) учащихся 9, 10, 11-х классов школ СВАО. Победителями и призерами стали 129 школьников, это более чем в 2,5 раза больше по сравнению с предыдущим учебным годом.Учреждения, показавшие лучшие результаты в городском этапе Всероссийской олимпиады школьников (см. таблицу 2).Уверенно развивается олимпиадное движение. Ежегодно увеличивается число участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В заключительном этапе приняли участие 27 учащихся округа – победители и призеры городского этапа, семь из них стали победителями и призерами на уровне России: гимназия №1518, ЦО №293, ГОУ СОШ №№962, 1220 (по 2 учащихся); гимназии №№1554, 1565, лицей №1568 (по 1 учащемуся).Но, к сожалению, есть и такие школы, которые не участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников (№№180, 219, 241, 245, 259, 263, 267, 278, 287, 298, 306, 755, 760, 958, 961, 964, 970.) Объяснить ситуацию тем, что школе «просто не повезло» с контингентом, нельзя, так как «такие результаты» напрямую зависят от работы коллектива учреждения.Думаю, в этой связи ОУМЦ необходимо усилить контроль за проведением школьного этапа, разработать механизм качественной проверки и оформления результатов школьного тура, продолжить обобщение и активное распространение опыта работы с мотивированными детьми по проблеме подготовки учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным конкурсам через систему семинаров, «круглых столов». В нашем активе – Московский фестиваль научно-технического творчества и молодежных инициатив (выставка проектов школьников, с родителями, с вузами, интересный опыт нашей работы с МИИТом). Состоялся и открытый смотр-конкурс творчества учащихся «От замысла к изобретению», были представлены работы по 4 номинациям: специальная отраслевая номинация – ресурсосбережение и рациональное использование ресурсов, научно-техническое творчество, научно-исследовательская и проектная деятельность, инициатива юных (к 65-летию Великой Победы). На конкурсе показали высокую активность и отличное качество проектов учащиеся лицея информационных технологий №1537 (на выставке руководитель проектов М.Минченко удостоен медали Академии инженерных наук РФ им. A.Прохорова). В число финалистов и призеров вошли 3 работы учащихся ЦО №1682, 4 работы ЦО №1430, по одной работе школ №№230, 962 и 757; гимназий №№1539, №1572, 1518, 1506, гимназии МИИТ.Наши дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление здоровья школьников – дело не только семьи, но и педагогов. Первоочередная задача образовательного учреждения – научить ребенка бережному отношению к своему здоровью, сформировать у школьника основы здорового образа жизни. Работа эта многоаспектная, требующая постоянного внимания и разнопланового подхода. 2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, необходимо уже сейчас разработать планы, которые не должны быть формальными. В марте 2011 года во всех образовательных учреждениях города пройдут дни открытых дверей по теме «Образование и здоровье». Большое внимание уделяется созданию здоровой среды – важной составляющей модели современной школы, совершенствуются формы повышения двигательной активности обучающихся: так, с прошлого года во всех школах введена обязательная утренняя гимнастика и динамическая пауза. Хочу обратить внимание руководителей, что в этом учебном году данные мероприятия должны также войти в общий режим работы каждого образовательного учреждения. Формирование навыков здорового образа жизни неразрывно связано с занятиями физкультурой и спортом. Важным звеном по привитию основ здорового образа жизни стало обучение детей плаванию. В прошлом году разработаны окружные программы по формированию навыков плавания у обучающихся. На начало прошлого учебного года не умели плавать около 45% школьников младшего возраста. Реализация окружной программы позволила за истекший период сформировать необходимые навыки у 87% учащихся начальной школы. В средней и старшей школе на 17% сократилось количество ребят, не умеющих плавать. Всего же за прошедший учебный год плаванию был обучен 7981 школьник. Взрослые должны стать примером в борьбе с курением, надо ряду руководителей серьезно задуматься над этим.Реализация приоритетной образовательной инициативы ставит перед московским образованием новые задачи. Интенсивное развитие получило инклюзивное образование. Этот результат стал возможен благодаря четкой координации работы всех исполнительных ветвей власти. На северо-востоке столицы существует и успешно работает система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Ядром этой системы стали наши психологические центры и окружной ресурсный центр по интегрированному (инклюзивному) образованию, активно работающий на базе центра «Участие». Наша главная задача в этом направлении – сделать округ удобным для всех детей. А это значит – создать доступную безбарьерную среду для детей с ОВЗ и инвалидов, приблизить все виды образовательных услуг к месту жительства семьи больного ребенка. Благодаря решениям префекта СВАО Ирины Рабер в этом году начнет работу в качестве ресурсного психологический центр «Ирида», расположенный в районе Северный, где количество детей-инвалидов увеличивается сейчас за счет заселения социальных новостроек. Однако в работе по образованию, сбережению, восстановлению и укреплению здоровья особой категории детей в условиях образовательных учреждений округа имеются существенные, не реализованные в полной мере, резервы. В ближайшее время необходимо создать в округе систему выявления контингентов детей, требующих применения различных специальных схем работы по коррекции, реабилитации, профилактике и оздоровлению совместно с Управлением социальной защиты. Сегодня, в свете новых законодательных актов, задачи образования и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов вышли за пределы приложения профессиональных компетенций учреждений коррекционной сети. Все перечисленные задачи актуальны сегодня для каждого педагога в образовательных учреждениях всех типов и видов. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная, школа призвана сыграть в ее решении ключевую роль. В последние годы столичные учреждения образования, а значит, и учреждения Северо-Восточного округа, накопили опыт реализации целевых программ воспитания. Мы говорим о конкурентоспособном выпускнике – это очень важно, но также важно, чтобы он был патриотом своей страны. Молодежь должна реально сопереживать вместе со старшим поколением боль утраты, радость Победы и гордость за свою Родину!Формирование гражданской позиции, уважения к каждой странице отечественной истории, культурным ценностям, к памяти предков, возрождение духовности – вот главные задачи гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В образовательных учреждениях округа развивается практика социальных инициатив. Это прежде всего реализация проектов по ресурсосбережению и экологии, шефство над сверстниками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, проекты по сохранению культурно-исторического наследия Москвы, комплекс волонтерских программ: «Изменим мир к лучшему», «Помоги ближнему», «Молодые лидеры». Все эти проекты должны быть ориентирами для работы в нынешнем учебном году.В конце прошлого века Дмитрий Сергеевич Лихачев дал точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…». И вот одна из оценок, данная СМИ: «Северо-Восточный округ совсем по-новому, но очень талантливо и озорно прочитал бессмертную комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Что ж, только так – талантливо, профессионально, неформально – подходя к проблеме гуманитарного образования, можно приобщить к чтению тех, кто вырос в эпоху Интернета, электронных источников информации. Это проект «Литературный венок России». Сегодня пришло время бережного и трепетного отношения к нашему наследию, особенно к тем многочисленным его страницам, которые показали лучшие качества россиян, их способность действовать воедино, несмотря на различия в этническом происхождении и религиозной принадлежности. Учителя, преподаватели дополнительного образования, классные руководители особое внимание должны уделить тем историческим сюжетам, которые стали объектами фальсификаций. Москва – многонациональный город. Восстановление толерантности, уважения к культуре, языку других народов – важное направление нашей работы.Сегодня у нас есть все, чтобы считать образование стратегическим ресурсом социального развития округа, города: высококвалифицированные кадры; хорошая материально-техническая база; тесное взаимодействие с нашими социальными партнерами.У нас есть надежная поддержка глав районных управ, префектуры округа и лично нашего префекта Ирины Яковлевны Рабер. Большая часть родителей стали нашими союзниками в воспитании детей. Все вместе мы сможем обеспечить успешную работу в 2010-2011 учебном году.
Комментарии