search
main
0

Валентина Горшкова, Санкт-Петербург: Да, профессия учителя не рай. Но зачем нам рай? Там безработица, там тупик….

Проблема кадров в образовании – чрезвычайно серьезная и нерешенная пока в нашей стране в соответствии с потребностями нового времени, бесконечным реформированием, неготовностью принимать вызовы истории, «держать удар» чиновничьего аппарата

Остро стоит проблема дефицита кадров в сфере образования. Мы снова и снова задаемся очевидным вопросом – почему молодежь не рвется строить свою карьеру в школе, колледже, даже в вузе? Снимая слой лицемерия и неправды, приходим к мысли, что это и финансовая, и нравственная, и профессиональная, и социальная проблема.

Именно в образовании, профессиональной деятельности педагога перечисленные аспекты труднее всего разъединить, потому что за каждым из этих стоят живые люди, которые хотят «и иметь и быть», а не только «быть или казаться», которые реально понимают, что происходит в обществе. Они делают вид, что их не волнует отношение государства и общества к школе как месту воспроизводства человеческого потенциала страны, а если и волнует, то в формате отношения к ним учеников. Но и последнее уже становится роскошью, поскольку, как показывает опрос, настоящие талантливые учителя фактически либо изгоняются из образовательных учреждений, либо сами уходят, сохраняя, как они считают, свою уникальную сущность для свершения более важных для них дел жизни.

Что еще настораживает – все чаще в дискуссиях о назначении учителя, отвечая на вопрос, почему я точно не буду работать в школе, молодежь откровенно говорит: «Я абсолютно не люблю детей». Это отдельная социально-психологическая проблема, которая еще требует специального исследования.

Наши чиновники от образования, которые живут в условиях рынка, действуют в общей системе координат. Многие из них приоритетно заняты карьерой, связями, собственным финансовым благополучием.

Кто-то из специалистов в сфере образования недвусмысленно сказал, что ни для чиновника от образования, ни для учителя повышение зарплаты не имеет никакого значения, т.е. от этого они профессиональнее и качественнее работать не будут. Просто зарплата учителя уже не должна быть притчей во языцах в нашем, как никогда финансово насыщенном государстве, она должна стать обеспеченной нормой. Нельзя, чтобы о зарплате учителя говорили, что она неприличная или смешная.

Почему не идут в профессию молодые учителя? Чтобы быть действительно успешным педагогом, необходима огромная самоотдача и вечное самообразование поскольку всегда будет обнаруживаться собственная «культура незнания». Более того, это требует личной ответственности не только за педагогическую работу, но и невольно за то, что происходит в социуме, государственно-образовательной политике. А самое главное – после уроков  уроки продолжаются, метарефлексивные процессы одолевают, сомнения не покидают, то есть, как сказал один студент, «голова не отключается никогда».

Несмотря на такой затратный труд, в обществе явно проявляется пренебрежение к профессии учителя, недооценивается психологическая и энергетическая нагрузка учителя, поскольку результат педагогической работы слишком отсрочен во времени. Вместе с тем многие считают, что в образовании, в отличие от других сфер, почти отсутствует возможность карьерного роста, что понижает и без того невысокий социальный статус профессии педагога и формирует стойкое неуважение к учителю (в лучшем случае, снисхождение).

Да, профессия учителя не рай. Но, по И.Бродскому, зачем нам рай? Там безработица, там тупик, там часы не бьют и, видимо, там время не бежит…

«…Ибо рай – это место бессилия.

Это одна из таких планет,

Где перспективы нет».

Об авторе

Валентина Горшкова, заведующая кафедрой социальной психологии, декан факультета культуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор педагогических наук, профессор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте